Педагогический проект "С чего начинается Родина"
проект (старшая группа) на тему

Чеснокова  Людмила  Николаевна
«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и  родителями задачи? 
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogichskiy_proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект "С чего начинается Родина"

Подготовила: Чеснокова Людмила Николаевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ  №8 детский сад № 7 г.о. Отрадный

Содержание

1.Введение

-актуальность проекта

-паспорт проекта

2.Реализация педагогического проекта " С чего начинается Родина"

I этап –  организационно  - подготовительный.

II этап – основной

III этап – заключительный

3. Заключение

    Литература

    Приложение

Введение

«Все начинается с детства» – эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Малыш начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и  родителями задачи? 

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, РФ. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала бы могучей державой.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Технологическая карта работы над проектом

                  «С чего начинается Родина».

         Проблемное поле.

Общеизвестно, что сформировать нравственную основу воспитания, помочь ребенку успешно войти в современный мир невозможно без любви к близким и своему Отечеству, без уважения к своему народу, доброты и милосердия.  Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Актуальность данного проекта заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Цель: 

воспитание достойного поколения России, прививая детям любовь к Отчизне, родному краю, городу Отрадному, к своим родителям, историческому прошлому, к героям нашего времени.

Задачи: 

в области формирования личностной культуры:

  –    формировать у дошкольника способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

–   разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;

в области формирования социальной культуры:

–   создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;

–   пробудить у детей дошкольного возраста нравственное

                                         

 отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к

 

своей малой родине, к  стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

–   формировать чувство патриотизма, прививая любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Отрадного;

– воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам;

–  установить взаимодействие детского сада с культурно-образова-тельными учреждениями и социальными объектами города Отрадный в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотического воспитанию детей дошкольного возраста

в области формирования семейной культуры:

–   развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, родному дому, улице, городу через  сплочение воспитателя, семьи и детей;

–  формировать у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

–   вовлечь родителей в процесс  пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Тема

Содержание занятия

по развитию речи

Связь с другими видами деятельности

Сроки выполнения

«Моя семья»

Работа над понятием «Родня» (чтение «Домовенок Кузя» стихотворения Я. Акима «Моя родня»)

Заучивание стихов о сестренке, братишке.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»

Рисование на тему «Моя семья».

Беседы на тему «Где мы отдыхали летом» Обсуждение ситуаций из семейной жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

сентябрь

«Мой любимый детский садик»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в д/ с.

Изготовление поделок из природного материала в подарок детям мл. группы.

Пение песен и чтение стихов о д/с.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке  детсада.

Выставка детских рисун-ков на тему «Мой люби-мый детский сад»

октябрь

«Мой город, в котором я живу»

Экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям).

Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Гжельских, Хохломских мастеров.

Прослушивание песен о Отрадном.

Экскурсия по городу.

Рассматривание фото-графий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Изготовление альбома «Природа моего края».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и д/с).

ноябрь

«Я и мое имя»

Для чего человеку имя? (беседа).

«Полное и «неполное» имя (игра).

Этюд «Назови ласково».

Изготовление именинных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

декабрь

1-2 недели

«Новый год у ворот»

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя иг-рушка» (вместе с родителями).

Акция «Покорми птиц».

декабрь

3-4 недели

«Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродук-ций с картин о родной при-роде.

Чтение стихотворения

М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение значения посло-виц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Рассматривание иллю-страций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему «Моя Родина».

Пение русских народных частушек, песен, коля-док.

Рождественское развле-чение. Народные игры.

январь

«Москва – главный город нашей Родины»

Сюжетно-ролевая игра «Па-роход по Москве-реке».

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстраци-ям).

«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям).

«Прогулка по Москве» (видеофильм  под песни о Москве).

Оформление стенда «Москва – столица на-шей Родины» (вместе с родителями).

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве.

Рассказы детей из лич-ного опыта (кто побывал в Москве).

февраль

1-2 недели

«Наши защитники»

Рассказ приглашенного вои-на (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «За-щитники Отечества».

Пение песен об армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

февраль

3-4 недели

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета «Моя мама».

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

март

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах (просмотр видео-фильма).

Беседа о том, что в космосе летают люди разных нацио-нальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

апрель

«Этот День Победы»

Встрече с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронто-вых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к стелле «Солдатские треугольники».

Изготовление празднич-ных открыток.

Высаживание цветов на клумбы д/с.

Оформление стенда.

май

«Город мой родной – Отрадный»

Семейная экскурсия по городу.

июнь

        Предполагаемые результаты

1) Воспитание гражданственности и патриотизма:

– разработка системы нравственно-патриотического воспитания с использованием краеведческого материала;

–    ценностное отношение к России, Самарскому краю, городу Отрадному, символике Российской Федерации, Самарского края и г. Отрадного,  народам Поволжья, народным традициям, старшему поколению;

–    начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

–    создание культурно-образовательной среды ДОУ, создающей оптималь-ные условия для становления у детей целостной «картины мира», пробуждения чувств патриотизма и основ гражданственности;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

– уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

–  актуализация активной позиции родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни:

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– элементарные представления о различных профессиях;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

– ценностное отношение к природе;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на групповых участках, по месту жительства;

– личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Вид проекта

Долгосрочный, групповой, творчески - поисковый

Состав участников  

  дети старшей групп;

  творческая группа педагогов ДОУ;

  родители воспитанников;

  социальные партнеры.

Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

№п.п

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

социально-коммуникативное развитие

Рассказы, чтение книг, беседы с детьми дидактические игры с содержанием о том,как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать и культуру, обычаи и традиции.

1.Формировать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать

умение самостоятельно объединяться для совместной игры

4.Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

2

познавательное развитие

путешествия;  дидактические, словесные игры

Оформление фотоальбомов.Подготовка сообщений о достопримечательностях города

1.Создавать условия для реализации детьми

исследовательских проектов

2.Формировать элементарные представления о Родине.

3

речевое развитие

Беседы, чтение художественной и познавательной литературы. Рассказ педагога.

1.Продолжать работу по обогащению

словаря.

2.Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

3.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

4

художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность детей: рисование, лепка, коллаж.

1.Развивать навыки моделирования из бумаги.

2.Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения разных пород деревьев. 3.Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

4.Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг

друга.

5.Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.

6. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

        

Книги исторического характера, открытки, иллюстрации, фотографии, экспонаты музея..

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

Этапы реализации проекта.

Цель

Содержание деятельности

Срок

I этап – организационно-подготовительный

Создание  организа-ционной основы для реализации проекта.

Анализ современных про-грамм и технологий по патриотическому воспитанию детей.

август

Выявление затруд-нений педагогов при решении данной про-блемы.

Анкетирование воспитателей «Актуальность проблемы патриотического воспитания детей»

сентябрь

Анализ  воспитатель-но-образовательную деятельности  детса-да, выявление про-блем и противоре-чий.

Тематическая проверка «Патриотическое воспитание до-школьников»

октябрь –

ноябрь

Выявление роли ро-дителей в воспитании патриотических чувств у детей до-школьного возраста.

Анкетирование      родителей

«Патриотическое воспитание дошкольника»

октябрь –

ноябрь

Выявление уровня имеющихся пред-ставлений дошкольни-ков  по данной теме.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по  патриотическому воспитанию

октябрь –

ноябрь

II этап – основной

Повышение профес-сиональной  компе-тентности педагогов в применении метода проекта в педагоги-ческой деятельности.

Семинар «Использование проектной деятельности в воспитании патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

январь

Систематизация зна-ний педагогов и ро-дителей о понятиях и  определениях пат-риотического вос-питания.

Круглый стол «Как стать патриотом»

февраль

Пробуждение жела-ния у взрослого и ре-бенка узнавать и от-крывать самого себя в процессе взаимо-действия с  искусст-вом родного края, становление нравст-венно-патриотичес-ких чувств.

Проект «Малыши в мире искусства родного края»

март

Пробуждение инте-реса у детей к своим близким, к самому себе. Поощрение ини-циативы детей и ро-дителей рассказы-вать о семейных тра-дициях, праздниках и  событиях.

Проект « Детский сад – моя Семья»

сентябрь

Побуждение  жела-ния детей к приобре-тению представле-ний об истории воз-никновения родного города. Воспитание уважения к жителям Отрадного.

Проект «Мой город»

ноябрь

Приобщение детей к истокам русской на-родной культуры. Создание условий для  пробуждения интереса к русским народным традициям

«Мини-музей «Русская изба»

декабрь

III этап – заключительный

Создание  условий для трансляции опы-та деятельности пе-дагогического кол-лектива с целью по-вышения имиджа детского сада.

окружной семинар "Патриотическое воспитание дошкольников"

май

Активизация педаго-гического коллектива

в пропаганде патрио-тического воспита-ния дошкольников.

Участие в зональном фестивале детского фольклорного  творчества «Красно солнышко».

апрель

Расширение предста-влений родителей о содержании патрио-тического воспита-ния детей в дошколь-ном учреждении. Привлечение родите-лей к участию в сов-местных мероприя-тиях, согласовывая цели ДОУ и семьи.

Подготовка сборника для педагогов ДОУ по теме проекта.

Систематизация фотоматериала реализации проекта в фотолетописи

Снятие видеосюжетов в ходе реализации проектов

май

В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям, у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Литература

1.  Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005

2.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.

3.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2011.

4.  Ветохина А.Я., Дмиренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011.

5.  Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника // «Управление ДОУ». – 2010, № 6. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ» – 2006,  № 8.

7.  Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8.  Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// «Управление ДОУ» – 2010, № 7.

9.  Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– М.:ВАКО, 2005.

10.  Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Приложение 1.

Конспект  НОД   по патриотическому  воспитанию

на  тему:   "Моя   малая   родина"

для   детей   старшей группы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Программное содержание:

Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;

Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;

Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;

Познакомить с понятием «деревянная Русь»;

Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);

Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация  словаря:  

предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная,  самовар;

географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;

признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.

Оборудование: 

экспозиции в музее «Русская изба»

русский сарафан;

самовар, пироги.

Ход занятия:

Воспитатель:  Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».

Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка,  Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок  Отрадный.

Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В  1925 г.  группа  чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и  лугам, чтобы удобнее  было  пасти  скот. Сказано  –  сделано.  

Весной  десять  человек  поехали выбирать  место   для  поселения  и остановились у  опушки  леса  вблизи  реки  Кинель. Стали  думать,  как назвать  будущий  посёлок.  И  тогда  один  из  них воскликнул:  «Смотрите-ка, ребята,  как  здесь  хорошо! Всё  рядом: лес, вода, рыба. Настоящая  отрада».  

Остальные подхватили  это словечко и решили  назвать посёлок Отрадным.

Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.

Всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку), может кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.

Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала.  На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.

В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает): вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.

Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка).

Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку), сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.  

Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.

Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?

А теперь послушайте мою загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.        (Самовар).

Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки):

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатства принеси.

Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Разливает чай, угощает детей и приговаривает: «Чай пить – не дрова рубить!»

Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Только мы не косолапы –

Косолапы женихи.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Я надену платье бело,

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

3.  Итог:

Воспитатель: Вот, ребята, и подошла к концу наша беседа.

Почему нашу страну с древних времён называли деревянной?

Почему наш город назвали Отрадный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".

АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...

Педагогический проект Тема: «С чего начинается Родина?» для детей подготовительной к школе группы

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина?".

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопри...

Выступление на педагогический совет: "С чего начинается Родина?"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-актуальная задача....

Конспект социально-педагогического проекта "С чего начинается Родина?"

Требования социума района Коротчаево связаны с задачей воспитаниягражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима система...