Детское экспериментирование.
статья на тему

Лагуткина Наталья Владимировна

Все мы знаем, что экология окружающей среды - это глобальная проблема всего мира, и мы, педагоги, должны формировать у детей навыки экологической культуры с раннего детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лагуткина Н.В.

Детское экспериментирование.

Все мы знаем, что экология окружающей среды - это глобальная проблема всего мира, и мы, педагоги, должны формировать у детей навыки экологической культуры с раннего детства. Я уже не один год работаю над формированием экологической культуры у своих воспитанников, и большое внимание уделяю проведению экспериментальной работы с детьми, потому что каждый ребенок любит обследовать предметы, исследовать различные явления, познавать что-то новое.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание - это новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Экологическое воспитание, как новое направление дошкольной педагогики, нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

При проведении экспериментирования нужно учитывать личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, который основывается на признании права каждого из участников экспериментального процесса быть личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям.

Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней


свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением. Не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

Во время работы дети не могут работать молча, разговаривая, они проговаривают свои действия вслух. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является потребностью любого творчески работающего человека независимо от возраста.

Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не все дети склонны к экспериментированию, у одних экспериментирование выражено очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у кого особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься любимым интересным для них делом.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать,


отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Работу нужно начать с построения предметно-окружающей среды. Создать исследовательскую лабораторию, подобрать природный и бросовый материал, оборудование, а также приборы - помощники (микроскопы, увеличительные стекла, весы, магниты, часы и пр.).

В исследований  дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникающими проблемами.

Теоретической базой работы стали исследования академика Н. Н. Поддьякова, которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребенка. Н. Н. Поддьяков утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию.

Знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее

изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова). Взрослому, формирующему у детей знания, необходимо преодолевать монологический дидактизм.

Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «Пробующий» характер.

Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Однако этот вид экспериментирования, как отмечает Л.А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном уровне.

Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются в качестве монологических, как считает A.M. Матюшкин, реального развития познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой: развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в

процессе   систематического   решения   задач   проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих  способов,  как  отмечает Л.А.  Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.

 Итак,

  1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Литература.

  1. ДыбинаО.В., Н.П. Рахманова «Неизведанное рядом». М.:2001.

2.        Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском
саду».М.:2003.

3. ЛапшинаН.М., Т.В. Рассказова «Экологическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста от Здо 6 лет».г. Сосновый Бор, 2001.

4. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1995.

  1. Поддьяков, Н. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком» [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии.- 1990. №5.

6.        Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика -синтез,2002

7.        О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в
детском саду». Волгоград.: 2009.

8.Р. Робинсон «Волшебство в ванной». Росмэн,1999.

9.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Спб:2009.

10.Паршукова И.Л. «Маленький исследователь в детском саду». Спб,2001.

11.        Хелен Иодом и Кейт Вудворд «Домашняя лаборатория». И.:
«Махон»,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...