Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.
статья на тему

Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_lichnostnogo_i_ehmocionalnogo_razvitij.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.

Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер.

Дошкольное детство - сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности.

С трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, личностные качества, причем не только в игровой, но так других видах деятельности: учении, труде и общении.

В плане развития эмоционально-мотивационной регуляции поведения формируются мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

В начале дошкольного возраста это мотивы естественной любознательности, одобрением со стороны взрослых людей;

К концу дошкольного возраста это деловые и личные мотивы, мотивы учения, приобретения знаний, умений и навыков.

Также формируется мотив межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте, это желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми.

В сюжетно-ролевых играх формируются мотивы стремление к самоутверждению, а также сопереживание, стремление помочь другому человеку.

Развитие нравственных норм дошкольника преимущественно:

в 3-4 года - связано с укреплением эмоциональной саморегуляции;

в 4-5 лет - касается нравственной самореализации;

около шести лет - включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Рассматривая личностно-эмоциональное развитие детей с нарушением в развитии можно отметить следующие.

Сниженный уровень знаний, умений и навыков детей с нарушением в развитии в различных областях влияет и на снижение личностно-эмоционального развития.

Качественные особенности самосознания как компонента личности у детей нарушением в развитии с характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.

Структурные элементы самосознания у дошкольников с  нарушением в развитии дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. К таким компонентам относятся:

- когнитивный (половозрастная идентификация и возможность самоописания) и аффективный (эмоциональное отношение к себе, выделение уникального в собственной личности) компоненты образа “Я”;

- потребность в социальном признании взрослого;

- социальное пространство личности.

Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с нарушением в развитии преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво.

У дошкольников с нарушением в развитии наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Дети легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с нарушением в развитии отмечается состояние беспокойства, тревожность.

Дошкольники с нарушением в развитии предпочитают играть в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.

Своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с нарушением в развитии. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи.

Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей.

Для развития личностно-эмоциональной сферы детей с ЗПР необходима работа в следующих направлениях:

- стимуляция интереса к себе,

- расширение представлений о социальном окружении;

- развитие социальных эмоций;

- формирование способности управлять эмоциями;

- развитие высших чувств – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им;

- формируется умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.);

- обучение наблюдению за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом;

- осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.