«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кочеткова Ксения Александровна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Актуальность.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Я считаю, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Опираясь на свой педагогический опыт, я сделала вывод о том, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

         Я считаю эту тему актуальной, так как сенсорное  воспитание  служит  основой  познания   мира,  первой  ступенью  которого  является  чувственный  опыт.  Успешность  умственного, физического, эстетического  воспитания  в  значительной  степени  зависит  от  уровня  сенсорного  развития  детей,  т. е.  от  того, насколько  совершенно  ребенок  слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому я решила заняться методической разработкой по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Цель, задачи методической разработки

Методическая разработка: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Вид работы: творческо-исследовательский

Продолжительность: 3 месяца

Участники: воспитатель, родители, дети ясельной группы.

Образовательная область: «Познание»

Цель работы:

- создание условий для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов по принципу последовательности (сенсорных эталонов), предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Задачи:

1. Познакомить детей с сенсорными эталонами.

2. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами.

3. Обращать внимание детей на сенсорную характеристику предметов.

4. Обогащать сенсорный опыт детей.

5. Развивать у детей цветовое восприятие.

6. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.

7. Формировать у детей положительное отношение к занятиям.

Предлагаемые итоги работы:

- овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины);

- овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями (вкладыванию, выниманию и т.д.);

- создание дидактических игр по сенсорному воспитанию детей (" Ленточки для Чебурашки", " Шарики в домике", " Карусель"), изготовление дидактического материала;                                                                                  

- совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей (помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды по сенсорному воспитанию в группе; проведение родителями игр на развитие сенсорного воспитания с детьми в домашних условиях).

Этапы работы.

1 ЭТАП:

НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

1.Подбор методической и художественной литературы, рисунков, игрушек, модулей, демонстрационного материала.

2. Проведение мониторинга детей, выявление уровня освоения сенсорных эталонов на начало учебного года (Приложение № 1).

3. Ознакомление родителей с данной проблемой через оформление в родительском уголке консультации на тему "В мире реальных предметов ".

(Приложение № 2).

2 ЭТАП:

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Используются следующие виды деятельности:

  1. Проведение занятий с детьми на темы:

" В гости к матрешке ",

" Кукла Катя ",

" В гостях у бабушки ",

" Тетушка Арина в гостях у малышей ",

" Игрушки ".

  1. Совместная деятельность: 

Чтение художественной литературы:

Русско - народный фольклор, А. Барто " Игрушки ", стих " Мой веселый звонкий мяч", В. Берестова " Матрешкины потешки", Л.Павлова "Ежик"

(Приложение № 3).

Дидактические игры:

" Посади жучков на полянку",  " Чудесный мешочек", " Назови цвет",

" Назови форму", " Собери картинку",        "Волшебная коробочка" (Приложение № 4).

Разучивание и проведение подвижных игр:

" Лошадка", " Мячик", " Наши ножки", " Матрешки", " Мыльные пузыри"

(Приложение № 5).

3.Проведение родительского собрания на тему:

" Сенсорное воспитание и его значение в развитие личности ребенка раннего возраста". (Приложение № 6).

4.Проведение промежуточного  мониторинга:

Выявление уровня освоения сенсорных эталонов (Приложение № 7).

3 ЭТАП:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТКИ

1.Пополнение предметно - развивающей среды по сенсорному развитию детей, изготовление дидактических  игр:

" Ленточки для Чебурашки";                                  

" Шарики в домике";

" Карусель" (Приложение № 8).

2. Оформление картотеки игр по развитию у детей сенсорных эталонов (Приложение № 9).

3. Проведение открытого мероприятия. Развлечение «Мишуткины подарки».

4. Защита методической разработки с использованием компьютерной презентации.

Конспекты занятий, направленных на формирование у детей раннего возраста сенсорных эталонов.

Занятие 1

Тема: «В гости к матрешке»

Программное содержание:

1. Учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;

2. Учить детей и упражнять в определении длины: короткий,  длинный;

3. Учить детей и упражнять в определении величины: большой, маленький;

4. Учить детей определять и называть цвет: желтый, красный;

5. Развивать наглядно-образное мышление;

6. Воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться);

7. Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «матрешка», «яблочки», «дорожка».

Предварительная работа:
Рассматривание картинок и предметов по величине, по длине, по цвету; использование дидактической игры  «Собери картинку».


Материалы:
Мягкие игрушки – гости. Цветные полоски «дорожки» (желтого и красного цвета; длинная и короткая), игрушка-матрешка, разрезные картинки, два дерева яблони с яблочками (большое и маленькое)

Методы и приемы

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Вопрос

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Самостоятельная деятельность детей.

Создание проблемной ситуации.

Создание воображаемой ситуации. Введение игрового  персонажа.

Динамическая минутка.

Дидактические

упражнения.

Обобщающие вопросы.

 Дети входят в группу. В группе расставлены мягкие игрушки.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушки и просит посмотреть, сколько гостей у них сегодня. Воспитатель предлагает детям поздороваться. (Дети здороваются).

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они ходить в гости. Дети: «Да».


Воспитатель говорит о том, что сейчас они все вместе отправятся в гости, только вот к кому они пойдут детям нужно отгадать. Воспитатель раздает детям разрезные картинки и просит собрать.
(индивидуальная работа; каждый ребенок из двух частей складывает картинку)
Воспитатель спрашивает детей о том, кто же у них получился? Дети: «Матрешка».


Воспитатель хвалит детей и уточняет, что к ней-то они и пойдут в гости. Вот только живет она далеко, и идти к ней надо по дорожке.
Воспитатель предлагает посмотреть на то,  что перед ними две дорожки желтая и красная, одна короткая другая длинная.
Воспитатель объясняет, что к матрешке надо идти по красной длинной дорожке и спрашивает у детей,  где же красная длинная дорожка? (ответы детей).


Воспитатель говорит, что они выбрали правильный путь и пришли к дому матрешки. Воспитатель вносит игрушку Матрешку.


Матрешка здоровается с детьми. Дети: «Здравствуй, Матрешка».

Воспитатель слегка встряхивает матрешку и говорит о том, что эта матрешка не простая,  в середине не пустая. (вытаскивает матрешку одну из другой).


Воспитатель обращает внимание детей на то, что матрешки красивые, но разные. Эта матрешка большая или маленькая? (ответы детей). А эта? (ответы детей)


Воспитатель предлагает потанцевать с матрешками. Дети встают, начинают кружиться, приседать, хлопать.

Воспитатель хвалит детей. И говорит о том, что пока они играли, да плясали матрешечки и проголодались. Воспитатель рассказывает,  что у матрешек есть сад, в котором яблочки растут, а яблоки разные большие и маленькие.
Предлагает детям сходить в сад, да яблок собрать - по одному яблочку каждый. (На яблонях прикреплены яблочки, сделанные из цветного картона).
Воспитатель предлагает угостить матрешек. Маленькой матрешке дать маленькое яблочко, а большой– большое

Матрешки благодарят детей за яблочки.

Воспитатель говорит о том, что пора им с ребятами домой возвращаться и рассказывает, что домой их приведет короткая желтая дорожка. Воспитатель предлагает детям найти дорожку. (Ответы детей).

Воспитатель задает детям вопросы о том, к кому они ходили сегодня в гости и что делали.

Занятие 2

Тема: «Кукла Катя»

Программное содержание:

1. Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

2. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); форм (куб, цилиндр, трехгранная призма), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения).

3. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

4. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

5. Развивать мелкую моторику.

6. Активизировать словарь: «красный», «синий», «желтый», «куб», «шар», «конус», «ежик».

Предварительная работа: дидактическая игра «Чудесный мешочек», сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу».

Материалы: Объёмная Кукла, весёлые фигурки, волшебная коробочка с прорезью для доставания тел (куба, цилиндра, призмы), мыльные пузыри, плоскостные ежи с прищепками, воздушные шары.

Методы и приемы

Ход занятия

Сюрпризный момент. Введение игрового персонажа.

Вопросы поискового характера

Дидактическая игра «Веселые фигурки».

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

Динамическая минутка

Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации.

Поощрение детей. Обобщающие вопросы.

Воспитатель вносит куклу и рассказывает детям о том, что  сегодня к ним в гости пришла Кукла Катя. (Кукла яркая, привлекательная. В платье Куклы использована ткань основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Сарафан украшен геометрическими фигурами, различными по цвету, форме, размеру).

Кукла здоровается с детьми, представляется, говорит детям о том, что они ей очень нравятся.  Затем кукла спрашивает, понравилась ли она ребятам. Дети: «Да».

Кукла Катя обращает внимание на то, какой у нее чудесный сарафан. Спрашивает детей о том, какого он цвета и какими фигурами он украшен (круг, квадрат, треугольник). Кукла просит найти на ее сарафане круг синего цвета…, квадрат красного цвета… и т.д.

Кукла сообщает детям о том, что с ней пришли весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с детьми в прятки. Воспитатель выкладывает плоскостные фигурки в виде человечков. Кукла Катя предлагает детям закрыть глазки (Убирает одну фигуру). После этого спрашивает, о том, кто ушёл.

Затем кукла рассказывает детям, что ещё у нее есть красивая коробочка. Просит детей отгадать, что в ней находится. (Дети запускают руку в коробочку, на ощупь узнают, называют, показывают тела – кубы, цилиндры, призмы).

Кукла достаёт баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру.

Воспитатель просит детей  прислушаться, и говорит о том, что, кажется, кто-то пыхтит. Спрашивает детей, слышат ли они “Пых, пых, пых”. Воспитатель объясняет, что так пыхтят ежики. (Воспитатель достаёт плоскостных ежей разного цвета). Воспитатель рассказывает детям о том, что ежики грустные, у них осыпались иголочки. Надо каждому ёжику прищепнуть его иголочку (раздаёт детям прищепки аналогичного цвета).

Кукла Катя говорит детям, что ей очень у них понравилось, но ей пора идти домой. На прощанье она делает детям подарок (приносит разные по цвету воздушные шары). Дети называют цвет шара, кукла Катя раздаёт шары.

Занятие 3

Тема: «В гостях у бабушки»

Программное содержание:


1. Учить распознавать животных. Называть их, находить детенышей животных и называть их; учить находить похожие формы по цвету, дать знания о корме животных;


2. Развивать внимание, память, мышление;


3. Воспитывать бережное отношение к животным, уважение к старшим, взаимопомощь;

4. Активизировать словарь: «бабушка», «детеныш».

Предварительная работа:
Беседы о животных, имитация их голоса, рассматривание картинок, игры "Найди такую же", "Назови цвет", "Назови форму".


Материалы: Маска "бабушки", фигуры животных и их детенышей, рисунки, корма животных, формы различных цветов, игрушки, модули.

Методы и приемы

Ход занятия

Создание воображаемой ситуации. Использование аудиозаписи (песня «Машина»)

Сюрпризный момент

Имитация

Вопросы. Беседа.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Игровая ситуация «Покорми животных»

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на осанку и предупреждение плоскостопия


Создание воображаемой ситуации. Дидактическое упражнение.

Самостоятельная конструктивная деятельность.

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня они поедут к бабушке в деревню. (Едут к бабушке. Звучит песня "Машина").


Воспитатель сообщает детям, что они приехали. Детей встречает Бабушка (воспитатель одевает маску): Здравствуйте, мои дорогие помощники. Как я рада вас видеть. Мне нужна ваша помощь. Мои животные спрятались за забором. Давайте  найдем кто там спрятался, и позовем их.
(За забором из строительного материала спрятаны игрушки).

Бабушка описывает внешность зверюшки, а дети отвечают кто это.
Б. - Нос пятачком, хвост крючком.
Кто это? (хрюшка, поросенок). - 2 шт.
- Сам серенький, пушистый, с хвостом. (Кошка).
- Собака
- Корова
- Лошадь - 2 шт.
- Курица
Бабушка расхваливает детей, какие они умные, что  помогли ей найти всех зверей.
Бабушка спрашивает,  почему ее зверята такие невеселые и говорит детям о том, что зверята что-то ей шепчут.
(Звери шепчут Бабушке).
Бабушка объясняет детям, что детеныши ее животных разбежались, заигрались, а их мамы очень волнуются за своих детей.
Бабушка предлагает ребятам привести загулявшихся детенышей к своим мамам.
(Ребята берут игрушки - детеныши и ставят их рядом с "нужной" мамой и обязательно называют животное и детеныша). (Кошка - котенок, свинья - поросенок, корова - теленок, лошадь - жеребенок и т. д.).
Бабушка хвалит детей, благодарит их за помощь.
Бабушка говорит детям, что ее  звери гуляли много, играли. Им, наверное, уже пора покушать. Предлагает детям помочь накормить животных. (Дети соглашаются)

Бабушка объясняет, что каждое животное кушает только свой корм.
Дети раскладывают картинки с кормом к зверятам, кто что кушает.
Молоко - кошке, морковь - кролику, косточка - собаке, сено - корове и т.д.
Бабушка благодарит детей и говорит, что все животные теперь веселые и довольные.
Бабушка предлагает детям вспомнить игру про лошадку
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву,
Я травкой накормлю коня,
Вот сколько пальцев у меня.
Бабушка хвалит детей и говорит, что за их помощь даст всем монетки и  отведет в магазин, где они смогут купить себе игрушку.



Ножки, ножки, бежали по дорожке,
Бежали лесочком, прыгали по кочкам,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок,
Сапожок нашли и домой пошли.
Мы походим на носках,
Мы пройдем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Мы идем так все ребята
И как мишка косолапый.


Бабушка сообщает, что вот так весело они пришли в магазин, что у все есть деньги, на которые они смогут купить себе игрушки. Но деньги у них непростые. Какого цвета денежка, такого цвета можно купить себе игрушку. (У детей в руках «денежки» желтого, синего и красного цвета).
Дети  должны выбрать такого же цвета игрушки - модули.

 (Дети говорят "спасибо")
Бабушка благодарит детей и прощается (воспитатель снимает маску).

Воспитатель говорит, что детям  уже пора возвращаться в группу и предлагает детям в группе  поиграть с игрушками

Занятие 4

Тема: «Тетушка Арина в гостях у малышей»

Программное содержание:
1. Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве.

2. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы.

3. Помочь детям называть свойства воды.

4. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький).

5. Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит".

Предварительная работа: проведение дидактической игры «Чудесный мешочек», игры на различение звуков (погремушки и колокольчики).

Материал: 
Сенсорная юбка, к которой пришиты колокольчики (большие и маленькие), погремушка, геометрические фигуры. Мячики маленькие разных цветов по количеству детей. Большой мяч. Корзина для мячиков. "Чудесный мешочек" - в нём 3 разборные матрёшки. Тазик. Ведёрко синее с холодной водой, красное - с горячей водой.

Методы и приемы

Ход занятия

Сюрпризный момент. Введение игрового персонажа.

Вопросы проблемного характера.

Элементарное экспериментирование.

Причинно-следственные вопросы

Дидактическая игра «назови цвет»

Динамическая минутка

Обобщающие вопросы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Поощрение детей.

В гости к детям пришла тётушка Арина (Воспитатель). Она одета в сенсорную юбку.

Тётушка Арина здоровается и  задает детям вопросы:
- Ребята, я шла к вам в гости и потеряла мячик, а когда нашла его, то он оказался грязным.
- Миша, скажи, что нужно сделать с мячиком, чтобы он стал чистым? (
Помыть)
- Коля, а в холодной воде можно помыть мячик? (
Нет, потому что в холодной воде плохо отмывается грязь и могут замёрзнуть ручки)
- Таня, в горячей воде можно помыть мячик? (
Нет, потому что можно обжечь ручки)
- Катя, в какой  воде можно помыть мячик? (
В тёплой)
- Саша, что нужно сделать, чтобы получилась тёплая вода? (
Смешать холодную и горячую воду)

Тётушка Арина вместе с детьми наливает в тазик холодную водичку из синего ведёрка и горячую воду из красного ведёрка. Получается тёплая вода. Дети трогают водичку. Вопросы:

- Ребята, почему мячик не тонет в воде? (Потому что он лёгкий, резиновый)
- Коля, какой формы мячик? (
Круглый)
- Дети, назовите предметы круглой формы, которые находятся в нашей группе. (
Обруч, тарелка, зонтик и т.д.)

Тётушка Арина обращает внимание детей на свою юбку. К ней пришиты колокольчики и погремушка.
- Алена, что это? (
Колокольчик) Он что делает? (Звенит) Этот колокольчик, какой? (Большой) А другой колокольчик, какой? (Маленький)
- Вова, как звенит большой колокольчик? (
Громко) Маленький колокольчик как звенит? (Тихо) А это что? (Это погремушка) Что она делает? (Гремит)
Тётушка Арина обращает внимание детей на другую сторону юбки, где пришиты геометрические фигуры.
- Оля, это что? (
Треугольник)
- Света, это что? (
Квадрат)
- Лена, это что? (
Круг)

Тётушка Арина вновь обращает внимание детей на большой карман у юбки, а в нём лежат мячики разных цветов. (Дети подходят по очереди и достают из кармана мячики и называют их цвет)

Тётушка Арина. - Ребята, у меня в руках какой мячик? (Большой). А у вас в руках, какие? (Маленькие)
Тётушка Арина
 предлагает детям поиграть и отнести маленькие мячики в корзину.


- Дети, у меня в руках сколько мячиков? (Один) Сколько мячиков в корзине? (Много)

Тетушка Арина говорит, что пришла в гости с "чудесным мешочком". Спрашивает детей, хотят ли они узнать что там?
- Сережа, развяжи мешок и скажи кто там? (
Матрешки). Эта матрешка, какая? (Большая). Другая матрешка, какая? (Поменьше). А следующая матрешка, какая? (Маленькая)
Тетушка Арина предлагает открыть разборную большую матрешку, а там угощение для детей. Тетушка Арина угощает детей,  прощается с ними и уходит.

Занятие 5

Интегрированное (развитие речи, сенсорное развитие, изодеятельность)

Тема: «Игрушки»


Программное содержание:
 1. Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый.

2. Учить детей рассказывать стихотворение.

3. Формировать представление о величине: большой, маленький.

4.  Обучать детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку.

5. Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус.

6. Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

7. Активизировать словарь: «лошадка», «зайчик», «полянка», «угощенья».

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета: "Посади жучков на полянку", "Цветовой круг", рисование штрихов.  

Материалы: игрушки- лошадка, заяц, лиса, тележка, прищепки; коробочка, разноцветные зайцы и листы бумаги. Краска - гуашь, кисти.

Методы и приемы

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Художественное слово (стихи А.Барто)

Вопросы

Дидактическая игра «Прищепки»

Динамическая минутка

Введение игрового персонажа

Художественное слово (стихи А.Барто)

Вопросы

Дидактическая игра «Спрячем зайчиков»

Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Анализ детских рисунков.

Поощрение.

Воспитатель прислушивается: "Кто это к нам едет?" Дети смотрят вокруг. (Въезжает лошадка с повозкой).
Воспитатель спрашивает детей, кто к ним приехал. Спрашивает у детей, кто из них знает стихотворение о лошадке.


Воспитатель вызывает двух детей, предлагает погладить лошадку и рассказать стих, следит за четкостью произношения слов. Если остальные дети тоже выказывают желание, то рассказывают все вместе хором.


Воспитатель говорит, что лошадка очень довольна, что дети о ней так заботятся. Показывает, как она радуется (лошадка ржет). Воспитатель говорит, что она привезла им в подарок большую красивую коробку, а в ней много разноцветных коробочек. (Воспитатель выставляет их на стол).
Воспитатель предлагает взять каждому по коробочке и спрашивает 3-4 детей какого они цвета. Замечает, что тут в коробочке что-то еще есть (высыпает на ковер прищепки).
Воспитатель объясняет, что нечаянно их рассыпала, просит детей помочь их собрать.

Воспитатель говорит о том, что лошадка просит, чтобы дети правильно прищепнули прищепки к коробочке. Синие прищепки на синюю коробочку, а желтые на---? ( желтую).
(Дети собирают и прищипывают).
Воспитатель благодарит детей и предлагает показать, что они умеют, как лошадки ходить и скакать. Под медленный стук бубна предлагает  идти высоко поднимая колени, а под быстрый стук-скакать.


Воспитатель предлагает детям сесть и отдохнуть. Рассказывает, что лошадке очень понравилось с ними играть, но кто-то скребется в повозке. (Достает зайчика). Зайчик тоже  хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый. Помогите зайчику, оботрите его полотенцем. (Дети вытирают). Зайчика забыла под дождем хозяйка. А можно игрушки оставлять под дождем? Кто хочет утешить зайку, рассказать про него стихотворение? (Воспитатель спрашивает двух детей, следит за речью).
Воспитатель говорит, что зайке очень понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей- маленьких зайчиков. (Воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику).
Воспитатель спрашивает детей, какого цвета у них зайчики? (Дети называют).

Воспитатель рассказывает, что лошадка сказала, что где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Предлагает  их спрятать на полянках. (Показывает на разноцветные листы картона).
Спрашивает детей о том, на какой полянке лиса не заметит красного зайку, на красной или зеленой? Значит нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как и сам зайчик. (Дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой- лисой ищет).


Воспитатель говорит, что дети  хорошо спрятали зайчиков, так, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их и вовсе не поймает.

Воспитатель предлагает нарисовать, как зайчики убежали и оставили только следы. (Дети садятся за столы и рисуют следы- штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой- лисой смотрит работы детей, хвалит их.


Воспитатель говорит детям, что лошадка их зовет к себе. Пока они рисовали, она привезла угощенье- фрукты. Воспитатель угощает и просит угостить лисичку. (Дети благодарят лошадку, прощаются).

Занятие 6

Занятие-развлечение

Тема: «Мишуткины подарки»


Программное содержание:
1. Учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),

2. Восприятие предмета, состоящего из частей;

3. Различение и называние цвета - красный, синий, желтый, зеленый;

4. Закрепление понятий - «один» - «много»;

5. Развивать умение сочувствовать, желание помочь

6. Активизировать словарь: «мишутка», «круг», «квадрат», «треугольник», «подарки», «матрешка».

Предварительная работа: обыгрывание потешки «Сорока-белобока», дидактическая игра «Подбери по цвету», игра с геометрическими фигурами «Собери предмет».

Материалы: игрушка Мишутка, Коробочка ч геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), столик-карусель, разделенный на 4 сектора, матрешка разборная, театр Теремок, коробочка с разноцветными тарелочками и ложками, конфеты (угощение детям).

Методы и приемы

Ход занятия

Игровой момент.

Вопросы.

Игра «Разноцветные картинки»

Игра на развитие дыхания «Ветерок».

Динамическая минутка

Зрительное обследование матрешки

Театрализованная игра

Использование художественного слова (сказки)

Вопросы

Обыгрывание потешки «Сорока-белобока»

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Вопросы.

Поощрение детей.

Воспитатель говорит детям, что Медвежонку подарили много подарков на День рожденья и он желает показать их детям.

Открывает первую коробочку - там геометрические фигуры (Мишутка удивляется, не знает, что это такое). Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что это. Дети: Геометрические фигуры (называют).

Воспитатель говорит, что это действительно  геометрические фигуры, но не простые, а волшебные, они могут превращаться в разные картинки.

(Предлагает детям пройти к столику - карусели, стол разделен на 4 секции разного цвета: синий, красный, зеленый, желтый)

1.   Синий цвет - дети называют, какие предметы могут быть синего цвета (шарик, цветочек, небо, речка и т.д.). Воспитатель предлагает на синей секции стола (речке) сложить из геометрических фигур кораблик. Дети составляют, называя цвета, геометрическую фигуру.

Детям предлагается подуть на кораблик.

2.  Зеленый цвет - полянка, дети выкладывают из геометрических фигур домик для зайчика и мишки, обыгрывают.

3.  Желтый цвет - солнышко (глаза - кружочки маленькие, большие круги - щечки румяные, рот - треугольник большой и 2 маленьких).

4.  Красный цвет - цветок, на него села бабочка (тоже составлена из геометрических фигур).

Воспитатель предлагает детям стать  бабочками, и найти свой самый красивый цветок (ответы детей).

(звучит музыка, дети «летают», в это время воспитатель раскладывает на полу макеты цветов, по окончании музыки «бабочки» опускаются на цветы. Дети-бабочки называют цветок (цвет), на который опустились).

Затем воспитатель обращает внимание детей на другой «подарок» Мишутки - матрешка (в собранном виде). (Воспитатель обращает внимание на матрешку: ее наряд, как она красиво расписана, всё яркое украшено цветами и т.д., но матрешка ни одна (открывает матрешку) и детям достается по одной матрешке, подходят к столу).

Сколько кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В теремке живут,

Всех матрешками зовут.

(На столе стоит теремок и всех матрешек дети ставят в теремок).

-    Живут в этом теремочке дружные сестрицы. Пойдет одна погулять, за ней вторая и все остальные от нее не отстанут. А уж как они друг на друга похожи. Идут сестры, а у них прохожие спрашивают:

- Как тебя зовут?

- Матрешкой.

Спросят у средней сестрицы: А как тебя зовут?

- Матрешкой.

А младшенькие всем сами говорят: и я матрешка, и я матрешка. Все сестры-матрешки, но по росту сразу можно отличить одну от другой, (дети показывают самую большую, самую маленькую; предлагает воспитатель ответить, сколько их (много), а самая большая - одна, маленькая - одна).

Захотят матрешки спрятаться и сразу круг редеет. Стоит матрешка самая высокая, самая красивая.

Вот какая матрешка-красавица (передает ее Мишутке).

Мишутка говорит о том, как интересно, какие ему друзья подарки хорошие прислали. Спрашивает детей, нравятся ли им его подарки? (ответы детей) говорит, что будет делиться с ними своими игрушками.

Воспитатель и дети благодарят Мишутку.

Воспитатель рассказывает, что  еще у нее есть красивая коробочка, что же в ней? (Воспитатель открывает, а в ней тарелочки разного цвета и ложки такого же цвета)

- Мишутка, теперь ты будешь кашу варить и гостей своих угощать. Мишутка отвечает, что не умеет кашу варить.

Воспитатель предлагает детям научить Мишутку варить кашу.

Роль сороки играет один из детей или воспитатель, а остальные дети - сорочата сидят за столом. Ребенок читает потешку и раздает тарелочки детям, а в конце говорит:

А ложку не дала, ты сам ее найди, ты сам ее подбери.

Дети подбирают ложку по цвету тарелочки и называют цвета.

Мишутка благодарит детей за то, что они научили его кашу варить и угощает их конфетами.

Воспитатель спрашивает, сколько у Мишутки конфет на тарелочке (много), предлагает детям взять по одной. Спрашивает у детей, сколько конфет у Саши (одна), у Лизы (одна),  а было (много).

Благодарят Мишутку за угощение.

Заключение

         Развитие  сенсорного  восприятия  в  дошкольном  возрасте  влияет  на  мышление,  речь,  эстетическое  восприятие  окружающего  мира,  воображение, и  как  следствие, на  творческие  способности  ребенка.  Ведь  только  тонко  чувствующий, замечающий  малейшие  оттенки  цветов  или  звуков  ребенок  способен  по-настоящему  насладиться  красотой  окружающего мира, а главное полноценно развиваться.

Работая по теме “Сенсорное воспитание детей раннего возраста”, мы достигли определенных результатов. Дети освоили зависимость между предметами по  форме, размеру, цвету, расположению в пространстве. Они научились определять последовательность и результативность своих действий, продолжают активно познавать начало логики, что поможет им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни.

                                      ЛИТЕРАТУРА

1.Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей. - Издательство "Учитель", 2007.

2. Ануфриева А. Игры и занятия для малышей. Горький, Волго - Вятское кн.изд., 2001.

3.  Жердеева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. Ростов - на - Дону. Феникс 2008.

4. Зворыгина Е.В. Я играю! Москва: "Просвещение" 2007.

5. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семьи. Под ред. Курбатовой М. "Просвещение" 1997.

6. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. Москва: "Просвещение" 2007.

7. Кроха. Григорьева Г.Г. Играем с малышами. М.: "Просвещение" 2007.

8. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. М. "Просвещение"1998.

9. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2 - 3 лет. М. Олма Медиа Группа 2009.

10.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М. "Просвещение" 2003.

11.Программа воспитания обучения в детском саду. Под ред. Васильева М.А.  М.:"Просвещение" 2007.

12. Сенсорные  способности  малыша.  Игры  на  развитие  цвета, формы, величины  у  детей  раннего  возраста. Книга  для  воспитателей    детского  сада и родителей,  Э.Г. Пилюгина, - М., Просвещение,  АО «Учебная  литература», 1996 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Мониторинг «Уровень освоения детьми сенсорных эталонов»

С детьми проводилась диагностика по следующим методикам:

«НАЙДИ КВАДРАТ» (Выявление способности к дифференцированному восприятию).

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» (Определение способности цветового восприятия).

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

Итоги подводились по 3 бальной шкале: 3 балла – выполнил задания без затруднений; 2 балла – с заданием справился, но испытывал затруднения; 1 балл – не справился с заданием.

Сентябрь 2010 г.

И.Ф. ребенка

Методика «Найди квадрат»

Методика «Закрась фрукты»

Общий балл

Артем Бар.

1

2

1,5

Артем Буян.

2

2

2

Илья Б.

1

1

1

Ксения В.

1

2

1,5

Вадим Д.

1

2

1,5

Ксения З.

1

1

1

Матвей И.

1

2

1,5

Варя К.

1

1

1

Арина К.

1

1

1

Влад М.

1

2

1,5

Артем М.

2

2

2

Миша М.

1

2

1,5

Даша С.

1

1

1

Настя С.

1

2

1,5

Диана Х.

1

1

1

Вывод: в группе 15 детей, из которых у 6 детей – низкий уровень освоения сенсорными эталонами; у 9 детей – средний. Детей с высоким уровнем развития сенсорных эталонов нет. Анализируя это, можно сделать вывод о необходимости разработки и проведении системы работы с детьми по сенсорному воспитанию.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

Консультация для родителей

«В мире реальных предметов»

Мир двухлетнего ребенка - это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познает малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя.

Внимание двухлетних детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующим его предметов или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами, вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, трясет, бросает и т.п. Так он постигает признаки и свойства отдельных предметов.

"Насытившись" одним объектом, ребенок принимается за другой. Экспериментируя с предметами, малыш постепенно на уровне практического опыта постигать элементарные законы, которые управляют предметами в вашем мире (одни предметы тонут в воде, а другие плавают; шарик катается, а кубик нет и т.п.).

Одновременно с познанием предметного содержания окружающей малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира.

Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: - огорчением, разочарованием и даже слезами - при " неудачах", весельем, смехом в момент радости, удивлением, опасением при столкновении с новым и необычном.

Эмоциональные реакции двухлетних детей - это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Таким образом, организуя жизнь своих малышей, я стараюсь накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе воспитания ребенка предметов и явлений окружающей действительности.

Посмотрите, какая очаровательная гусеница смотрит на вас. В ней храниться множество сюрпризов. Гусеница состоит из нескольких разноцветных кругов, которые, в свою очередь, могут превращаться в яблоко, а в яблоке есть потайная дверца, к которой нужно подобрать ключик по цвету и когда дверца откроется, то перед детьми предстанет обитатель этого уютного домика - червячка.

Зеленый круг. Он также в себе сюрприз. В оборочках находиться кармашек, который застегивается на "молнию", открыв его, можно достать разные (желтые, красные и синие) цветы на ножках - ленточках, которые могут быть легко посажены на полянке с помощью пуговичек.

В желтом круге есть много карманчиков, в которых могут разместиться различные сюрпризы (вырезанные из открыток фигурки, мелкие игрушки, конфеты и т.п.). Также на круге находиться шнуровка, которую с удовольствием расшнуровывают и зашнуровывают дети, тем самым развивая мелкую моторику пальцев рук.

Синий круг может превращаться, то в ночное небо с разноцветными звездочками, то в пруд, где живут разные фигурки - рыбки.

Особое внимание необходимо уделять формированию доброго и бережного отношения к рукотворному миру. Формирование у двухлетних детей доброго и бережного отношения к окружающему миру строится на понятном, близком и доступном им содержании. Материальная основа такого содержания прежде всего состоит из предметов, действительно принадлежащих детям и находиться в их распоряжении. В первую очередь - это относится к игрушкам.

Я часто радую своих детей новыми игрушками, которые мастерю сама. Для подвижной игры я сшила варежку - кота, варежка - мышки. А игрушка "солнышко" и "месяц с мышками" помогают формировать элементарные представления детей о частях суток.

Шкатулка - игрушка служит укрытием для разнообразных секретов. Вспомним, когда вы были маленькие, то часто любили собирать  "драгоценности" - красивую бусинку, пуговку, фантики и т.п., а если сложить их в шкатулку, которая принадлежит только тебе, они никогда не потеряются.

Через игрушки, изображающие живые существа (кукла, зайчик, собачка и т.п.), можно заложить сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Такое отношение включает целую гамму чувств: забота, сострадание, жалости, желание помогать и т.п. Игрушки, отображающие различные, созданные человеком предметы труда, быта (кубики, посуда, машина, мебель), помогают сформировать у ребенка аккуратность - основу бережного отношения к ним, приобщать к уходу за игрушками.

Необходимо помнить, что это появляющееся у детей сочувственное отношение к людям и объектам живой природы.

Формируя бережное отношение к игрушкам, мы закладываем основы разумного и аккуратного отношения к личным вещам, всему рукотворному миру.

Основное содержание работы по формированию у детей доброго и бережного отношения к рукотворному миру включает решение вместе с детьми маленьких  "проблем", возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения и т.п.).

Изготовление подарков и сюрпризов для детей из подручного материала (бумага, фантики, нитки, проволока и т. п.).

Прежде, чем выбросить пустую бутылку из - под шампуня, обратите внимание на интересную крышку, ведь ее зеленый цвет просто  "кричит" о том что, на кого она похожа. И вот, приклеив глазки и связав лапки - шнурочки с пуговками на концах, мы видим забавного лягушонка. В ход идет все: крышки от дезодорантов, пробочки от масла, остатки ярких ниток, и вот итог: забавная обезьянка.

Всем известно: девочки - модницы, любят наряжаться даже в таком раннем возрасте. Свяжите им разнообразные украшения - подвески из ярких ниток, украшаю их кисточками, колечками, помпончиками.

А когда я вижу в глазах детей радость, благодарность, то получаю такой энергетический заряд, что просто не могу остановить полет творчества и продолжаю радовать своих курносиков все новыми и новыми сюрпризами.

Порадуйте и вы своих малышей!

                                                                                 

   ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Тематика художественной литературы

1.Стихи А.Барто "Игрушки".

                                          "Лошадка".

                             Я люблю свою лошадку,

                             Причешу ей шерстку гладко,

                             Гребешком поглажу хвостик,

                             И верхом поеду в гости.

                                             "Зайка".
                             Зайку бросила хозяйка,

                              Под дождем остался зайка,

                              Со скамейки слезть не смог,

                              Весь до ниточки промок.

2.Стих "Мой веселый звонкий мяч".

                               Мой веселый звонкий мяч,

                               Ты, куда помчался в скачь,

                                Красный, желтый, голубой

                                Не угнаться за тобой.

3.Стихотворение В.Берестова "Матрешкины потешки".

                                Сели мы на карусели,

                                 На качели пересели,

                                 Сто знакомых встретили,

                                 На поклон ответили.

4.Детский фольклор.

                                  Одной рукой я травку рву,

                                   Другой рукой я тоже рву,

                                   Я травкой накормлю коня,

                                   Вот сколько пальцев у меня.

5.Л.Павлова "Ежики".

                                    Вышли ежики гулять,

                                    Зеленой травки пощипать,

                                    Ребятишки ждали вас,

                                    И чудесных всех прекрас!

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Дидактические игры

«Назови цвет»

Задачи:

-учить различать основные цвета;

-развивать внимание, память;

-воспитывать наглядно - образное мышление;

Содержание игры:

На столе разложены предметы: красного, желтого, зеленого, синего цветов; воспитатель показывает и называет карточку определенного цвета, а дети находят и называют цвет.

«Назови форму»

Задачи:

-учить детей называть геометрические фигуры;

-развивать глазомер, активность;

-воспитывать культуру поведения.

Содержание игры:

На столе разложены геометрические фигуры и карточки с изображением кругов, квадратов, треугольников; воспитатель показывает и называет геометрическую фигуру, дети на карточках показывают и называют фигуру.

«Посади жучка на полянку»

Задачи:

-закреплять названия основных цветов;

-развивать умение ориентироваться в пространстве;

-воспитывать любовь к живой природе;

Содержание игры:

На полу разложена полянка с разными по цвету листочками, у детей в руках по одному жучку разного цвета, дети называют цвет своего жучка и находят нужный листочек для жучка.

«Чудесный мешочек»

Задачи:

-учить детей называть величину предметов;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-воспитывать желание играть вмести, дружно; активизировать словарь детей (большой, маленький).

Содержание игры:
Сюрпризный момент, тетушка Арина приносит "Чудесный мешочек", она предлагает доставать предметы из мешочка и называть предметы по величине.

«Собери картинку»

Задачи:

-учить детей видеть картинку целиком;

-развивать внимание, глазомер, мышление;

-воспитывать усидчивость, аккуратность.

Содержание игры:

На столе разложены разрезные картинки предложить детям собрать целую картинку с помощью взрослых.

«Волшебная коробочка»

Задачи:

-продолжать учить детей на ощупь находить и называть предметы;

-развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук;

-воспитывать любознательность.

Содержание игры:

Воспитатель приносит волшебную коробочку, дети по одному подходят к воспитателю, не смотря в коробочку, на ощупь находят предмет и называют его, затем достают и все вместе уточняют правильность ответа.

                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Подвижные игры

«Лошадки»

Задачи:

-учить детей правильно передвигаться под темп бубна;

-развивать артикуляционный аппарат;

-воспитывать положительное отношение к животным.

Содержание игры:

Дети становятся по кругу друг за другом и по сигналу бубна дети начинают передвигаться, если стук бубна медленный, то все идут высоко поднимая колени, а под быстрый стук - скачут по кругу.

« Мячик»  

Задачи:

-учить прыгать на двух ногах на ограниченной поверхности;

-развивать ловкость;

-воспитывать умение подражать взрослым.

Содержание игры:

Дети встали в рассыпную, руки на поясе, под слова текста дети начинают прыгать на двух ногах.

                                 Мой веселый звонкий мяч,

                                 Ты куда помчался  скачь?

                                  Красный, желтый, голубой,

                                  Не угнаться за тобой!

Игра повторяется 2 - 3 раза.

                                   

«Наши ножки»

Задачи:

-учить детей соблюдать осанку;

-развивать способность ходить на носочках и на пяточках;

-воспитывать умение выполнять правильно.

Содержание игры:

Дети встали по кругу друг за другом и под слова текста выполняют действия.

                                     Ножки, ножки, побежали по дорожке,

                                     Бежали лесочком, прыгали по кочкам,

                                     Прибежали на лужок, потеряли сапожок,

                                     Сапожок нашли и домой пошли.

                                      Мы походим на носках,

                                      Мы походим на пятках.

                                      Вот проверили осанку

                                      И свели лопатки.

                                      Мы идем  так все ребята

                                      И как мишка косолапый.

Игра повторяется по желанию детей.

«Матрешки»

Задачи:

-учить детей выполнять с помощью взрослых несколько игровых действий;

-развивать внимание, ловкость;

-воспитывать умение выполнять действия вместе.

Содержание игры:

Дети вместе с воспитателем ходят по комнате, высоко поднимают ножки, хлопают в ладошки в соответствие с текстом.

                                   Мы ногами топ - топ -топ!

                                   А в ладошки хлоп - хлоп -хлоп!

                                   Ай да малыши,

                                   Ай да ребятишки - крепыши!

Игра повторяется 2 - 3 раза.

«Мыльные пузыри»

Задачи:

-учить детей называть величину предметов;

-развивать внимание, ловкость;

-воспитывать любознательность;

-расширять опыт ориентировки в пространстве.

Содержание игры:

Воспитатель показывает детям баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру. Игра продолжается по желанию детей.

                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

                              Родительское собрание на тему:

"Сенсорное воспитание и его значение в развитие  личности  ребенка раннего возраста".

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем возрасте  путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;


4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.

Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им.

Очень важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось. 

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.

Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.

Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать.
Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.

Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Существенный перелом в деятельности наступает тогда, когда дети овладевают произвольностью формообразующих движений. Выделению формы как основного признака содействует аппликация из готовых форм или выкладывание из них. Вместо неровного и неоформленного комка глины дети получают правильные геометрические формы, которые надо соотнести с предметами.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.

Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Мониторинг «Уровень освоения детьми сенсорных эталонов»

Ноябрь 2010 г.

И.Ф. ребенка

Методика «Найди квадрат»

Методика «Закрась фрукты»

Общий балл

Артем Бар.

2

2

2

Артем Буян.

2

3

2,5

Илья Б.

2

2

2

Ксения В.

2

3

2,5

Вадим Д.

2

3

2,5

Ксения З.

2

2

2

Матвей И.

2

2

2

Варя К.

2

2

2

Арина К.

2

2

2

Влад М.

2

2

2

Артем М.

2

2

2

Миша М.

2

2

2

Даша С.

2

2

2

Настя С.

1

2

1,5

Диана Х.

2

2

2

Вывод: Таким образом, у 6 детей уровень повысился с низкого до среднего, у 6 детей уровень освоения сенсорных эталонов остался на прежнем уровне;  у 3 детей повысился со среднего до высокого. Можно сделать вывод о положительной динамике уровня освоения детьми сенсорных эталонов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Дидактическая игра «Ленточки для Чебурашки»

Задачи:

Формировать у детей простейшие приемы установления и различения длины;  

Активизировать словарь: «длинная», «короткая»;

Закреплять основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

Развивать внимание;

Воспитывать  доброжелательное отношение к герою.

Ход игры:

Дети поочередно вытягивают ленточки, называют цвет и сравнивают длину ленточки. Воспитатель каждому ребенку задает вопрос: «Какая ленточка по длине? Какого она цвета?».

Дидактическая игра «Шарики в домиках»

Задачи:

Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями;

Обогащать детей различными сенсорными впечатлениями;

Развивать внимание;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать любознательность.

Ход игры:

Дети пальчиками прокатывают цветные шарики, каждый в свой домик, распределяя по цвету. При этом воспитатель вместе с детьми проговаривает: «Катись, катись мой шарик,

В свой домик по пути.

Найдет тебя там мама,

Такая же как ты».

Дидактическая игра «Карусели»

Задачи: 

Учить детей согласовывать свое действие со словами стихотворения;

Закреплять знания об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый);

Развивать равновесие;

Воспитывать положительный эмоциональный отклик на игровые действия.

Ход игры:

Каждый ребенок берет в руку  одну из ленточек и под слова воспитателя двигаются по кругу:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот закончилась игра».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Картотека игр по развитию у детей сенсорных эталонов

УГАДАЙ НА ВКУС
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
_____________
РАСТОПИ ЛЁД
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).
_____________

КТО ЛЕТАЕТ?

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»
Дайте малышу время подумать.
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.
_____________
НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
_____________

ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.


Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
_____________

ПОДБЕРИ ФИГУРУ

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.


Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
_____________

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ 
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.
Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.
_____________
ПРЯТКИ

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
_____________
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
_____________

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?

Приготовьте побольше старой одежды. Поговорите с малышом и узнайте, кем он хочет быть – как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя.
Пусть малыш покажет как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает.
_____________
УЗНАЙ ПО ВЕСУ
Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу.
Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д.
Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком. 
_____________
СПРЯЧЬ ЛИСТОК
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
_____________
НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
_____________
БУСЫ
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
_____________
ГОЛОВОЛОМКА
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
_____________
ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
_____________

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
_____________
СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.
_____________
УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.
Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.
_____________
ПОРИСУЕМ
Наклейте на чистый лист бумаги изображения предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями.
Другое задание: прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставит на бумаге след – покажите его малышу.
_____________
ЧТО ЭТО?
Как-нибудь на прогулке, после шумных игр, присядьте с малышом на скамейку и попробуйте поиграть в такую игру.
Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик.
Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет.
Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой.
Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...