Раннее детство. Адаптация ребенка к детскому саду. Комплексно-тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Бутаева Тасмила Аслановна

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranne_detstvo._adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство. Адаптация детей к детскому саду.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми.

Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического развития.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: 

легкую (1-16 дней), среднюю(16-32 дня), тяжелую (32-64 дня).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.

Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез (недержание мочи), тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.

Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавки в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней.

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема, цель

Самостоятельная деятельность детей

Совместная взросло-детская деятельность

Совместная работа с семьей

Сентябрь

1.«Божья коровка»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе;  развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения.

2.«Листопад»

Цель: создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;  развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;  развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

развитие речи, воображения, творческих способностей.

3. «Прогулка в осенний лес»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; развитие общей моторики;

развитие памяти, речи и воображения.

4. «Мячики»

Цель: развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики;  развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

П/и «Птички»

Р/и «Божьи коровки и ветер»

С/и «Зашагали ножки»

П/и «Мой веселый звонкий мяч»

Чтение потешки «Божья коровка»

Рисование «Точки на спинках божьих коровок»

Игра «Дождик и солнышко»

Рисование пальчиком «Осенний лист»

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к детскому саду.

Индивидуальные беседы с родителями по выявлению интересов ребенка

Первичная анкета

Октябрь

1. «Веселый     Петрушка»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); закрепление пространственных представлений («верх», «вниз»); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.

2. «Зайка»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности;    развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

3. «Мишка»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии;  снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики;     развитие внимания, речи и воображения.

4. «Колобок»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.

Сл/и «По ровненькой дорожке»

П/и «Карусели»

Рисование «Раскрасим  кружочки»

Пальчиковая игра «Капуста»

П/и «Поймай»

Чтение стихотворения Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий?»

Сл/и «Прятки с ручками»

Сл/и «Зайка беленький сидит»

Чтение сказки «Колобок»

Памятка «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

Ноябрь

  1. «Мячик»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса;

развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

  1. «Мыльные пузыри»

Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

  1.  «В гостях у зайчихи Ляли»

Цель: создать благоприятную психологическую обстановку в группе; учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; развивать ориентировку в пространстве

  1. «Кот и мышата»

Цель: пробуждать интерес к жизни детского сада; развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

П/и «Мячики»

П/и «Солнечный зайчик»

Р/и «Мыльные пузыри»

Р/и «Прятки с игрушками»

Лепка «Морковка для зайчонка»

Сл/и «Кот и мыши»

Д/и «Волшебный мешочек»

Р/и «Кто к нам в гости пришел?»

 

Беседа «Правильный выбор одежды по сезону для детей»

Декабрь

  1. «Курочка и цыплята»

Цель: способствовать адаптации малышей к детскому саду; закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя; развивать изобразительные навыки.

  1. Конспект «Солнышко»

Цель: формировать дифференцированные связи с окружающими людьми; развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия; расширять словарный запас

  1. «Волшебный стул»

Цель: воспитывать доброе отношение детей друг к другу; обогащать словарный запас; развивать умение работать в коллективе

  1.  «Новый Год»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения

Пальчиковая игра «Пальчики пляшут»

Рисование «Раскрасим шарики на елке»

Игровое словесное упражнение «Еду-еду, к бабе, деду»

П/и «Поймай солнечного зайчика»

Сл/и «Подарки»

Д/и «Найди пару»

Хоровод «Дети по лесу гуляли»

П/и «Заморожу»

Рекомендации «Игры и упражнения для снятия напряжения»

Январь

1. «Котята»

Цель: формирование положительной самооценки;  развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;  снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; развитие пространственных представлений.

2. Конспект «В гостях у русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы; развивать образное мышление, внимание, память; поддерживать бодрое, веселое настроение

3. «Снежинки»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; развивать доброжелательное отношение к сверстникам

4. «Елочка»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих; снизить уровень тревожности у детей; активизировать доброжелательное отношение к сверстникам

П/и «Кот и мыши»

Пальчиковая игра «Пирожки»

Р/и «Кто к нам в гости пришел?»

Показ кукольного театра «Маша и медведь»

П/и «У медведя во бору»

Сл/и «Кто лучше разбудит медвежонка»

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Рекомендации «Игры для детей раннего возраста различных видов темперамента»

Февраль

1. «Непослушные  Мышата»

Цель: преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики;

развитие чувства юмора, речи и воображения.

2. Конспект «В поисках колобка»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; воспитывать смелость, самостоятельность; вызвать у детей хороший эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем

3. «Гном»

Цель: формировать устойчивое представление о цвете, форме, величине предмета; продолжать учить детей считать предметы, определять количество словами «один», «много»; ввести в активный словарь детей слова приветствия, прощания, приглашения

4. Конспект «Найди различия»

Цель: выявление динамики развития такого психического процесса, как внимание

П/и  «Собираем мячики»

Конструирование из кубиков «Дорожка для колобка»

Д/и с разрезными картинками «Животные»

Упражнение «Ласковая цепочка»

Д /и «Третий лишний»

Познавательная игра «Догоню»

Речевая игра «Выпал беленький снежок»

Совместные игры и упражнения с ребенком:  мозаика – «Выложи дорожку», «Цветной коврик»

Март

1. «Мамин день»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений;  воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков;  развитие восприятия, внимания и речи.

2. Конспект «Облака»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; способствовать снижению уровня тревожности; развивать сенсорные способности

3. Конспект «В гостях у доктора Глаз»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; развивать функцию произвольности; развивать общий кругозор

4. Конспект «Путешествие в зеленую сказку»

Цель: закрепить представления детей о зеленом цвете, обогатить словарь прилагательными: зеленый, зеленая, зеленые; воспитывать бережное отношение к природе

Игра «Прятки под платочком»

Д / и «Овощи и фрукты»

Р / и «Пирамидка,

«Матрешка»

Мозаика. Подарок маме «Собери букет»

Разыгрывание ситуации «У птички болит крылышко»

Игра – танец «Делай как я»

Чтение сказки «Зеленая сказка»

Музыкально-дидактическая игра «Вышла курочка гулять»

Памятка «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей»

Апрель

  1. «Музыканты»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки;

сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

  1. Конспект « В гостях у волшебного мешочка»

Цель: ввести детей в игровую ситуацию; вызвать активный интерес к играм; развитие слухового восприятия; развитие речи и воображения

  1. Конспект «Зайчик в норке»

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения; способствовать формированию у детей умения любить окружающих

  1. «Разноцветные лепестки»

Цель: Обучение действиям с предметами в соответствии с их функциями и свойствами.

Сл/и «Хоровод»

Игра «Кто как кричит?»

Игры с погремушками

Игра «Все захлопали в ладоши»

Чтение сказки С. Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?»

Д / и «Волшебный мешочек»

Д/и «Кто где живет»

Консультация «В преддверии поры «Почемучек» (третий год жизни)

Май

  1. Конспект игрового занятия «В гости к бабушке»

Цель: развивать у детей умение действовать совместно по словесной инструкции; создание положительной эмоциональной обстановки; упражнять в ходьбе с преодоление препятствий

  1. Инсценированная сказка «Курочка Ряба»

Цель: побуждать детей слушать сказку; формировать способность к общению; развивать речевую активность, умение называть персонажей сказки

  1. Конспект «Матрешка»

Цель: закрепление величины(большой, маленький), посредством практических действий с предметами

  1. Конспект «Подарки для пчел»

Цель: развивать воображение, активную речь детей; учить сопровождать речь движениями.

П / и «Поймай бабочку»

Игра «Волшебное зеркало»

П/и «По кочкам - по кочкам»

Рисование «Солнышко» (ладошками)

Чтение книг и потешек «А у нас во дворе»

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Консультация «Психическое развитие ребенка раннего возраста»

Итоговая анкета