Статья на тему:"Копилка методических находок по развитию и активизации словаря у детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа) на тему

Черноситова Людмила Васильевна

Предлагаю вашему вниманию опыт работы по развитию и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-_kopilka.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка методических находок по развитию и активизации словаря у детей дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его  успешного обучения в школе.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение  письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха, без обогащения и активизации словаря.

В возрасте 3 – 5лет основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний  представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но  прилагательных, глаголов.

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: « Что это?» « Кто это?», видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? Что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Кто что умеет делать?»

От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?» и др.).

При назывании действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом?» и др.).

Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

В старшем возрастном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяют развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов (их свойств, качеств, действий). Большое место занимает работа над смысловой стороной слова, расширением запаса синонимов и антонимов, формированием умения употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работа с синонимами способствует осознанию ребенком возможности подбирать разные слова со сходным значением, формирует умение использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к указанному словосочетанию (веселый мальчик, радостный), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (смелый – храбрый),  дети учатся точно в зависимости от контекста употреблять слова. Составляя предложения со словами синонимического  ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), ребенок осознает оттенки значений глаголов.

В старшей группе дети учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчаться, пришел – приплелся), или значения прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный, старый – дряхлый, робкий – трусливый).

Важное место занимает работа над антонимами, в процессе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Они выполняют задания на подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), у изолированным словам (легкий – тяжелый) или на придумывание концовки к предложениям (Один теряет, другой.. находит).  

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.

Развитие речи – процесс длительный, требующий взаимоотдачи всех участников воспитательно – образовательного процесса (родителей, педагогов и детей). Именно поэтому мы используем разнообразный спектр традиционных и инновационных форм работы с семьями воспитанников.

Традиционно - один раз в месяц проводим игротеку.Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком  другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.

Одной из востребованных форм общения педагогов и родителей по обогащению и активизации словаря у ребенка стал выпуск газеты под названием «Кап и капелька», которая выходит один раз в месяц. В ней представлено несколько постоянных рубрик. Так, рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации:

 по формированию различных речевых навыков, например артикуляция (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать артикуляционные упражнения и пр.);

 по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка и т.д.

Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, мы учитываем и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу  дня усталость. Наш совет - «играть на кухне».

Игры на обогащение словаря ребенка, такие как:

 «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща?  Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

 «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

 «Приготовим сок». «И яблок, сок …(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни.. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «По дороге из детского сада (в детский сад).

 «Я заметил». Давай проверим, кто  из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.

Игра на обогащение словаря ребенка.

 «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п.

Начиная со старшей группы по рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель -  расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…) и т.п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. Например: бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку.  Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.

Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей.

 При проведении НОД по обучению детей пересказыванию с опорой на графические схемы. Мы ставим задачу: активизация и обогащение словарного запаса.

Н/Р. Мы запланировали пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н. Сладкову).

- Для этого мы с детьми проводим подготовку к восприятию текста. (Уточнение и активизация словаря).

- Какая сейчас осень (сейчас поздняя осень).

- Какая осень была? (Была золотая осень).

- Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает).

- Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечнее лучи).

(Чтение отрывка).

 Мы используем лексико-грамматические упражнения по тексту:

А) игра «Ассоциация». Развитие ассоциативного мышления.

- Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете? (лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи).

- Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода).

Б) Игра «Краски осени». Расширение словаря признаков.

- К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.

Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их.

Дети выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная).

- Найдите «подводные краски». (Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная).  Повторное чтение рассказа и пересказ рассказа.

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря. Выработка навыков осознанного и умственного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Знакомство с окружающим – одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста.

Согласно нашим наблюдениям за образовательной деятельностью детей мы можем заключить, что данная работа эффективна: дети в речи обозначают названия предметов, действий, признаков; используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, сложные предложения разных видов; умеют образовывать однокоренные слова; составляют рассказы по картине, по серии картин, из опыта, небольшие сказки, обыгрывают детские сочинения театрализованными средствами. Ребята могут выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками; непринужденно вести беседу; формулируют и задают вопросы; строят ответы в соответствии с услышанным. В речи детей прослеживается динамика развития навыка речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Методическое обеспечение по развитию конструктивно – модельной деятельности у детей дошкольного возраста по теме «Ателье»

КОНСПЕКТсовместной деятельности педагога и детейпо теме «Ателье»  ( пошив платья для конкурса «Мисс экология) Возрастная группа:  подготовительнаяВиды деятельности детей: – познавательн...

Методическое обеспечение по развитию конструктивно- модельной деятельности у детей дошкольного возраста по теме "Ювелирная мастерская"

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей был разработан для формирования  представлений о ювелирной мастерской, о материалах используемых в ювелирной деятельности, для формирования ум...

Развитие лексико-грамматического словаря у детей дошкольного возраста

Развитие лексико-грамматического словаря в норме и недоразвитиие лексико-грамматического словаря в речи детей. Игры для формироания словоря. Учебно-методические пособия...

Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возраста»

Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возра...

Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».

Дошкольный возраст -  это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...

Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....