"Зимняя прогулка с малышами" Консультация для воспитателей
консультация на тему

 «Зимняя прогулка с малышами»

 (консультация для воспитателей МДОУ)

 

Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспита­ния ребенка.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, осо­бенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способст­вующей своевременному развитию моторики, правильному формированию важ­нейших органов и систем.

Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях­ является утренняя прогулка.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocr16525.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск    Управление образования

МДОУ «Детский сад №93»

«Зимняя прогулка с малышами»

(консультация для воспитателей МДОУ)

Подготовила: Митрофанова И.Б.

   

Саранск. 2014г.

Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующей своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

У детей четвертого года жизни происходят заметные изменения в том, как они овладевают двигательными умениями и навыками. Движения дети выполняют достаточно свободно и легко, это поддерживает их положительное эмоциональное отношение к самостоятельным действиям и играм, а имеющийся двигательный опыт

позволяет управлять своими движениями, подражать движениям животных, птиц, транспорта, а также воспроизводить действия по образцу взрослого. Младшие дошкольники много и с удовольствием бегают, прыгают, поднимаются на снежные валы

и сходят с них, лазают, катают, подбрасывают и ловят снежки.

        Самым благоприятным временем для реализации потребностей детей в движениях является утренняя прогулка.

        Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но

оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношенииразных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей.

Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомитьсясо свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающейдействительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственнуюориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Пребывание детей на свежем морозном воздухе способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как поддержание нормальной температуры тела в этих условиях требует интенсивных энергетических затрат, что в своюочередь ведет к увеличению количества потребляемого кислорода.

1


Комплексная оценка двигательной активности детей позволяет выделить три

уровня ее развития.

Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем двигательной активности. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками, бег в разных направлениях с обеганием предметов, влезание на снежный холм и спрыгивание с него, ходьба на

лыжах и скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, катание на санках).

Дети 3-4 лет со средним уровнем двигательной активности (55%) достаточно уравновешенны, активны, подвижны и самостоятельны. Но и им не всегда удается правильно выполнить задание, так как они поглощены самим процессом движений, их эмоциональной стороной.

Дети с высоким уровнем /44 (17%) гиперподвижны, легковозбудимы, имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Для них характерны действия высокой интенсивности, что мешает им быть внимательными и правильно выполнятьдвигательные задания педагога. А их самостоятельная двигательная активность однообразна

Дети с НИЗКИМ уровнем двигательной активности (28%) малоподвижны, отличаются плохоразвитой моторикой, часто болеют. Им присущи неуверенность в своих движениях, неустойчивость эмоционального тонуса. Такие дети особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста основными задачами на прогулке являются:

. знакомство детей с различными видами движений и создание вариативных

условий для их систематического выполнения;

        . закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;

        . создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числев

движениях, и положительного эмоционального состояния.

Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога. Так, планированиеигр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В

2


дни проведения занятий по физической культуре в зале советуем на прогулке поиграть с детьми в хорошо знакомую им подвижную игру. В другие дни, когда занятияне проводятся, на прогулке планируются подвижная игра и игровые упражнения. Вмладшей группе их продолжительность составляет 15 минут, в средней - не более20 минут.

С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал, предлагаемый на физкультурных занятиях, увязывать с играми и упражнениями на прогулках. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной воспитателем двигательной деятельности.

Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает к самостоятельности, творческой активности. Так, сначала в игре «Поезд» дети просто идут друг за другом, везя за собой санки, затем поднимаются на большую горку и на санках спускаются друг за другом, соблюдая определенные интервалы. Через некоторое время, когда дети освоят предлагаемые движения,

педагог продолжает игру: спустившись с горы, дети гуляют по лесу, имитируядвижения животных и птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т.п.

Дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место во время различных построений (занять определенное место в «поезде», найти свой «домик» и т.п.).

Перед проведением игр и игровых упражнений необходимо подготовить физкультурно-игровой материал, выбрать игры с учетом возраста и сезона года, продумать ход прогулки, распределить роли. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности.

Известно, что младшие дошкольники любят играть в знакомые им подвижные

игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес к играм падает. С малышами в новую игру целесообразно играть в течениедвух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые

3


пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их двигательной активности.

Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. На зимней площадке, покрытой снегом, можно проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т.д.). Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким видам движений, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб сневысоких пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.

Большую радость доставляют детям катание на санках и ходьба на лыжах. В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы обучения ходьбе на лыжах, индивидуальные и подгрупповые.

Предлагаем вниманию читателей вариант планирования двигательной активности детей 3-4 лет на зимней прогулке.

Первый день. Подвижная игра «В гости к Снеговику». Дети парами идут за воспитателем, обходят разные препятствия, встречающиеся на пути; любуются красотой зимнего пейзажа, слушают, как скрипит снег под ногами. Подходят к Снеговику, рассматривают его, ходят, взявшись за руки, вокруг Снеговика, затем бегут иснова идут спокойным шагом.

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Маленькие и большие». Дети идут на лыжах за воспитателем. Он обращается к детям: «Покажите, какими вы были маленькими (дети идут в полуприседе). А теперь вы стали большими (встают и поднимают руки вверх)>>. Затем дети идут на лыжах ступающим шагом за воспитателем. Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Пружинка». Дети стоят на лыжах, поднимают то правую, то левую ногу выполняют пружинистые приседания на лыжах, затемидут ступающим шагом за воспитателем.

Второй день. Подвижная игра «Поезд». Воспитатель - «паровоз», дети - «вагончики». Они встают друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. По команде «Поехали!» идут, меняя направление; по команде «Остановка» останавливаются. Затем разбегаются по всей площадке. По команде «Поезд» вновь собираются вколонну.

4


Первая подгруппа. Игра-упражнение «Лошадки». Дети идут на лыжах, прихлопывая ими по снегу. По команде «Тпру!» останавливаются, вытягивают рукивперед, как вожжи.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Скачки на лошадке». Воспитатель предлагает детям дойти на лыжах до условного места, например снежного холма, на расстоянии 10 м. Там дети снимают лыжи и бегут по утоптанному снегу до флажка (5 м), а обратно идут спокойным шагом.

Третий день. Подвижная игра «Зима пришла». Дети образуют круг, не держась

 за руки.

Воспитатель (стоя в кругу).

Снегом все уже покрылось,

Вот уж и сама

В гости к нам заторопилась

Зимушка-зима.

Дети бегают по площадке, повторяя за воспитателем движения: «снежинки»,

кружение, приседания и др.

Воспитатель.

Снегопад, снегопад,

Снежинки в воздухе кружат,

Снежинки на земле лежат,

Скоро будет зимним сад.

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Загони льдинку». На снегу перед каждым ребенком лежит цветная льдинка (или снежок). По команде воспитателя детиподталкивают льдинку ногой, стараясь попасть в лунку.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Льдинка, льдинка, осаль». Воспитатель клюшкой ведет льдинку, стараясь осалить кого-нибудь из детей. Они быстроубегают от воспитателя.

        Четвертый день. Подвижная игра «Бегите ко мне». Дети по сигналу воспитателя «Бегите» быстро бегут с одной стороны площадки до противоположной.

        Первая подгруппа. Игра-упражнение «След в след». Дети идут по следу воспитателя, затем прыгают, бегают, стараясь попасть в след.

5


Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Прыгни и повернись». Дети произвольно располагаются на снежной площадке и на счет воспитателя (один, два, три)

прыжком поворачиваются.

Пятый день. Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Каждый ребенок имеет свое место - «домик». По команде воспитателя дети выбегают из своих «домиков», бегают, кружатся, танцуют и т.д., затем собираются в круг. Воспитательзайчик находится в центре круга, дети повторяют все его слова и движения.

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Белые медведи». Дети на четвереньках, переваливаясь с боку на бок (как медведи), поднимаются на снежную горку. Поднявшись, встают на ноги и бегут при поддержке взрослого.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Не упади». Дети друг за другом с помощью воспитателя поднимаются на снежный вал, идут по нему, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивают и бегом возвращаются на место.

        Шестой день. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Пройди и не задень». Дети идут на лыжах за воспитателем, огибают различные крупные предметы, стараясь их не задеть.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Ходьба парами». Дети парами, держась за руки, идут за воспитателем в разном темпе. Основное правило - не разорвать «цепочку».

Седьмой день. Подвижная игра «Берегись, заморожу». Воспитатель-«мороз» стоит в кругу. По его сигналу дети разбегаются по всей площадке, он догоняет их:

«Берегись, заморожу».

Первая подгруппа. Игра-упражнение «В гости к Снеговику». Дети в разном

        темпе идут за воспитателем к Снеговику, рассматривают его, кружатся, танцуют вокруг него.

        Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Попрыгунчик». По сигналу воспитателя

дети прыгают на двух ногах, стараясь продвинуться как можно дальше.

Восьмой день. Подвижная игра «Снежинки и ветер». Воспитатель выполняет роль «ветра», а дети - «снежинок». Дети бегают, кружатся. По сигналу воспитателя убегают от «ветра».

6


Первая подгруппа. Игра-упражнение «Кто дальше бросит снежок».

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Из кружка в кружок». Дети на двух ногах

 прыгают из одного кружка в другой кружок.

Девятый день. Подвижная игра «Пузырь».

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Где же ваши ручки, где же наши ножки».

Дети вытягивают руки вперед и потом прячут их, затем выставляют поочередноправую, левую лыжу хлопают руками и притоптывают ногами. Затем в спокойномтемпе идут за воспитателем по лыжне на расстояние 20 м.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Петушки машут крыльями». Дети стоят на лыжах, плавно поднимая и опуская руки, затем скользящим шагом идут за воспитателем на расстояние 10 м.

        Десятый день. Подвижная игра «Снежная карусель».

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Будь внимателен». Дети идут по лыжне сначала ступающим, затем скользящим шагом. По сигналу воспитателя останавливаются, снимают лыжи, идут по снежной дорожке к снежному полю, на которомразбросаны разные цветные предметы. Воспитатель поднимает флажок зеленогоцвета - дети собирают предметы этого же цвета и т.д.

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Отзовись по имени». Дети идут по лыжне ступающим шагом по кругу. Воспитатель, который находится за кругом, называет имя ребенка. Тот выходит из круга и идет на лыжах вслед за воспитателем ит.д.

Одиннадцатый день. Подвижная игра «Два Мороза».

Первая подгруппа. Игра-упражнение «По дорожке ледяной». Дети поочередно

 скользят по ледяной дорожке с помощью воспитателя.

        Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Не упади». Дети идут скользящим шагом по дорожке при поддержке воспитателя.

        Двенадцатый день. Подвижная игра «Зайцы и волю>.

        Первая подгруппа. Игра-упражнение «Шире шаги». Дети широким шагом

идут по снегу.

        Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Быстрей шагай». Дети в быстром темпе

идут за воспитателем по снегу.

7


Тринадцатый день. Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки» (хороводная). Дети разбегаются по кругу, по сигналу воспитателя собираются в круг и ведут

хоровод.

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Не пройди мимо». Дети идут по рых        лому снегу и собирают разные предметы, затем вместе с воспитателем считают их.

        Вторая подгруппа. Игра-упражнение «По снежному мостику». Дети на четвереньках забираются на невысокий снежный вал, идут по нему и спрыгивают вниз.

        Четырнадцатый день. Подвижная игра «Займи свой домик».

        Первая подгруппа. Игра-упражнение «Санный поезд». Воспитатель связывает трое санок и вместе с детьми везет санный поезд, на котором сидят другие дети. Через некоторое время дети меняются местами.

        Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Попрыгунчики около санок». Дети

стоят около санок, по команде воспитателя прыгают возле них.

        Пятнадцатый день. Подвижная игра «Найди предмет» (елочку, снегурочку,

        зайку и т.д.).

Первая подгруппа. Игра-упражнение «Узнай, чей след». Дети идут за воспитателем, рассматривая следы разных животных, оставленные ими на снегу (птичка, собака, кошка, медведь). С помощью воспитателя определяют, чьи это следы, и воспроизводят действия и звуки их «хозяев».

Вторая подгруппа. Игра-упражнение «Попади снежком в цель». Дети бросают снежки в снежный ком и быстро возвращаются на свое место.

8


Литература

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - 244 с. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Рунова М., Медведева В. Зимняя прогулка с малышами // Дошкольное воспитание. - 2003. - N2 12. - С. 35-41.

9