Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Яковлева Светлана Викторовна

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых -  развитие слухового восприятия, счёта, внимания.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие  №1

  1. Вводная часть: Приветствие «Хлопки-движения»

Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания.

На один хлопок- руки к плечам, на два – кивок головой, на три- руки на пояс, на четыре – руки за спину.

Пальчиковая гимнастика«Здравствуй, солнце золотое»

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!  (каждые пальчики  соприкасаются друг с другом).

  1. Основная часть: Самостоятельная работа с  заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие координации, аккуратности, внимания, мышления.                                                                                                            На листе в клетку ребятам даётся начатый узор, точки, которые он должен соединить и продолжить узор.

Упражнение «Что изменилось?» на  память, внимание.  Детям предлагается в течение 10 секунд рассмотреть нарисованные предметы и запомнить их, после показывается другая картинка с предметами и дети называют что изменилось.

    3.Малоподвижная игра «Зеркало» Цель: уметь повторять движения того, кто стоит перед тобой. Развитие мышления, памяти, воображения.                   Игра «Что лишнее»  на логическое мышление.                                                                  Детям предлагается выбрать «лишний» рисунок на каждой карточке, назвать его номер и объяснить свой выбор.

  1. Релаксация «Игра с песком» Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.
  2. Ритуал прощания. ( дети рассказывают, что понравилось на занятие,  у кого что получалось, у кого нет)

Занятие № 2

1.Вводная часть: Приветствие «Хлопки-движения»Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания.  

На один – руки к плечам, на два – кивок головой, на три – руки на пояс, на четыре – руки за спину, на пять – взяться за руки.      

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое»

2. Основная часть: Самостоятельная работа с  заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, умение выполнять работу по образцу, умение слышать взрослого, развитие аккуратности.                                                                    (дети выполняют задания в тетрадях, а так же выполняют тестовое задание «Найди букву».

3.малоподвижная игра «Назови соседей». Цель: развитие координации, ловкости движений, закрепление счёта от 1 до 10.

Педагог-психолог каждому ребёнку бросает мяч по очереди. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа (на один меньше, больше). Если, поймавший, ошибается, то выбывает из игры.                                          Игра «Что и когда» Цель: расширять кругозор, уточнение представлений о временах года, развивать мышление, память.   (например: снег тает – весной, листья опадают – осенью, люди загорают – летом, белка заготавливает грибы – осенью, солнце светит, но не греет – зимой, птицы прилетают с тёплых краёв – весной, в какое время года спит медведь, ёжик – зимой, на какой праздник люди наряжают ёлку – новый год, в какое время года появляются на проталинках первые цветы – весной, подснежники.

4. Релаксация «Игра с песком» Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.

5.Ритуал прощания.

Занятие № 3

1.Вводная часть: Приветствие «Хлопки –движения»  Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания. (см. зан. №1,2)

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое»                 Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дубок! Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (каждый пальчик соприкасается друг с другом).

2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями.

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, развитие аккуратности.                                                                  (дети выполняют задания в тетрадях и тестовое задание).

Упражнение  «Выложи буквы»   Цель: развитие мелкой моторики,         ориентировка   на плоскости, развитие мышления.

3. Малоподвижная игра «Поезд»  Цель: развитие внимания, памяти.

Правила игры: Детям раздаются карточки с нарисованными фигурами. Так же для рассмотрения даётся большая карточка, где расположены фигуры. Даётся задание: внимательно рассмотреть и встать так, как расположены фигуры.

Игра «Составь рассказ»  Цель: развитие связной речи, логического мышления. Перед детьми раскладывается серия картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.                                                     4. Релаксация

  1. Ритуал прощания.

Занятие № 4

  1. Вводная часть: Приветствие « повтори мои хлопки»  Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, памяти. (дети прохлопывают столько хлопков, сколько они услышали)                                                                            Пальчиковая гимнастика: «Зайчик-колечко»Вышел зайчик на крылечко и нашёл себе колечко. А колечко не простое, блестит, словно золотое.( упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны, потом пальцы соединять в колечко)
  2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной  координации, внимания, мышления, развитие аккуратности.                                                       (дети выполняют самост. задания + тестовое задание: среди букв найти цифру 5 и выложили цифру из цветных палочек в нижнем пр.углу).

  1. Малоподвижная игра « Самый внимательный»Цель: закрепление левой и правой руки, сторон, памяти,  мышления, внимания.                                                    (1.поднимите левую руку, 2. поднимите правую руку, 3. дотроньтесь до правого плеча, 4. уберите за спину левую руку, 5. поверните голову в правую сторону, 6. согните левую ногу в колене, 7. сделайте хлопок под правой ногой)

Весёлые задачки  Цель: развивать логическое мышление, внимание, закреплять счёт. (На веточке сидело 5 галок, 2 галки улетели, сколько осталось?)….

  1. Релаксация «Лимон»(Я держу в руке лимон, чувствую, что круглый он, я его слегка  сжимаю, сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю)
  2. Ритуал прощания.

Занятие № 5

  1. Вводная часть: Приветствие «Подари улыбку»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик-колечко»

  1. Основная часть: Самостоятельные задания

Цель: развитие мелкой моторики рук, зрительной координации, умения слушать и выполнять задания, как по образцу, так и самостоятельно. Тест «Зачеркни цифры» Цель: развитие и распределение внимания. ( дети выполняют самостоятельное задание: на тестовом листочке найти и зачеркнуть цифры среди букв.)

     3.Малоподвижная игра «Земля, вода, огонь и воздух»                                                               Цель: Закрепление представлений об окружающем. Развитие мышления,    речи и быстрота реакции. (Дети становятся в круг. Ведущий поочерёдно бросает мяч детям и говорит: «Земля» или Вода», - и дети должны сказать      название животного, или рыбы, или птицы, смотря кто, где живёт. При слове «Огонь» ребёнок должен перевернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши. Тот,   кто ошибается, выбывает из игры).    

Игра «Что спрятано?»   Цель: развитие внимания, памяти, уточнение представления об окружающих предметах. (В мешке находятся предметы. Дети по очереди описывают предмет, внешний вид, и он должен отгадать, что это, и найти его в мешочке на ощупь).                                                                                4. Релаксация «Лимон» » (Я держу в руке лимон, чувствую, что круглый он, я его слегка  сжимаю, сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю).

                                                       

Занятие №6

  1. Вводная часть: Приветствие «Хлопки-движения»                                Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания.                                На один  хлопок – кивок головой, на два – руки к плечам, на три – руки на пояс, на четыре – руки за спину, на пять – присесть, на шесть – взяться  за руки.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»                                                                 Раз-два-три-четыре-пять - вышли пальчики гулять.                                            Раз-два-три-четыре-пять – в домик спрятались опять.

  1. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка к письму, развитие зрительной координации, развитие мышления, аккуратности.                             Тестовое задание «Мячики-Цветочки»  на внимание. (дети вычёркивают фигурки на листе определёнными значками).

на дереве сидели четыре птицы: два воробья, остальные вороны. Сколько было ворон?   На детской площадке было три ребёнка, туда пришли ещё три мальчика. Сколько всего стало детей на площадке?  У Маши было четыре  конфетки, к ней пришли три  подружки и Маша дала им по конфетки. Сколько конфет осталось у Маши?  В пруду плавали пять уток, к ним приплыли ещё две утки. Сколько уток стало?  На клумбе выросло  восемь цветов, два цветка сорвали. Сколько цветов осталось на клумбе?

  1. Малоподвижная игра «Насос и мяч» Цель: развитие внимания, чувство сплочённости, на осознание чувств напряжения и расслабления, умение играть по правилам. ( взрослый становится насосом, а дети мячиками. Сначала дети стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Когда «насос» надувает «мячи», сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты.  Ведущий  вытягивает шланг насоса из мячей, а дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение).

Весёлые  задачки на мышление. 

           4.Релаксация «Лимон»

    5.Ритуал прощания.

Занятие №7

  1. Вводная часть. Приветствие«Повтори хлопки»                                                 Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.                                      Педагог-психолог каждому ребёнку прохлопывает хлопки, на что дети повторяют  в ответ.                                                                                                     Пальчиковая гимнастика « Лезгинка» Цель: развивать координацию движений.  Сжать левую руку в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отвести в сторону. Правая рука прикасается прямой ладонью в горизонтальном положении к мизинцу левой руки. После этого меняется положение рук. (6-7 смен позиций).                                               2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями.

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.                                                      Тестовое задание на внимание.                                                                    3.Малоподвижная игра «Колечко»  Цель: развитие согласованности действий, зрительной координации, внимания, речи. (выбирают ведущего, который положит колечко, а остальные дети  становятся в шеренгу.  и как бы кладёт колечко одному из игроков и говорит: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот, у кого колечко выбегает, а другие игроки пытаются его остановить, сцепив руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.                                                  

       Упражнение  «Запомни разные слова». Цель: развивать память, чёткое произношение слов, уметь оказать поддержку своему товарищу, умение слушать своего товарища. (первый ребёнок называет своё слово, второй называет слово первого ребёнка и своё слово, третий своё слово и предыдущие слова..).                                                  

   4. Релаксация. «Палуба» на расслабление мышц ног. Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки за спиной, приподнимают ногу слегка одну, затем опускают и делают упор на неё, немного сгибая,  как бы прижимают к полу, напрягают её, корпус тела тоже  наклонить, затем так же с другой ногой и расслабить ногу. Выпрямиться! Вдох-выдох!                    

      5.Итог занятия. Самооценка.

Занятие № 8

  1. Вводная часть. Приветствие «Солнце».                                                            Цель: развитие слухового восприятия, координации движений, связной речи.                                                                                                                                 Утром ранним кто-то странный, заглянул в моё окно. На ладони появилось ярко-жёлтое пятно. Это солнце заглянуло, лучик тонкий протянуло, лучик солнца золотой, поздоровался со мной.                                  Пальчиковая гимнастика «Лезгинка» Цель: развивать координацию движений.  Сжать левую руку в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отвести в сторону. Правая рука прикасается прямой ладонью в горизонтальном положении к мизинцу левой руки. После этого меняется положение рук. (6-7 смен позиций).                                               2. Основная часть. Самостоятельная работа с  заданиями.

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.                                                        Тестовое задание на внимание.                                                                                                                                                                     3. Малоподвижная игра «Говорящие руки».  Цель: эмоционально-психологическое сближение  детей, активизировать внимание детей, уметь играть в команде,  мышления, развивать навык невербального общения.                                                                                                                                 Игра на мышление «Профессии» (те  слова, которые обозначают профессию,  надо подпрыгнуть на месте, а на другие слова, стоят не двигаясь).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   4. Релаксация «Игра с песком»                                                                                   5. Итог занятия. Самооценка.

Занятие №9

  1. Вводная часть. Приветствие «Слова-хлопки»   Цель: развитие слухового восприятия, координация движений.  

Психолог приветствует детей каким-нибудь словом, а дети, это слово прохлопывают.                                                                                                          Пальчиковая гимнастика «Ладошка-кулачок». Цель: совершенствовать межполушарное взаимодействие, развивать внимание (концентрация).  Дети прижимают одну ладонь к другой. Делают сначала хлопок ладонями, потом стучат по ладони правой руки кулаком левой, снова хлопок ладонями, затем стучат по ладони левой руки кулаком правой, снова хлопок и т.д.

  1.  Основная часть. Самостоятельная работа с заданиями.                      Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.                            Упражнение «Соедини три части».  Цель: развивать мышление, внимание, зрительно-пространственную ориентацию.                                       3. Малоподвижная игра «Подпрыгни на месте». Цель: активизировать внимание детей, умение слышать и выполнять задание, упражнять в счёте.   (Психолог показывает карточку с числом, а дети подпрыгивают на любой ноге столько раз,  какое число они увидел).                                                                                                  Развивающая игра « Найди по описанию» Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических фигурах и цветах, развитие внимания, восприятия, мышления.                                                                                                                  4. Релаксация «Лимон»  на расслабление мышц рук.                                  5. Итог занятия. Самооценка.

Занятие № 10

1.Вводная часть. Приветствие «Повтори хлопки»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма.                          

   Педагог-психолог каждому ребёнку прохлопывает хлопки, на что дети повторяют в ответ.                                                                      

Пальчиковая гимнастика «Ладошка-кулачок». Цель: совершенствовать межполушарное взаимодействие, развивать внимание (концентрация).  Дети прижимают одну ладонь к другой. Делают сначала хлопок ладонями, потом стучат по ладони правой руки кулаком левой, снова хлопок ладонями, затем стучат по ладони левой руки кулаком правой, снова хлопок и т.д.                                                                        2. Основная часть. Самостоятельная работа с заданиями.

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.                                                                                    Упражнение «Соедини четыре части».  Цель: развивать мышление, внимание, зрительно-пространственную ориентацию.                                                                                                     3. Малоподвижная игра «Вспомни и покажи»  (на развитие памяти). Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов. Например: махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу.

Развивающая игра «Четвёртая лишняя фигура» (мышление)

Цель: развивать логическое мышление, внимательность, умение анализировать, сравнивать и рассуждать.                                                                           4. Релаксация «Лимон» на расслабление мышц рук.                                                         5. Итог занятия. Самооценка.

                                          Занятие № 11

  1. Вводная часть: Приветствие «Число-движение»

Цель: развитие слухового восприятия, счёта, внимания. На один – улыбнулись, на два – руки к плечам, на три – руки на колени, на четыре – руки за спину, на пять  – взяться  за руки.  Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Бабочка-коробочка                                                                                                           Улетай под облачко.                                                                                                               Там твои детки,                                                                                                                   На берёзовой ветке.                                                                                                         Скрестив запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к  другу. Пальцы прямые, напряжены, не сгибать. Лёгким, но резким движением рук в запястья имитировать полёт бабочки.                                        2.Основная часть. Самостоятельная работа с заданиями.                                     Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.  Упражнение «Продолжи предложение» Цель: развитие словесно-логического мышления.               Психолог диктует начало предложения, дети продолжают. Например: Мама улыбнулась, потому что ……. Петя громко вскрикнул, потому что….. У Саши заболело горло, потому что…..  Девочка решила переодеться, потому что ……  Мама отругала сына, потому что…….  Дети сели в лодку, чтобы……   Рабочие привезли кирпичи, чтобы…….     Серёжа подошёл к ручью, чтобы……..Повар взял кастрюлю, чтобы……..3.Малоподвижная игра «Подпрыгни на месте»  Цель: Развивать внимание  и слухо-речевую память.                                                                                                         Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит психолог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, мельница, ткач, попугай, шахтёр, листок, экскурсовод, воспитатель, учитель, сторож. Развивающая игра «Найди кубик» Цель: Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление дошкольника.                                                                    

 Релаксация «Лимон»Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.                          5.Ритуал прощания. Итог занятия.

Занятие № 12

  1. Вводная часть: «Хлопки»                                                                                              Цель: развитие чувства ритма, внимания, слухового восприятия.                          Психолог прохлопывает определённый ритм, дети повторяют.                           Пальчиковая гимнастика «Пальчики»                                                                        Раз – два – три – четыре – пять – вышли пальчики гулять.                                      Раз – два – три – четыре – пять – в домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке).                                                                                                      2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, развитие аккуратности. Игровое упражнение «морские волны»                                                                                                    Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой вид, способствовать снижению мышечного напряжения.                                                                                                                     Правила игры: по сигналу педагога-психолога «Штиль» все дети замирают, по сигналу «Волны»дети по очереди встают за своими столами. Сначала встаёт ребёнок сидящий за первым столом, потом за вторым столом…..заканчивается игра командой «Штиль».(Кто стоит справа от тебя, Миша? Кто стоит слева от  Оля?...)                        

3.  Малоподвижная игра «Кто, где стоит? »(Кто стоит справа от тебя, Миша? Кто стоит слева от  Оля?...)                                                                                 Развивающая игра   «Рукавички»                                                                        Цель: Развитие внимания, тренировка восприятия, сообразительности.          4. Релаксация «Лимон». Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.               5.Ритуал прощания. Итог занятия.

Занятие № 13

  1. Вводная часть: «Хлопки»                                                                                              Цель: развитие чувства ритма, внимания, слухового восприятия.                          Психолог прохлопывает определённый ритм, дети повторяют.                           Пальчиковая гимнастика «Пальчики»                                                                        Раз – два – три – четыре – пять – вышли пальчики гулять.                                      Раз – два – три – четыре – пять – в домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке).                                                                                                      2. Основная часть: Самостоятельная работа с заданиями

Цель: подготовка руки к письму, развитие зрительной координации, внимания, мышления, развитие аккуратности.                                                                         Упражнение на логическое мышление «Измени, добавив».   Дети к половинке рисунка добавляют такую же часть рисунка.                                                      3. Малоподвижная игра «Назови соседей» Цель: развитие координации, ловкости движения, уточнение математических представлений.                                    

 Педагог бросает мяч каждому ребёнку, стоящему в кругу. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа (на 1 больше, меньше). Если, поймавший ошибается, выбывает из игры.                                                                            

  Речь: «Составь рассказ» Цель: развитие связной речи, логического мышления. Перед детьми раскладывается серия картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок  и составить по ним рассказ.   4. Релаксация «Лимон». Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.               5.Ритуал прощания. Итог занятия.

                                                           

Занятие № 14

1.Вводная часть. Приветствие «Повтори хлопки»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма, внимательности.                          

   Педагог-психолог каждому ребёнку прохлопывает хлопки, на что дети повторяют в ответ.                                                                      

Пальчиковая гимнастика «Ладошка-кулачок». Цель: совершенствовать межполушарное взаимодействие, развивать внимание (концентрация).  Дети прижимают одну ладонь к другой. Делают сначала хлопок ладонями, потом стучат по ладони правой руки кулаком левой, снова хлопок ладонями, затем стучат по ладони левой руки кулаком правой, снова хлопок и т.д.                                                                        2. Основная часть. Самостоятельная работа с заданиями.

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, развитие зрительной координации, подготовка к письму.  (на листе в клетку детям даётся начатый узор, точки которые он должен соединить и продолжить узор).                                                                                                                                                    Игровое упражнение «Дорисуй вторую половину».  Цель: развитие моторики руки, воображения, координации движения.                                                                         3. Игра «Что спрятано?»                                                                                                                  Цель: Тренировка внимания, памяти, уточнение представления об окружающих предметах.  (В мешочке находятся предметы. Ребёнку даётся задание: найти предмет по описанию).                                                                        

    Малоподвижная игра «Земля, вода, огонь и воздух»                                                               Цель: Закрепление представлений об окружающем. Развитие мышления,    речи и быстрота реакции. (Дети становятся в круг. Ведущий поочерёдно бросает мяч детям и говорит: «Земля» или Вода», - и дети должны сказать      название животного, или рыбы, или птицы, смотря кто, где живёт. При слове «Огонь» ребёнок должен перевернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши. Тот,   кто ошибается, выбывает из игры).    

4.  4. Релаксация «Лимон». Цель: напрягать и расслаблять мышцы рук.               5.Ритуал прощания. Итог занятия.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Цикл занятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...