Отчет по тематическому контролю на тему:"Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей"
материал (подготовительная группа) на тему

Пичикина Юлия Васильевна

Материал представлен в форме аналитической справки  по проведенному тематическому контролю,  с небольшими рекомендациями по дальнейшей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_tematicheskomu_kontrolyu.docx542.7 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по тематическому контролю

Тема: « Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей»

Цель: выявление уровня сформированности грамматических категорий в разных возрастных группах ; умение пересказывать художественное произведение.

В течение ноября месяца 2013 года, учителем-логопедом Пичикиной Ю.В., воспитателем группы №7 Захаровой М.П., воспитателем группы №2 Макрушиной Т.М., проводился тематический контроль в группах: средних  №2,4,10., старших № 1,6,8, и подготовительных №5,7.

Контроль было решено провести в два этапа:

  1. Беседа с детьми. Детям предлагалось пересказать известное им художественное произведение, соответствующее каждой возрастной группе.
  2. Срез знаний по следующим грамматическим категориям:
  • Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе именительного падежа
  • Умение употреблять существительные в косвенных падежах
  • Умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам
  • Умение использовать предложно-падежные конструкции
  • Умение использовать уменьшительно-ласкательные формы
  • Умение образовывать название детенышей животных
  • Умение использовать относительные прилагательные

В ходе тематического контроля были сделаны следующие выводы:

 При пересказе художественного произведения у детей во всех возрастных группах наблюдались некоторые трудности, а именно:

  • Присутствие только основной части текста
  • Трудность в построении своего высказывания
  • Перемена мест разных смысловых частей текста (начинали с конца)

Наиболее высокие результаты были получены при срезе знаний. В подготовительных группах большинство детей показали высокий и средний уровень сформированности грамматических категорий, за исключением одного ребенка, у которого оказался низкий уровень по трем критериям.

В старших группах  дети, в основном, показали высокий и средний уровень по всем критериям.

В средних группах дети показали высокий и средний уровень, но у нескольких детей низкий уровень по некоторым показателям.

Общие рекомендации:

Тематический контроль показал, что  существуют трудности при пересказе художественного произведения, причем во всех возрастных группах. Актуальность работы в этом направлении очевидна.

  • При работе с художественной литературой использовать различные формы работы с детьми (иллюстрации, мнемо-таблицы, картинки-схемы), для включения всех видов восприятия (осязание, зрение,  слух).
  • Использовать лексико-грамматические игры при работе с художественным произведением.

Например:

Игра «Из чего – какой?»

Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.

Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.

Инструкция: послушай и ответь на вопросы.

Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:

- Сок из моркови какой?

- Паста из томата какая?

- Салат из свеклы какой?

- Суп из картофеля какой?

- Пюре из яблок какое?

Игра «Кто что делает?»

Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.

Оборудование: картинки с изображением действий.

 

Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:

- Что делает мальчик?

- Что делает девочка?

- Что делает попугай?

Игра «Назови ласково»

Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.

Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

 

Игра «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.

Инструкция и ход проведения:

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.

А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

 

Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»

Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.

Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.

Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».

- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)

- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.

Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.

- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)

Игра «Огород»

Цель:  обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.

Инструкция и ход проведения: -  Сейчас я, приглашаю вас в огород.

Есть у меня огород

Каждый год на нем растет:

Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).

Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

 

Игра «Что с чем?»

Цель: уточнение формы творительного падежа

Инструкция: рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Ход проведения. Ребенку предлагается:

1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.