Тематический контроль «Использование художественной литературы при формировании навыков речевой компетенции и речевого общения»
материал

Осипова Мария Левоновна

Аналетическая справка к тематическому контролю  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analeticheskaya_spravka.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Использование художественной литературы при формировании навыков речевой компетенции и речевого общения»

Проверка проводилась заведующим МДОУ., заместителем заведующего и старшим воспитателем на основании приказа №_____от «____»_______2022 г.

 

Содержание контроля:

тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:

  • оценка профессионального мастерства;
  •  создание условий в группе;
  •  планирование работы
  • обследование нравственно-патриотическому воспитанию
  • работа с родителями

В процессе тематического контроля использовались такие формы работы и методы проверки, как:

  • Анализ проведения НОД
  • Анализ проведения совместной деятельности педагога с детьми
  • Анализ РППС
  • Проверка планов с точки зрения планирования
  • Анализ схем обследования детей по художественной литературе
  • Анкетирование родителей, анализ наглядной информации

         В ходе контроля было установлено:

Посещение НОД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям: использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), в старших и подготовительных группах использовались информационные технологии ИКТ, применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания). Все занятия были грамотно построены. НОД, проведённые в средних, старшей и подготовительных  группах детского сада, показали, что связанная речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в старшей и подготовительных группах по сравнению с началом учебного года. Дошкольники этих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

Анализ просмотренной НОД в подготовительной группе «Бабочка» (воспитатель Шунькина Е.А.) показал, что педагог владеет навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, может донести до детей смысл и идейное содержание произведения. В процессе чтения педагог осуществляла толкование непонятных  детям слов, показывала картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе. Просмотренная НОД показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать  и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).  

Анализ просмотренных НОД в средней группе «Колобок» (воспитатель Силантьева Е.М.), «Солнышко» (воспитатель Шаропуто В.Н.) следует обратить внимание на выразительность речи при чтении произведений. В старшей группе «Русалочка» (воспитатель Кузьмук Л.В.), в подготовительной  группе «Капелька» (воспитатель Дементьева Р.И.) педагогам необходимо обратить внимание на толкование непонятных детям слов и на использование иллюстраций при чтении художественного произведения.

Речевые умения детей тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки.

Рекомендуется всем воспитателям возрастных групп во время проведения НОД быть более эмоциональными. Учить детей старшего возраста отвечать на вопросы полным ответом.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе НОД, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.

С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения. В уголках собран богатый книжный фонд  разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в уголках имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование «больнички для книг». Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций. Воспитатели постоянно проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младшей группе потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.

Для определения анализа уровня восприятия художественной литературы были отобраны 10 воспитанников от каждой группы, по результатам беседы с которыми определился средний уровень по группе:

Младшая группа «Звездочка» - 68%

Младшая группа «Светлячок» - 69%

Средняя группа «Колобок» -  71%

Средняя группа «Солнышко» -74%

Старшая группа «Русалочка» - 90%

Подготовительная группа «Бабочка» - 98%

Подготовительная группа «Капелька» - 93%

Не менее важным условием приобщение дошкольников к чтению художественной литературы является тесная взаимосвязь с родителями. Анализ результатов проверки по работе с родителями в приобщении дошкольников к чтению художественной литературы показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядная информация; рекомендации для родителей по данной теме, проводятся  индивидуальные консультации, беседы, анкетирование.

Результаты анкетирования родителей по теме ребенок и книга показали, что большинство родителей признали важность домашнего чтения в дошкольном возрасте; абсолютно все родители читают совместно с детьми книги. Большинство родителей считают важным в подготовке к школе знакомство детей с художественной литературой

Выводы:

Тематический контроль показал, что работа по данному вопросу ведется регулярно, но требует усиления методической работы в данном направлении.

Рекомендации:

Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению.

Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.

Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.

Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»

Зачастую у старших воспитателей возникает  проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь...

Отчет по тематическому контролю на тему:"Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей"

Материал представлен в форме аналитической справки  по проведенному тематическому контролю,  с небольшими рекомендациями по дальнейшей работе....

Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления детей дошкольного возраста

Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература....

Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста

Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не пох...

Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...

«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»

Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напра...

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности дошкольников»...