Главные вкладки

    Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»
    материал на тему

    Пилюгина Лилия Алексеевна

    Зачастую у старших воспитателей возникает  проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon spravka_po_tematicheskomu_kontro.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Итоги тематического контроля

         «Использование художественной литературы с целью всестороннего

                                    развития дошкольников»

                                                    Справка

    Сроки проведения: 01-25.11.2011

    Ответственные за проведения  контроля: заведующий д/с Г.В.Ручкина, ст. воспитатель Л.А.Пилюгина, муз.рук-ль Н.А.Паршикова, логопед В.В.Берёзкина

    Тематический контроль по использованию художественной литературы с целью речевого развития включил в себя следующие пункты:

    -          диагностику речевого развития дошкольников в соответствии с программными требованиями;

    -         оценку эффективности используемых воспитателями методов и приёмов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к книге;

    -        анализ  планирования образовательной работы с дошкольниками;

    -       оценку предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

    -       изучение взаимодействия с родителями с целью развития ребёнка, использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей.

             Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

    К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

    Читая, человек  развивается, совершенствует свою память, внимание, воображение, усваивает и  использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

    Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

    Одним из важных назначений художественной литературы является то, что она оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

             Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства детей соответствует уровню программных требований. Дошкольники средней, старшей и подготовительной к школе групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми. Дети старшей и подготовительной к школе групп используют в речи распространённые предложения, могут употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи, владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются соблюдать правила речевого этикета. Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи дошкольников старшей и подготовительной логопедической групп по сравнению с прошлым годом. Это хорошо заметно при выполнении детьми заданий по пересказу художественного произведения. Стоит также отметить оптимальный уровень речевого развития в средней и младшей группах. Дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы художественного слова (стихи, загадки, сказки).

          Открытое занятие в подготовительной логопедической группе (воспитатель Л.А.Шершнёва) показало, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать  и узнать авторов этих произведений. Называют различные формы  

           Речевые умения малышей тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

              Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками. Динамика развития прослеживается и 1-х мл. группах (воспитатели Т.В.Мазур, И.Ф.Агеева, О.В. Мякенькая) . Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях.

            С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования.

     В средней, а затем и в старших группах обращается внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

            Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду, а должны знать. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, проведение занятий по ознакомлению с их биографиями, празднование именин произведения (для этого необходимо создать специальный календарь «Книжкины именины»), проведение интеллектуальных марафонов.

            С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

    Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

    Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

            Используемые педагогами методы и приёмы ознакомления детей с литературой разнообразны. Это  чтение, пересказ, заучивание  произведений, театрализованная деятельность, разнообразные игры, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи и др. Многие из них используют и наши воспитатели.

            Тем не менее, если говорить о книге как о средстве развития ребёнка, важно использовать интересные формы приобщения детей к чтению. Для этого необходимо проявить творчество. Помимо уже названных выше форм работы с детьми и родителями, можно создать «Книжкину больницу», оформлять выставки поделок и рисунков, сделанных по мотивам прочитанных произведений, создать книжки-самоделки, оформить макеты по мотивам любимых сказок, поощрять создание семейных библиотек, посещать детскую библиотеку.

              Анализ календарного планирования показал, что большинство воспитателей понимает значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

                Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, из перечисленных выше).

           Что касается изучения предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с художественной литературой, были проанализированы «Книжные уголки». Выявлено, что во всех группах были выявлены нарушения выполнения требований к их оформлению. В старших группах недооформлена сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Однако, после проведения консультации «Книжный уголок в детском саду» и подготовке к конкурсу «Умные книжки- умным детишкам», все нарушения были устранены и пополнены новым эстетическим оборудованием. Кроме того, в уголке книги могут иметь место книжки-самоделки, детские рисунки, макеты по любимым произведениям.

           Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что данная работа ограничивается лишь пассивной формой общения – оформлением тематических уголков, папок-передвижек, подготовкой к конкурсу.

          Уважаемые коллеги! Вам хорошо известно, что достичь желаемого результата в воспитании у ребёнка полезной привычки можно только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. Основой такого взаимодействия служат активные формы работы. Продумайте, пожалуйста, тематику таких встреч, их содержание и результат не заставит себя ждать. Вы непосредственно общаетесь с родителями, у вас складывается или  уже сложился свой микроколлектив, свой «мирок», в котором вы действуете  для достижения общих целей. Поэтому, от того, как вы сможете прорекламировать свою работу, свой стиль общения, зависит мнение родителей о работе всего детского сада. Будьте взаимно вежливы, дипломатичны, терпимы, организуйте совместные досуги, тематические встречи. Вы можете обратиться за помощью к наиболее активным родителям, которые возьмут на себя часть работы по подготовке и проведению мероприятий. Считаем, что совместная деятельность с семьёй значительно повысит не только уровень развития каждого ребёнка, но и будет способствовать более высокому статусу дошкольного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

    Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

    Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

    Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

    Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

    Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

    Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

    Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...