Занятие"Волшебное электричество"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие по ФЦКМ,где с помощью опытов, дети сами узнают,что такое "волшебное электричество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh_elektrichestvo.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Волшебное  электричество"

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;

Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;

Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

1. Игрушка с батарейкой.

2. Карточки к игре "Собери картину".

3. Карточки - схемы по правилам пользования электроприборами.

4.Оборудование для опытов: воздушные шары, пластмассовые палочки, бумага, игрушка на батарейке.

Воспитатель:

Ребята, у всех  дома  есть помощники, попробуйте угадать, что это:

Очень любим дом мы свой, и уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать, приготовить, постирать…

А еще белье погладить, как со всей работой сладить?

И чудесно, что сейчас есть помощники у нас.

Труд они нам облегчают, время наше сберегают.

Всем понятно и без спора – это электроприборы.

Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель:

-А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А  подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.

Воспитатель:

Ребята, я вам загадаю загадки, а вы  угадайте какие это приборы. ( Показ картинок с электроприборами).

РАЗГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

Он квартиру убирает,

Пыль и мусор убирает (пылесос).

Он пищу разную хранит,

В нем холод и покой царит (холодильник).

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход

Он надежный друг,

Электрический (утюг).

Как начнет говорить – разговаривать,

Надо чай поскорей заваривать (чайник).

Молодцы, ребята!

-Теперь  есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться!  Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Сейчас мы  посмотрим наш "Уголок безопасности»

Выберите карточки, которые относятся к электричеству.

Вопросы к детям:

1. Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку какие-нибудь предметы)

2. О чем предупреждает эта схема?

3. О чем рассказывает эта карточка?

Воспитатель:

-Вы знаете стихотворение о розетке. Сейчас мы его расскажем и поиграем.

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять.

Электричество опасно -

Это каждый должен знать. (вместе с детьми).

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНУ».

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Воспитатель:  Какой электроприбор у тебя получился? А у тебя?

Проверьте, правильно ли вы собрали карточки. Но для чего они нужны.

Воспитатель:  Сейчас ребята расскажите,  для чего нужен каждый прибор. Что ты собрал, Алеша? Для чего нужен этот электроприбор? (Дети рассказывают).  С этими приборами нужно правильно пользоваться.

Воспитатель: Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. Почему?

Дети: Может ударить током.

Воспитатель: Сейчас,  мы поговорим о правилах безопасности при пользовании электроприборами. Но сначала мы проведем гимнастику.

Ос-ос-ос быстро убирает пылесос (сжимать большой и указательный пальцы)

Фон-фон-фон зазвонил наш телефон (хлопают в ладоши)

Визор-визор-визор, папа смотрит телевизор (хлопают по коленям)

Жок-жок-жок стал горячим утюжок (хлопают по плечам)

Ен-ен-ен у мамы новый фен (сжимают ладони).

Молодцы, ребята! А теперь вспомним правила безопасности.

Воспитатель читает стихотворения.

Не дергай шнур и не тяни

Затея выйдет боком.

Порвется провод и тебя

Ударить может током.

От короткого замыкания

Может произойти возгорание.

Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В одной комнате получишь.

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь.

Нельзя оставлять без присмотра

Включенные электроприборы.

Ты, малыш, запомнить должен

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком

И тебя ударит током.

Дело кончится бедой

Ток в розетке очень злой.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами!

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам!

Физкультминутка «Ток бежит по проводам».

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки, говорят слова:

Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес.

При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Воспитатель: Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.

ОПЫТ №1

На стене висит шарик, на полу лежат разноцветные шарики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой шарик висит на доске! Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стену (дети пытаются повесить шарик на стену, но у них не получается). Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которую натирали. Попробуйте.

Дети пробуют. Если у кого-то опыт не получится, предложить помочь тому ребенку, который уже справился с заданием.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

 -А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

-Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Это игровое электричество живет не только в волосах.  

 ОПЫТ №2

Возьмите пластмассовые палочки. Прикоснитесь к пенопласту.

-Что вы видите? (лежат спокойно).

-Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. Прикоснитесь палочками к пенопласту . Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).

-Какие стали предметы? (Электрическими).

-Как они стали электрическими?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

ОПЫТ №3.

На столах миски с бумагой, палочки.

Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумаге. Что вы видите? (лежат спокойно)

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусок шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бумаге и потихоньку поднимите ее. Что произошло с ней? Почему бумага притянулась к палочкам?

Дети: Они стали электрическими.

 ОПЫТ №4.

На столах лежат игрушки на батарейках.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня в руках. Я нажимаю на кнопки, а он молчит. Как вы думаете, почему не слышна мелодия?

Дети: Может быть он сломан?

Воспитатель: Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку  - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? (ответы детей)

-Что же за сила такая скрывается в батарейках?

-Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

 Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

 -Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).

Воспитатель:

-Какие вы молодцы!

-Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)

-А почему мы их называем волшебными?

-Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается).

-А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде).

-Вам понравилось играть с этим электричеством?

-Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное).

Нам пора прощаться со страной волшебных предметов. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.

-Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)

-Вам понравилось наше занятие?

-А теперь можете поиграть с воздушными шариками.