Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе речевых тренингов
статья (старшая группа) по теме

Лобынцева Инна Александровна

Цель: развивать память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_rechevaya_sektsiya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Доклад на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе речевых тренингов»

        Подготовила:

        учитель-дефектолог

Лобынцева Инна Александровна

        Губкин 2014г.

Дошкольное детство — особый период в развитии памяти. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти (памяти, данной ребенку природой, генетической). На данную память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается словесно-логическая память, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов. Основная задача - ускорить развитие у старших дошкольников произвольной и словесно- логической памяти, так важных в процессе их всестороннего развития и дальнейшего школьного обучения.

Слухоречевая память у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет ряд характерных особенностей: объем памяти ограничен, снижена прочность запоминания, процесс запоминания замедлен. Для памяти детей с ЗПР характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации (т.е. слабо развита долговременная память).

Итак, у детей с задержкой психического развития из всех видов памяти (наряду с двигательной и осязательной) в большей степени страдает слухоречевая память. Ее развитию способствуют специальные игры и упражнения, а также использование детьми специальных мнемотехнических приемов запоминания, некоторые из них предлагаются Вашему вниманию:

"Игра в слова" (для запоминания используется прием классификации)

Задание №1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Лиса, заяц, белка, шкаф, мышь, диван, кресло. Повтори!

Задание №2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы или части ты бы разделил эти слова? Ребенок может назвать много вариантов. Но мы  подводим ребенка к наиболее правильному ответу.        Например, "вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели..."

Задание №3. "Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз".

Упражнение "Пара слов".

Ребенку зачитывают пару слов, которые он должен постараться запомнить. Пары слов связаны между собой по смыслу. Например, тарелка - суп, почта- письмо, зима - снег, булка -мука, карандаш - бумага, сапог- ноги, рыба - вода.

Слова читаются не быстро, с интервалом между ними 1-2 секунды. Дается до их произнесения инструкция на запоминание. Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Количество воспроизведенных ребенком слов является показателем объема смысловой памяти. Нужно при дальнейшей работе использовать количество пар, соответствующих объему памяти ребенка, постепенно увеличивая их количество.

Упражнение на запоминание фраз. Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, необходимо дать  ему лист бумаги и карандаш и предложить схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

"Игра со стихами"

Заучивание стихов требует активной работы ума. Стихи - это такой редкий материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Предлагается следующая работа со стихотворным материалом.

- Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про зайца. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!


Смотрит заяц в огород.
Что на грядках там растет?
Вот горох, морковь, капуста...
В огороде стало пусто                             А. Толстобровова.

Задание №1. Скажи, что делает заяц? Что видит заяц?

Задание №2. Нарисуй то, о чем говорится в стихотворении.

Ребенку при рисовании, скорее всего, потребуется помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Когда рисунок будет закончен, спрашиваем ребенка:

- Расскажи, что ты нарисовал?

- Расскажи, что заяц делает?

-Что видит он на грядках?

- Почему ты нарисовал зайца и грядки так, а не иначе?

( обсудить с ребенком все нюансы его рисунка: цвет, форму, размеры и т.д.).

После вопросов-ответов начинаем учить стихотворение. Обращаем внимание на то, сколько раз  пришлось повторить стихотворение. Если потребовалось меньше 5-7 повторов, то это говорит о хорошей памяти  ребенка.

Игра «Слушаем и рисуем»

 Прочитываем детям рассказ и предлагаем им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Например, «В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой- поменьше, а третий- совсем крохотный. Руки первого и второго- снежные комки, а у третьего- из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков».

Можно использовать рассказы из известных детских произведений или сочинять самим, главное, чтобы они были не большими по размеру и понятными детям по содержанию. Прочитывая ребенку небольшой рассказ, мы беседуем с ним по отдельным деталям, событиям, героям рассказа. Отвечая на наши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. А затем снова просим ребенка сделать пересказ, и мы убеждаемся в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Также  используем для развития памяти и такие игры и упражнения как:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Независимо от того, хорошая или плохая память у ребёнка,  перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком — это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение. Конечно, упражнения и игры должны проходить в игровой занимательной форме, не навязываться, а заинтересовывать игроков.

Поэтому занятия по развитию  памяти должны проходить регулярно и требуют большого терпения и настойчивости как от взрослого, так и от ребенка. И тогда успех будет обязательно достигнут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Использование приемов мнемотехники для развития памяти у детей дошкольного возраста"

Методика запоминания словесного материала, использование коллажей и мнемотаблиц....

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту? Если ваш ребеночек посещает дет...

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей:"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В консультации представлен материал для развития у детей всех видов памяти...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...