Формирование патриотической компетенции у дошкольников
консультация

Чекменева Ольга Валентиновна

Формирование патриотической компетенции у дошкольников - это одно из важных направлений региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_patrioticheskoy_kompetentsii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотической компетенции

Введение

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Формирование у дошкольников патриотической компетенции в современном обществе приобрело особую актуальность, так как в последнее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Т.Лободин отмечает, что «…от нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно своей духовности – для нас жизненно важная задача».

Система современного отечественного образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Об этом говорится в Законе Российской Федерации  № 273-ФЗ от 28.12.2012 года «Об образовании в РФ».  

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

А также Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были определены основные целевые ориентиры для развития успешной личности дошкольника, для формирования у дошкольников различных компетенций.  

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить". В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному. Одно из объяснений – это знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний.

Целью данной работы является формирование патриотической компетенции у дошкольников, так как в последнее время выявлены такие проблемы, как:

- недостаточно сформированное представление дошкольников о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;

- затрудненное осознание ребенком дошкольного возраста величия и могущества родной страны;

- зачастую неуважительные отношения внутри семьи.

Для  успешного решения всех этих вопросов в своей работе мы определили следующие задачи:

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению собственного «я» на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОО, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

- развивать индивидуальность дошкольника через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;

- формировать интерес к культурному наследию региона;

- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

1. Формирования патриотической компетенции дошкольников.

Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

1.1. Основные направления деятельности ДОО по формированию патриотической компетенции дошкольников:

- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

- изучение национальных традиций и обычаев;

- воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;

- обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;

- изучение истории во взаимосвязи с культурой и историей России;

- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество поэтов, композиторов, писателей и художников;

- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим;

- коррекция нарушений межличностного общения, преодоление эмоциональной незрелости.

В своей работе по формированию патриотической компетенции дошкольников старшей группы мы остановились на воспитании любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотической компетенцией мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

1.2. Формы и методы патриотического воспитания в ДОО.

Для полноценного патриотического воспитания мы в своей работе используем разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей старшей группы:

  • беседы о родном поселке, городе, стране;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.);
  • наблюдение (за изменениями в облике родного поселка; за трудом взрослых в детском саду и в поселке; за сезонными изменениями в природе и пр.)
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, потешек);
  • народные подвижные игры (городки, «Гуси-лебеди», «Яков и барин», «Кошки-мышки» и др.)
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка, резьба по дереву и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
  • организация тематических выставок детских рисунков («Моя семья», «Улицы родного поселка», «Деревья нашего участка» и пр.)
  • физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • совместный проект родителей и детей: «Генеалогическое дерево»;  
  • участие в  календарных праздниках;
  • использование мультимедийного пособия «Поселок мой, любимый, дорогой».

 Наш опыт  показывает, что процесс нравственно-патриотического формирования происходит более эффективно при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.  

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то еще в дошкольном возрасте нужно способствовать сформированности у ребенка  привязанности к семье, к близким людям. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если побуждать ребенка,  видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, у него должно сформироваться желание добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основы качества знаний человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой формирования патриотической компетенции дошкольника является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное его развитие. В процессе  такого разностороннего развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

1.3. Требования к педагогу, способствующие успешному формированию патриотической компетенции у дошкольников.

Необходимым условием успешного формирования патриотической компетенции дошкольников являются профессиональные возможности и способности педагога. Поэтому к педагогическому составу ДОО предъявляются следующие требования:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор инновационных педагогических технологий);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых серверов Интернета (обмен педагогическим опытом, консультирование);

- обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации педагогов (с привлечением и дистанционных образовательных технологий);

- формирование нового типа мышления у педагогов (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления);

- осуществление педагогом компетентностного и личностно-ориентированного подхода в образовании;

- выявление и использование педагогом своего личностного творческого потенциала, переход от типовых технологий  к креативным.  

Заключение

Таким образом, формирование патриотической компетенции у дошкольников позволяет воспитать социально активную творческую личность, самостоятельную в решении жизненных вопросов и готовую к конкуренции. При этом традиционные методы и формы работы с дошкольниками потеряли свою остроту, на первый план выдвигаются интерактивные формы, инновационные технологии, которые повышают педагогическую компетентность, активизируют деятельность педагогов. Разработанное нами мультимедийное пособие «Поселок мой, любимый, дорогой…» будет способствовать формирование патриотической компетенции у детей старшей группы.

 

Литература

  1. Закон РФ от 28.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. - Москва: Пресса, 2009.  
  4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 20012.
  5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2010.
  6. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 № 10, с.52.
  7. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2009.
  8. Интернет-ресурсы:  сайт для работников дошкольного образования http://www.moi-detsad.ru; «Дошколенок.ру» http://dohcolonoc.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка - дошкольника

Театрализованная игра- один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Небольшая консультация для родителей и педагог...

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника.

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!...

Консультация "Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребёнка - дошкольника"

    Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети ...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих способ...