Обобщённый опыт работы
материал (средняя группа) на тему

Рыбина Галина Александровна
Тема: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего и среднего возраста» Идея опыта: Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyyopytrybinoy.docx72.51 КБ

Предварительный просмотр:

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта

воспитателя

Веневского  муниципального дошкольного образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида

Рыбиной  

Галины Александровны

Тема: «Устное народное творчество как      средство развития речи детей младшего и среднего возраста»

Идея опыта:

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа  выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

2014 год

СПИСОК ИПМ:

ИПМ 1.  Сведения об авторе.

ИПМ 2.   Условия формирования опыта.

ИПМ 3.  Теоретическая интерпретация опыта.

             3.1.Теоретическая база опыта.

             3.2.Новизна опыта.

             3.3.Адресная направленность.

             3.4.Трудоемкость опыта.

           ИПМ. 4 Технология опыта.

           ИПМ. 5 Результативность.

ИПМ 1. Сведения об авторе

Фамилия, Имя, Отчество:

Рыбина Галина Александровна.

Дата рождения:

06. 07. 1959 года.

Образование: Средне - специальное, Узловское медицинское училище.

Стаж педагогической деятельности: 24 года.

Место работы:

Веневское муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №5 комбинированного вида.

Должность:

Воспитатель.

Категория:

Первая квалификационная категория.

ИПМ 2. Условия формирования опыта

  Тему по самообразованию выбрала не случайно. Количество детей с патологией речи катастрофически растет год от года.

    Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что  мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.

   Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной  способности детей.

 Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Мною изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Три медведя». Театры на стаканчиках «Репка», «Колобок», «Курочка ряба». Театр на ложках. Составлена картотека потешек, картотека по русским народным играм. Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок, потешек, загадок. Мною был разработан проект на тему «Моя любимая сказка», изготовила дидактическая игра «Из какой сказки».

  В соответствии с этим был разработан ряд  консультаций по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семьи.  

 Для более продуктивной работы по данной теме была изучена следующая литература:

Бабурина Г.И.Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника . Москва.,1995.

С.В.Костенко «Устное народное творчество как фактор развития духовно- нравственных качеств личности дошкольника».

Л.Н. Заворохина «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

В.П.Скицко «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Москва, 2009.

М.Б.Зацепина «Культурно - досуговая деятельность в детском саду».

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет Москва .2009.

Козырева ОЛ.М. Говорю красиво и правильно.  Развитие речи у детей от рождения до 5 лет.Москва.,2005.

Жаворонушки: Песни, приговорки , потешки, прибаутки, считалки. Сост. Г.Науменко. Москва ,1998.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки , загадки и детский фольклор Москва 2007.

Асташина М.Фольклор в воспитании дошкольников Дошкольное воспитание 2007.

Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. СПб 2006.

Загрутдинова М., Гавриш Н.Использование малых фольклорных форм. Дошкольное воспитание 1991. №9.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Просвещение 1990.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактических играх. Дошкольное воспитание 1996. №9.

Мельникова М.Н. Русский детский фольклор Москва 1997.

Путешествие по стране загадок./Составила Шайдурова Н.В . Барнаул 2000.

Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под редакцией А.В.Орловой Владимир: Академия 1995.

Ушакова О., Струнина Е, Методики выявления уровня речевого развития детей. Дошкольное воспитание 1998.№9

Михайлова М.А.  А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль 2001.

Работу по данной теме начала с 1 младшей группы

Опыт сложился в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 г. Венёва в течении 2011 – 2014 г.г.  

Характеристика детского сада

 

  В  Веневском  МДОУ детском саду №5 комбинированного вида

 243 воспитанника, 12 групп:

 1 группа для детей раннего возраста,

3 группы- ясли,

 8 групп - для детей дошкольного возраста,

Из них: 1 группа для детей с нарушением речи,

1 группа для часто болеющих детей

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта.

  1. Теоретическая база опыта.

    Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе  малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.                                                                                                                                                                  

 Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.  Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка-особенности этих фольклорных произведений.

 Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

  Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок-золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза-дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.

  Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро), об орудиях труда (топор, пила, коса), небесных светилах (солнце, луна, звезды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град).

 Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова,  учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки.

3.2. Новизна опыта.

В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «золотое солнышко», «земелюшка добра», «курочка - рябушечка», «светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.

 При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

 Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывает правильное речевое дыхание.

 Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.

 Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

 

  1. Адресная направленность

   Опыт может быть использован воспитателями ДОУ, узкими специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также всем кого интересуют проблемы развития речи детей дошкольного возраста.

  1. Трудоемкость опыта.

   Данный опыт требует постоянного личностного роста и профессионального роста педагога, изготовление театров, картотек, придумывание сказок с различными сюжетными героями, составления конспектов развлечений, проведение консультаций и бесед с родителями.

ИПМ 4. Технология опыта.

   Результат мониторинга освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ на начало 2012 -2013 учебного года  показал достаточно низкий уровень по познавательно – речевому развитию детей (наличие низкого уровня 13 %). Проанализировав и изучив различную методическую и диагностико – психологическую литературу мною было принято решение провести более углубленную диагностику по речевому развитию, предложенную Ю.А. Афонькиной в пособии «Мониторинг качества освоения ООП ДО», Волгоград, «Учитель», 2011год.

  Результаты диагностики представлены приложением №1.

   Результат диагностики показал, что только 23,6 % имеют высокий уровень, 61 % - средний уровень, 15,4 % - низкий уровень развития. У детей недостаточно развиты все компоненты речевого развития, свободное общение детей друг с другом и со взрослыми, на низком уровне находится интерес к чтению у детей.

    Ознакомление ребенка с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволят малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

    Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

   Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика пальцев и кистей, что готовит ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В связи с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

   Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье. Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Театры на стаканчиках: «Репка», «Колобок», «Теремок». Театр на ложках. Составили картотеку потешек, картотеку по русским народным играм. Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

По истечению работы над темой мною была проведена итоговая диагностика, которая включала в себя  сравнительный  анализ результатов, и ставила своей целью определение уровня изменений, которые произошли в речевом развитии детей дошкольного возраста при использовании устного народного творчества с элементами фольклора. Она проводилась по тем же критериям, что и первичная, но с использованием более сложного диагностического инструментария.

   Результаты итоговой диагностики представлены в приложении №2 и отражены в диаграмме:

Положительную динамику данного опыта можно просмотреть в сравнительной  диаграмме  результатов:  

Из этих данных видно, что до проведения данной работы процент детей с низким уровнем речевого развития составлял 15,4%, на конец  работы над  опытом детей с низким уровнем речевого развития- 0%.

  Важно отметить, что после проведенной мною работы значительно  обогатился и расширился словарный запас детей, начала формироваться интонационная выразительность речи, дети стали более раскрепощенными в общении с взрослыми и сверстниками.

ИПМ. 5.Результативность   

 В результате проведенной работы можно сделать вывод, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Приложение 1      Развитие речевого общения

№ П/П

Имя ребенка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование интереса и потребности в чтении

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная

речь

Формирование словаря

1.

Егор Е.

С

Н

С

С

Н

С

2.

Мери А.

В

С

В

В

С

С

3.

Настя З.

С

В

В

В

С

С

4.

Даша К.

С

В

В

С

С

С

5.

Дима А.

С

С

С

С

Н

С

6.

Андрей Б.

В

С

В

В

С

С

7.

Андрей Ф.

В

С

В

В

С

С

8.

Петя Ч.

С

С

С

С

С

С

9.

Ваня  С.

В

В

В

С

С

С

10.

Денис К.

Н

Н

С

Н

Н

С

11.

Наташа Х.

С

С

С

С

С

С

12

Виолетта  Д.

Н

Н

Н

С

Н

С

В – 33,4%

С – 50%

Н – 16,6 %

В – 25%

С – 50%

Н – 25%

В – 50%

С – 41,7%

Н – 8,3%

В – 33,4%

С – 58,3%

Р – 8,3%

В – 0%

С – 66,7%

Н – 33,3%

В – 0%

С – 100%

Н – 0%

В – 23,6%

С – 61%

Н – 15,4%

Приложение 2.

Развитие речевого общения

№ П/П

Имя ребенка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование интереса и потребности в чтении

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная

речь

Формирование словаря

1.

Егор Е.

С

С

С

В

С

С

2.

Мери А.

В

В

В

В

С

В

3.

Настя З.

В

В

В

В

С

В

4.

Даша К.

В

В

В

В

С

С

5.

Дима А.

С

С

С

С

С

С

6.

Андрей Б.

В

В

В

В

С

В

7.

Андрей Ф.

В

В

В

В

С

В

8.

Петя Ч.

С

В

В

С

С

С

9.

Ваня  С.

В

В

В

С

С

С

10.

Денис К.

С

С

С

С

С

С

11.

Наташа Х.

С

В

В

С

С

С

12

Виолетта  Д.

С

С

С

С

С

С

В – 50%

С – 50%

Н – 0%

В – 58,3%

С – 41,7%

Н – 0%

В – 58,3%

С – 41,7%

Н – 0%

В – 50%

С – 50%

Н – 0%

В – 0%

С – 100%

Н – 0%

В – 33,3%

С – 66,7%

Н – 0%

В – 56,1%

С – 43,9%

Н – 0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Развивающие игры и упражнения в сенсорном воспитании младших дошкольников»

      Опыт работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников через реализацию системы развивающих игр и упражнений обобщён воспитателем муниципального бюджетного дошкольн...

Обобщённый опыт работы по теме: "Образ тряпичной куклы,как средство развития интереса дошкольников к народной культуре"

Работа  раскрывает  актуальность, цель  и задачи  работы  по  ознакомлению  детей с тряпичной  народной  куклой  и  традициями, связанными  ...

Обобщённый опыт работы по теме: «Техническое конструирование как средство политехнического образование старших дошкольников»

В настоящее время возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.Я считаю, ...

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...