Методические рекомендации(мониторинг)
консультация на тему

Новикова Елена Ивановна

Методические рекомендации(мониторинг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsiimonitoring.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации психодиагностической работы при обучении иностранному языку с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (1 класса)

При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку не вызывает сомнения необходимость использования психологической диагностики с целью изучения реальных психологических возможностей ребёнка, а также наблюдения за динамикой его психического и физического развития и осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе.

        Перед тем, как приступить к раннему обучению детей иностранному языку, педагогам, принимающим участие в данном процессе, важно знать особенности познавательного развития ребёнка и его интеллектуальные возможности, уровень сформированности эмоционально-аффектной сферы и навыков общения.

        Важна не просто диагностика уровня развития отдельных психических процессов или особенностей развития личности ребёнка, а установление взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребёнка (познавательными особенностями, личностными качествами, характером общения). Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность.

        Поэтому так важно в процессе диагностики использовать целый комплекс методик, что позволяет рассмотреть личность ребёнка со всех сторон и составить целостное представление о его психическом развитии. Именно в сочетании индивидуального отношения к ребёнку с комплексным подходом к изучению особенностей его развития и заключается смысл психодиагностической, а затем и развивающей работы.

        Зачастую, в практике обследования используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребёнка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребёнка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

        Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы, поэтому при организации психодиагностического обследования следует принимать во внимание несколько основных правил, без которых эта работа не будет успешной:

  1. Психологическая диагностика должна проводиться компетентными специалистами-психологами, имеющими соответствующую квалификацию.
  2.  Методические приёмы для проведения диагностического обследования ребёнка должны быть, по возможности, краткими экспресс - методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы психического развития ребёнка. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.
  3. Следует учитывать, что каждая методика рассчитана на детей определённого возраста. Существуют методики которые можно использовать в разных возрастных группах дошкольного учреждения, а также в первом классе начальной школы. В таких случаях необходимо обращать внимание на инструкцию и особенности подачи материала для каждого возраста. Необходимо строго следовать инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а полученный вами результат будет ошибочным.
  4. Результаты, полученные в ходе диагностического обследования, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Поэтому следует быть внимательным при интерпретации и обязательно  сверять их с результатами, типичными для детей конкретного возраста. Следует иметь в виду, что по результатам одной методики нельзя сделать вывод об особенностях развития ребенка. Этот вывод можно сделать в результате комплексного обследования и использования различных методов  исследования  психологических  особенностей развития  ребёнка.
  5. Для работы по многим диагностическим материалам необходим специальный «стимульный материал» (карточки, тексты, картинки), которые предлагают ребёнку. Все инструкции о способе подачи и порядке предъявления этого материала обязательны, не соблюдая их или изменяя сам материал, вы можете получить совершенно другой результат.
  6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, и хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребёнка.
  7. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательным и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.
  8. Никогда не следует пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания, а также упоминать, что вы проверяете ребенка. Это приведёт к напряженности, скованности и может исказить объективность полученных данных.
  9. Следует помнить, что в силу специфики дошкольного возраста, все психические процессы очень подвижны и пластичны, поэтому нельзя считать результаты диагностики (даже в случае их достоверности) устойчивыми. Любое достижение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста  на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
  10.  Психодиагностика должна иметь динамический характер, в результате которой выявляются как успешные, так и слабые звенья проводимой работы. Для контроля за динамикой развития и обучения следует проводить диагностические процедуры не менее двух раз: на начало и конец учебного цикла занятий в каждой возрастной категории. Диагностические изменения психического развития ребенка необходимо фиксировать в любой, удобной для специалиста форме: дневниковые записи, карты и шкалы наблюдений за развитием воспитанников.
  11.  В случае отсутствия специалиста – психолога в образовательном учреждении ( например, в сельских территориях), допускается проведение диагностики не на специальных ( стандартизированных) тестовых процедурах, а на основании наблюдений за поведением и деятельностью каждого воспитанника. Воспитатели и учителя регистрируют особенности его деятельности и поведения, избегая субъективных интерпретаций. При этом они используют различные неформальные техники: наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы или класса, дневниковые записи, карты и шкалы, фиксирующие динамические результаты обучения и развития своих воспитанников, образцы детских работ, интервью и беседы. Все эти техники достаточно просты и доступны, требуют минимального предварительного обучения и дают обширный материал, позволяющий лучше понять каждого ребёнка, создать условия для его развития на основе индивидуального подхода.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

Утверждаю_______________________

Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова  

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей средней группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

Утверждаю_______________________

Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова  

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей старшей группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»

Утверждаю_______________________

Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова  

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей средней группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей старшей группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.

Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель английского языка

Новикова Е.И.

2014-2015 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...