Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»
методическая разработка на тему

 

ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
 

 

Кафедра развития и экспертиз

 

 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Познавательное  развитие»

                                                                                   Выполнил: Соколова Елена Викторовна,

                                                                                   выпускник программы профессиональной

                                                                            переподготовки по теме

«Дошкольная педагогика и психология»

                                                         Руководитель работы:  Чепрасова Наталья Евгеньевна,  методист центра анализа и

прогнозирования ОГАОУ ДПО ИРО

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите___________2014г., протокол №__

Зав. кафедрой_________________

 

 

                                                           Иркутск 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...........  3

    I.              Раздел I. (Теоретический) Основополагание профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования………………….…... 4

1.1Актуальные проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)……………………………………….… 4

1.2Определение цели и задач профессиональной деятельности на современном этапе……………………………………………………….7

1.3Совокупность теоретических и  нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога…………………………….8

1.4Выводы по разделу I …………………………………………..............10

      II.          Раздел II. (Практический) Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной  работы………………………………………………………………………...... 11

2.1            Проектирование и моделирование образовательного процесса…. ..11

2.2            Планирование педагогического процесса в средней группе ДОО....14

2.3            Методическое оснащение образовательного процесса……………..16

2.4            Моделирование  развивающей  предметно - пространственной

среды…………………………………………………………………..18

2.5            Организация педагогического мониторинга……………………..…21

2.6            Организация взаимодействия с семьями воспитанников………..…26

2.7            Выводы по разделу II…………………………………………….…...31

Заключение…………………………………………………………………..…33

Список литературы…………………………………………………………....34

Приложение………………………………………………………………….....35

 

Введение

 

      В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

      В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла острая необходимость пересмотреть многие аспекты своей профессиональной педагогической деятельности. Интенсивное обновление нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, изменение методологических положений  стимулирует к осознанию происходящих изменений, поднимает проблемы повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.    Основополагание профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования

 

1.1.    Актуальные проблемы профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности)

      Работу по развитию познавательного интереса у детей через воспитание гражданских чувств я начала с изучения методической литературы и создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Стараюсь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви к своему Отечеству.

      При организации образовательного процесса  учитываю уровень возможностей каждого ребенка, создаю условия для развития чувства успешности, удовлетворенности и, в конечном счете,  формирование веры в свои силы и возможности. Считаю, что именно эти силы человеческой активности обеспечивают ребенку продвижение в развитии.

      Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь, это:

·        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·        интеллектуальное развитие детей;

·        воспитание нравственных качеств человека;

·        приобщение его к  общественным ценностям.

      Самоанализ своей профессиональной деятельности позволил мне выявить трудности при организации образовательного процесса в современных условиях, отметить точки роста, наметить перспективы формирования собственных профессиональных компетенций.

      Причины трудностей мне видятся в следующем:

o   отсутствие комментирующих методических материалов, когда воспитателю приходится много времени и сил затрачивать на планирование работы без представлений о ее технологии и адекватности форм;

o   неподготовленность развивающей предметно-пространственной среды;

o   отсутствие конкретизации по реализации интеграции содержания образовательных областей;

o   трудность в осуществлении индивидуализации в силу большой наполняемости группы;

o   неполное знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования.

      С целью повышения своего педагогического мастерства занимаюсь самообразованием, систематически изучаю современную литературу в области педагогики и психологии, духовно - нравственного воспитания, интеллектуального развития, что помогает мне ориентироваться в современных стратегиях развития образования и успешно повышать качество педагогического труда.

      Основу системы моей работы составляют рекомендации Л.А. Кондрыкинской, С. А. Козловой, Е. Н. Радиной, Э. К. Сусловой; Г. Н.  Данилиной «Дошкольнику об истории и культуре России», журналы «Дошкольная педагогика».

       Считаю, что эффективным способом накопления у детей представлений о родном городе являются экскурсии. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность - всё это вызывает радостные переживания, объединяет ребят, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Поэтому, я организовала серию экскурсий  по близлежащим улицам, на природу, в библиотеку «Первоцвет», на почту, в обувной магазин, в парикмахерскую «Чародейка», в школу №7, в Краеведческий музей, к памятным местам «Три звезды». Постоянно обращаю внимание на то, как красив город.

      Приглашала в группу инспектора ГИБДД, парикмахера, врача, учителя, где дети узнавали о людях разных профессий и начали осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

      Закрепляла полученные знания в играх-ситуациях «Салон красоты» «Посылка для мишек», «В травматологическом пункте», «Вежливый продавец».

      Помимо специальных бесед, экскурсий, целевых прогулок, чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций для реализации данных задач использую народные, подвижные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые театрализованные игры.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.         Определение цели и задач профессиональной деятельности на современном этапе.

Цель:

Формирование системы в работе педагога по познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации.  Воспитание социально компетентной, интеллектуально развитой личности дошкольника.

Задачи:

·        изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования;

·        подобрать литературу в соответствии с современными требованиями;

·        выстроить систему методических подходов в работе;

·        создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС;

·        организовать взаимодействие с родителями, направленного на развитие познавательной активности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.         Совокупность теоретических и нормативно-правовых основ профессиональной деятельности педагога

           В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым  уровнем общего образования. Оно остаётся  в отличие  от  общего

образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.      В статье 10, п. 4 сказано:

«В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование».

      На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

      Основным  законодательным  актом в  области дошкольного   образования  является   «Закон  об  образовании  в  РФ», регламентирующий все стороны деятельности дошкольной образовательной организации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г. прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

В основе Стандарта заложены принципы (вот некоторые из них):

·         содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

       Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиН («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») 2.4.1.3049 - 13

       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Опубликовано: 23 октября 2013 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 6214. Вступил в силу 1 ноября 2013 г.

 

 

 

1.4.         Выводы по разделу I.

      Таким образом, самоанализ позволил мне сформулировать собственные цель и задачи на современном этапе для развития своей профессиональной деятельности и определить содержание практического материала для наполнения методического портфеля.

       В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                   Основные характеристики и содержание практического раздела итоговой аттестационной работы

 

2.1.         Проектирование и моделирование образовательного процесса в средней группе по области «Познавательное  развитие».

      Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.

      Основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.     

      Педагогическое проектирование  – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.

      Использую проектный метод как один из методов интегрированного обучения дошкольников. Данный метод помогает научиться работать в команде, у детей вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

      Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

      Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то

проблемы. Метод проектов является педагогической технологией.

      В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока моделирования образовательного процесса:

ü  совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

ü  свободная самостоятельная деятельность детей.

      Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин).

      Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского  такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

      Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. В процессе этого взаимодействия у ребенка:

·         происходит развитие способов (средств) действия;

·         развивается познавательная мотивация и увлеченность;

·         развиваются и транслируются культурные нормы – нормы взаимодействия с другими людьми.

     Стараюсь подбирать средства развития (методы, формы, материал).

Оцениваю  взаимодействие взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.

    Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова):

ü  Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

ü Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и    дисциплинарного принуждения);

ü  Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

ü  Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Примеры форм организации двигательной детской деятельности:

  • подвижные игры с правилами
  • подвижные дидактические игры
  • игровые упражнения, игровые ситуации
  • соревнования, досуги
  • ритмика, аэробика, детский фитнес
  • спортивные игры и упражнения
  • аттракционы
  • спортивные праздники
  • гимнастика (утренняя и пробуждения)

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

  • профессиональное взаимодействие педагогов с детьми
  • психологическое сопровождение образовательного процесса
  • четкая организация взаимодействия специалистов
  • создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений)

Ключевые задачи обновления  образовательного процесса с учетом ФГОС  дошкольного образования:

1. наполнить жизнь ребенка интересным содержанием

2. творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов

3. широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций

4. вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие)

5. исключение формализма, шаблонности    

6. внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

 

 

 

 

2.2.         Планирование педагогического процесса в средней группе ДОО.

      Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно –  образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

      Основной целью планирования является определение конкретных задач на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

      Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

      Виды планирования: годовое, перспективное, тематическое, календарное.

      Годовой план – это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи дошкольной организации на год и мероприятия по их выполнению.

       Тематическое планирование в средней группе способствовало эффективному усвоению детьми знаний по гражданско-патриотическому воспитанию. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Город, в котором я живу», «Я и моё имя», «Права ребёнка», «Новый год», «Наша Родина - Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Очень я люблю маму милую мою», «Наши космонавты», «Герои - земляки», «Этот день Победы». Работу по каждой теме включала в  совместную деятельность педагога с детьми, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Каждую тему подкрепляла  продуктивными видами деятельности (тематическим рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием), где мы с удовольствием изготавливали коллажи, газеты, поделки, альбомы. Темы можно повторять в каждой возрастной группе.     Будет изменяться только содержание, объём познавательного материала и сложность, и, следовательно, длительность изучения.

      План помогает мне равномерно распределить программный материал в течение года, избежать спешки, перегрузки, помогает вовремя закрепить его. План дает возможность заранее обдумать методы и приемы обучения и воспитания детей, яснее видеть намеченную цель. Благодаря наличию плана  знаю, что дети сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

    Всегда  помню, что планирование должно быть гибким. В процессе реализации плана иногда возникают непредвиденные факторы, использование которых только обогащает воспитательно-образовательный процесс.

       Календарный план составляю в соответствии с режимом дня.  Ежедневно в плане имеют место и быт, и игра, и труд, и занятия.

      Хорошо знаю детей своей группы, изучаю каждого ребенка в динамике его развития, в процессе становления его личности. У детей неодинаковые способности к усвоению знаний, умений и навыков, разный запас представлений об окружающей жизни, неодинаковые склонности и интересы, и темп усвоения материала разный. Я обеспечиваю достаточную нагрузку каждому ребенку, учитывая его возможности и способности. План составляется совместно со вторым  воспитателем. Выполнение этого условия обеспечивает единый подход к детям.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.         Методическое оснащение образовательного процесса в средней группе.

      Работаю по программе М. А. Васильевой.

      Использую:

·         метод сравнения;

·         элементарный анализ;

·         метод моделирования и конструирования;

·         метод проектной деятельности;

·         метод вопросов - постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать);

·         метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;

·         решение логических задач;

·         экспериментирование.

      Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

      Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

      Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. 

Все это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование,  поиск информации, продукт, презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором  копятся  наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

·         в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск

·         обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество ребят и взрослых

·         развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков

      Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

      Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

·         обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

·         развитие познавательных способностей;

·         развитие творческого воображения;

·         развитие творческого мышления;

·         развитие коммуникативных навыков.   

 

 

 

   

2.4.         Моделирование предметно-пространственной среды (РППС).

      Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

      Создавая предметно – пространственную среду в группе, помню правила:

o   Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника.

o   Необходимое гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

o   Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей;

o   Элементы декора должны быть легко сменяемы.

       В группе был создан мини-музей «Матрёшки», где собран большой материал об этих русских красавицах. Это конспекты образовательной деятельности с участием матрёшек, литературный материал о матрёшках: потешки, стихи, загадки, история появления игрушки. Была собрана коллекция любимых игрушек, книг о матрёшках,  оформлен альбом с работами детей «Матрёшки», альбом «Русские красавицы». Работа в мини-музее продолжается и сейчас: дети лепят, рисуют, узнают что-то новое. Рядом с музеем матрёшек у нас есть «полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

      Здесь же размещены материалы по приобщению детей  к истокам русской народной культуры.

      Систематически работаю над оснащением предметно – пространственной среды,  развивающей познавательную активность дошкольников.

       Оборудовала центр «Моя Родина – Россия», куда поместила: физическую карту России, флаг России, герб России, гимн России, портрет президента России.

      Оформила тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Наши защитники»,   «Город будущего».

      В группе имеется материал для знакомства детей с «малой родиной»  - фотоматериалы, иллюстрации, подбор  открыток, альбомов, тематических папок.

      Вместе с детьми создали различные макеты «Деревня», «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Космос и космонавты».

       Собрали материал по следующим темам: «Великие полководцы», «Народные костюмы России», «Куклы в национальных костюмах».

    Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России, о Российской Армии.

    Изготовила тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира,  их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны, папка-передвижка «Знаменитые земляки».

      Изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия», «Космонавты», «Мы – богатыри».

    Таким образом, организация предметно – пространственной среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у воспитанников активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

 

 

 

2.5.         Организация педагогического мониторинга

 

      Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.

        Планируемые результаты освоения программы по образовательной области в группе детского сада учитывают требования ФГОС дошкольного образования  к целевым ориентирам, но с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

      При оценке планируемых результатов освоения программы учитываются две составляющих:

·         федеральный компонент (целевые ориентиры)

·         реализация индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников (освоение образовательных областей и связанных с ними тематических блоков).

      Педагогическая диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития.

      Диагностическая деятельность  является  начальным этапом  педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

      Основная цель педагогической диагностики – познание и понимание педагогом ребенка.

      Диагностические методы  определяются основной целью  педагогической диагностики и предполагают использование таких диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

      В качестве дополнительных методов использую анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации.

      Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

-деятельностных умений ребенка;

- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

-личностных особенностей ребенка;

-поведенческих проявлений ребенка;

-особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; 

-особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Принципы педагогической диагностики:

      Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

      Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

      Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

      Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом.

      Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.

      Прежде чем проводить диагностику я проектирую ее.

      Первый этап — проектировочный, где определяю цели диагностики (например, оцениваю проявления детьми средней группы активности и любознательности, выявляю проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

      В проектировании диагностической деятельности  сначала отвечаю на вопросы что и зачем диагностировать? Это основные вопросы. От ответа на них зависят подбор методов, анализ результатов и принятие управленческих решений.

      Например, определяю критерии для оценки проявлений активности и любознательности у детей. Так, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя.

      Второй этап — практический (проведение диагностики). Для этого определяются ответственные, обозначается время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофоне, видеокамере).

      Третий этап — аналитический (анализ полученных фактов, получение количественных данных). Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

      Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования. Например, как оценить такие данные: проявляют высокую степень любознательности половина детей группы, любознательна избирательно (то есть не всегда и не все вызывает детский интерес) третья часть, а остальные дети нелюбознательны? Это хорошо или нет? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее.

      Пятый этап — целеобразовательный. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.         Организация взаимодействия с семьями воспитанников

      Важное место в своей педагогической деятельности отвожу взаимодействию с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к воспитаннику с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. 

     Успех в работе по познавательному развитию зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, целью которой является объединение усилий взрослых для успешного развития каждого дошкольника.

      Мне было важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными     помощниками.      Для   этого  проводила      такую    работу:

§  индивидуальные встречи с родителями
(в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);

§  семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности у детей»;

§  познавательная игротека для родителей и других членов семьи (выставки развивающих игр);

§  подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития
 оформление стенда «Советы специалистов»;

§  выпуск ежемесячной информационно-семейной газеты с целью повышения информированности родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах; совместная деятельность детей и родителей по созданию фотогазеты «Наш выходной день», «Наш отдых», «Эмоции наших детей»; 

§  организация совместных праздников («Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», «Праздник молока»), традиционного конкурса «Длинная коса – девичья краса»; 

§  детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики;

§  чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов;

§  совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы; 

§  создание индивидуальных фотоальбомов «Наша дружная семья»;

§  разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья»; 

§  тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги, энциклопедии;

§  введение традиции «Обмен радостными впечатлениями»;

§  экологические акции: «Поможем птицам», «Посади дерево», «Трудовой десант»; 

§  организация встреч детей в дошкольной организации с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда;

§  посещение городского Краеведческого Музея, Картинной галереи;

§  тематические консультации по разным направлениям познавательного развития ребенка;

§  анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

       Такое взаимодействие значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, что позволило мне преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно-речевом развитии каждого ребенка в детском саду и в семье.

      Актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:

·        Индивидуальная работа

·        Дифференцированный подход к семьям, имеющим различный социальный статус и материальную возможность.

      Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и, главным образом, качество общения ребенка с родителями.

       Наиболее эффективные формы сотрудничества:

ü общие и групповые родительские собрания;

ü индивидуальные консультации;

ü выставки детских работ с участием родителей;

ü дни добрых дел;

ü участие родителей в подготовке к праздникам;

ü работа с родительским комитетом группы;

ü наглядная пропаганда;

ü тематические встречи;

ü совместное создание развивающей  предметно – пространственной  среды (участие в совместной деятельности с воспитателем родителей на таких мероприятиях как «Дни добрых дел», где мы  изготавливали кукольный театр, ремонтировали  игрушки, выбирали  мебель).

      На таких мероприятиях всегда налаживается  атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо и уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие.

    Итог – эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей (приложение № 3).

      С помощью родителей оформила в группе центр гражданско-патриотического воспитания «Моя Родина – Россия!», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. В нём были представлены следующие материалы:

·        фотоальбомы:  «Моя дружная семья», «Хорошо у нас детском в саду», «Мой любимый город», «Мой родной сибирский край»;

·        иллюстрации народных промыслов, изделия хохломской росписи, матрёшки, дымковские игрушки;

·        наборы открыток и календарей с изображением городов России, символика гербов, флагов;

·        иллюстрации с изображением защитников Отечества, (сборники «Великая Отечественная война», «День Победы»);

·        набор иллюстраций о космосе;

·        произведения устного народного творчества (сказки, былины, пословицы и поговорки);

·        куклы в национальных костюмах;

·        дидактические игры;

·         макет русской избы.

      Предлагаемый материал в течение года менялся и дополнялся в зависимости от изучаемых тематических блоков.

      В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».

      Главные мои помощники и друзья - родители. Создала атмосферу доверительности, хорошего эмоционального настроя для совместного творчества с родителями.

   Организовала круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина», провели развлечение, посвящённое «Дню матери», «Мы защитники», «Дружат дети на планете». Родители совместно с детьми изготавливали макеты городских зданий, составляли генеалогическое древо семьи, рисовали гербы семьи. Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по разделу II

      Программные цели и задачи дошкольного образования реализую при комплексно - тематическом планировании и организации различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

      Формы и методы выбираю  я самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

      Основной формой воспитания гражданских чувств является детско-взрослое проектирование, которое повышает детскую мыслительную активность. Ребята учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.     

      Личностно-ориентированная среда в нашей группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Наши воспитанники стали более активными, общительными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности.

       Стараюсь, чтобы содержание предметно-развивающей среды  соответствовало интересам мальчиков и девочек, периодически изменяю ее, постоянно обогащаю для того, чтобы  обеспечивались «зоны ближайшего развития» детей. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая

задачи по познавательному развитию, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.

      Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

    Благодаря развивающей предметно-пространственной среде и работе, проводимой в группе, у наших детей сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       На сегодняшний день сложилась система во взаимодействии с родителями. Использование активных форм работы дало положительные  результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами

 воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создании детского портфолио. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой.  Они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

      По результатам моего наблюдения в группе нет родителей - наблюдателей, на 45 % выросло число родителей - лидеров и до 55 % выросло число родителей - исполнителей.

      Могу отметить, что реализация комплексного подхода в развитии личности ребенка, поддержки субъектной позиции детей позволила мне сделать вывод том, что реализация ФГОС дошкольного образования  в некоторых аспектах образовательной работы с детьми мною уже реализуется. 

Достигнутые результаты:

      Рост познавательной активности детей повысился на 15%. Наблюдается высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городских конкурсов, спортивных соревнований, где занимают призовые места. Повысилась активность родителей в делах группы.

      Проводимая работа по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через воспитание гражданских чувств - фундамент для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

     

Список литературы:

1. Т. Н. Доронова – «Активные формы работы с родителями»

2.  А. В. Козлова – «Работа ДОУ с семьей» Москва, 2008

3.        Л. Свирская - «Работа с семьей» Линка – Пресс. Москва, 2008

4.        Н. В. Микляева – «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Айрис-пресс. Москва, 2008

5.        С. А. Новоселова – «Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах» - М. Просвещение, 2001

6.        Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений» - М. Линка - Пресс, 2004

7.        «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013, №1155

8.         «Закон об образовании в Российской Федерации», 2013

9.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Советы воспитателю по работе над проектом:

·         Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

·         Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

·         Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

·         Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

·         При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

·         Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

·         Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

·         В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

·         Развивать творческое воображение и фантазию детей.

·         Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

·         Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

·         Заключительный этап проекта                                                       тщательно готовить и проводить его                                                       презентацию всеми участниками.

 

 

Календарное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов  в средней группе

Тема: «Мой город, моя страна»

Период проведения: 3 - 4 неделя сентября (17.09-28.09)

1 неделя

ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Режим

Совместная деятельность педагога с детьми в режиме.

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2

2.     Пальчиковая игра «Домик»

3.     Труд - «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола).

4.     Беседа – ««Город, в котором мы живем» (с использованием фотографий, знакомых для детей, районов города),

5.     Наблюдения за играми старших детей.

6.     Индивидуальная работа  по ФЭМП – умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

НОД

·        Музыка - конспект № 5

·        Художественное творчество.

Рисование:

     - «Флажки для украшения».

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра.(№11, Кобзева).

2.     Труд - «Чистота нашего участка» - уборка веток, камней (коллективный).

3.     Подвижная игра – «Лиса в курятнике», «Кто скорее соберет?».

4.     Опытно-экспериментальная деятельность «Почва на огороде» - наблюдения, рассмотреть структуру: найти камни, песок, комья глины, влагу (см. Планирование внеуч. деят-ти  Л.Л.Тимофеевой, с.47);

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – бросание мяча друг другу снизу и ловля его.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Поездка» (комплекс №8).

2.     Ситуативный разговор о необходимости

следить за своим внешним видом

3.     Чтение художественной литературы - «Телефон» К.И.Чуковский (Н.А.Карпухина, с34),.

4.     Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (автобусы везут детей по городу); рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт на улицах нашего города»;

5.     Изо-сотворчество – предложить детям карандаши для самостоятельной деятельности.

Работа с родителями

·        Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

 

ВТОРНИК

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2.

2.     Пальчиковая игра «Домик».

3.     Математические игры – «Что лишнее?» (форма, величина).

4.     Ребенок и его здоровье – «Витамины полезны для здоровья» (рассказ воспитателя, рассматривание овощей и фруктов).

5.     Труд - «Комнатные растения в нашей группе» (полив, протирание листьев фикуса).

6.     Индивидуальная работа – звукопроизношение звука «с» в открытой и закрытой форме.

НОД

·        Познание. ФЭМП

- Конспект № 3 (сентябрь), (Помораева,с 14).

·        Художественное творчество.

Лепка: - «Угощения для кукол».

·        Физическая культура

- конспект № 5.

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за красотой природы (№ 12, Кобзева).

2.     Труд - «Делаем запасы» (сбор семян бархатцев)

3.     Подвижная игра - «Кто скорее соберет?», «Замри».

4.     Безопасность - «Беседа « Что такое «улица»? (знакомство с понятием).

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ходьба с выполнением заданий.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Поездка» (комплекс №8).

2.     Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (пользование расческой).

3.     Чтение художественной литературы -  «Сегодня целый день..», «Ножки, ножки, где вы были?»  рус. нар. потешка (Н.А.Карпухина с. 26),

4.     Музыкальная игра «Шел козел по лесу» .

5.     Конструктивная игра – « Разные заборчики».

Работа с родителями

·        Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации

 

СРЕДА

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2.

2.     Пальчиковая игра «Домик»».

3.     Труд - «Мы дежурим по занятиям» (распределение раздаточного материала по количеству детей).

4.     Экологические игры – «Найди и разложи» (овощи, фрукты, грибы).

5.     Индивидуальная работа по ФЭМП– сравнение двух предметов, разных по цвету, форме, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну; столько-сколько.

НОД

·        Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

- «Родной город!»

·        Физическая культура - конспект № 6.

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за дождем.(№13 Кобзева)

2.     Труд - «Чистота нашего участка» -  уборка песка вокруг песочницы).

3.     Подвижные игры – ««Замри», «Жуки».

4.     Беседа с детьми ««Как вести себя на улицах города».

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна «Поездка» (комплекс№8).

2.     Ситуативный разговор о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться ножом и вилкой).

3.     Чтение художественной литературы -  Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой» (Н.А.Карпухина с. 51)

4.     Сюжетно-ролевые игры – «Транспорт» (автобусы везут детей по городу); чтение В.Берестов «Про машину

5.     Кукольный театр «Три медведя» - (продолжать готовить детей к показу).

Работа с родителями

·        Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

 

ЧЕТВЕРГ

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс №2.

2.     Пальчиковая игра «Домик».

3.     Труд - «Образцовый порядок группы» -(поддержание порядка в игровых зонах - сложить красиво крупный строитель).

4.     Дидактическая игра по развитию речи, –«Кто больше назовет действий?» (Т.Г.Кобзева с. 32».

5.     Индивидуальная работа – «Почему нельзя мусорить на улице».

НОД

·        Музыка  - конспект № 5.

 

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за небом.(№ 14 Кобзева)

2.     Труд – сбор сухих стеблей и ботвы на огороде.

3.     Подвижные игры – «Жуки», «Найди себе пару»,

4.     Игры с песком.

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ходьба по бортику песочницы (равновесие).

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Поездка» (комплекс №8).

2.     Ситуативный разговор о важности самостоятельного мытья рук перед едой.

3.     Чтение художественной литературы - Е. Чарушин « Почему Тюпа не ловит птиц» (Н.А.Карпухина с. 51),

4.     Сюжетно-ролевые игры – «Транспорт», беседа «что возят и как работают разные машины?»;

5.     Продолжение подготовки к показу кукольного театра «Три медведя».

Работа с родителями

·        Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

 

ПЯТНИЦА

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс №2.

2.     Пальчиковая игра «Домик».

3.     Труд -  «Мы дежурим по столовой» (уборка стола).

4.     Беседа - «Как вести себя на улицах города?» (рассматривание иллюстраций о ПДД);

5.     Индивидуальная работа по развитию речи – совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.

НОД

·        Коммуникация  - Пересказ сказки «Репка».

составление описательных рассказов

·        Художественное творчество.

        Аппликация:

       «Нарежь полосочки и наклей предметы».

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за приметами осени.(№15 Кобзева).

2.     Труд – помочь убрать малышам игрушки после прогулки.

3.     Подвижные игры – «Найди себе пару», «Пчелки и ласточка».

4.     Самостоятельная деятельность детей.

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – прыжки из обруча в обруч.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Поездка» (комплекс №8).

2.     Ситуативный разговор о вредных привычках

3.     Чтение художественной литературы - «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля

4.     Сюжетно-ролевые игры – «Транспорт», продуктивная деятельность – «Построим большой автомобиль»

Работа с родителями

·        Попросить родителей принять участие в создании выставки рисунков (детей, взрослых или совместных) на тему – «Город, в котором я живу».

 

 

2 неделя

ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Режим

Совместная деятельность педагога с детьми в режиме.

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2

2.     Пальчиковая игра «Гроза».

3.     Труд - «Мы дежурим по столовой» (уборка стола).

4.     Беседа – «В моем дворе есть…».

5.     Наблюдения за играми старших детей.

6.     Индивидуальная работа  по ФЭМП – выкладывание предметов правой рукой с лева на право.

НОД

·        Музыка - конспект № 7

·        Художественное творчество.

Рисование:

     - «Цветные шары».

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за наличием почек у деревьев и кустарников.(№16, Кобзева).

2.     Труд - «Чистота нашего участка» - уборка песка вокруг песочницы.

3.     Подвижная игра – «Пчелки и ласточка», «Лягушки».

4.     Опытно-экспериментальная деятельность «Выявление свойств воздуха» (см. Планирование внеуч. деят-ти  Л.Л.Тимофеевой, с. 42)

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – бросание мяча друг другу снизу и ловля его.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Самолет» (комплекс № 9).

2.     Ситуативный разговор о необходимости следить за своим внешним видом

3.     Чтение художественной литературы - С.Михалков «Дядя Степа».

4.     Сюжетно-ролевая игра – «Транспорт», продуктивная деятельность - « Грузовик для кота»;

5.     Изо-сотворчество – рисуем с  детьми флажки.

 

Работа с родителями

·        Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

 

ВТОРНИК

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2.

2.     Пальчиковая игра «Гроза».

3.     Математические игры – ««Построй широкий и узкий мост».

4.     Ребенок и его здоровье – Беседа « Вкусные и полезные фрукты», рассматривание овощей и фруктов).

5.     Труд - «Комнатные растения в нашей группе» (полив, протирание листьев фикуса).

6.     Индивидуальная работа – звукопроизношение звука «с» в открытой и закрытой форме.

НОД

·        Познание. ФЭМП

- повторение (сентябрь), (Помораева, с. 12-14).

·        Художественное творчество.

Лепка: - «Слепи игрушку в подарок».

·        Физическая культура

- конспект № 7.

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за растениями (№ 17, Кобзева).

2.     Труд - «Делаем запасы» (сбор семян бархатцев

3.     Подвижная игра - «Лягушки», «Кот на крыше».

4.     Беседа – « Правила поведения с незнакомыми людьми».

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ходьба с выполнением заданий.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Самолет» (комплекс № 9).

2.     Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (пользование расческой).

3.     Чтение художественной литературы -  Н.Носов «Заплатка».

4.     Музыкальная игра «Шел козел по лесу».

5.     Конструктивная игра – «Забор для цыплят» (разного цвета).

Работа с родителями

6.     Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

 

СРЕДА

 

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс № 2.

2.     Пальчиковая игра «Гроза»».

3.     Труд - «Мы дежурим по занятиям» (распределение раздаточного материала по количеству детей).

4.     Экологические игры – «Такой листок – лети ко мне!».

5.     Индивидуальная работа по ФЭМП– сравнение двух предметов, разных по цвету, форме, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну; столько-сколько.

НОД

·        Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Достопримечательности города Серпухова».

·        Физическая культура - конспект № 8.

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за насекомыми,.(№18 Кобзева)

2.     Труд - «Чистота нашего участка» -  уборка мусора

3.     Подвижные игры – «Кот на крыше», «Найди себе пару»

4.     Беседа « Что такое «улица»? (повторение).

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ходьба по гимнастической скамейке.

2 половина дня

ВЕЧЕР

6.     Гимнастика после сна «Самолет» (комплекс № 9).

7.     Ситуативный разговор о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться ножом и вилкой).

8.     Чтение художественной литературы -  Н.Н.Носов «Затейники».

9.     Кукольный театр «Три медведя» - показ детям мл, гр.

10.                        Сюжетно-ролевые игры – «Транспорт» - самостоятельная игра детей.

Работа с родителями

·         Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

 

ЧЕТВЕРГ

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс №2.

2.     Пальчиковая игра «Гроза».

3.     Труд - «Образцовый порядок группы» -(поддержание порядка в игровых зонах – навести порядок на полках с игрушками).

4.     Дидактическая игра по развитию речи, «Какое, что бывает?» (Т. Г. Кобзева с.34)

5.     Индивидуальная работа – штриховка цветными карандашами.

НОД

·        Музыка - конспект № 8..

·        Познание ( познавательно-исследовательская продуктивная (конструктивная деятельность).

- «Загородки и заборы» (Куцакова, с. 5).

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за одеждой людей (№ 19 Кобзева)

2.     Труд – сбор сухих стеблей и ботвы на огороде.

3.     Подвижные игры – «Найди себе пару»,

 «Охота на зайцев»,

4.     Игры с песком.

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – ходьба по бортику песочницы, переступая через кубики (равновесие).

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Самолет» (комплекс № 9).

2.     Ситуативный разговор о важности самостоятельного мытья рук перед едой.

3.     Чтение художественной литературы - М. Горький « Воробьишко».

4.     Сюжетно-ролевые игры – «Транспорт»

5.     Предложить детям мозаику.

Работа с родителями

·        Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

 

ПЯТНИЦА

1 половина дня.

УТРО

1.     Утренняя гимнастика комплекс №2.

2.     Пальчиковая игра «Гроза».

3.     Труд -  «Мы дежурим по столовой» (уборка стола).

4.     Беседа - «Что такое «улица»? (повторение).

5.     Индивидуальная работа по развитию речи – совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.

НОД

·        Коммуникация  - «Пересказ сказки «Репка».

составление описательных рассказов

ПРОГУЛКА

1.     Наблюдение за трудом взрослых.(№20 Кобзева).

2.     Труд – помочь убрать малышам игрушки после прогулки.

3.     Подвижные игры – «Охота на зайцев», «Кто скорее соберет?».

4.     Самостоятельная деятельность детей.

5.     Индивидуальная работа по развитию ОД – прыжки из обруча в обруч.

2 половина дня

ВЕЧЕР

1.     Гимнастика после сна – «Самолет» (комплекс №9).

2.     Ситуативный разговор об использовании носового платка.

3.     Заучивание наизусть – « Купите лук…», шотл. нар, песенка, пер. И. Токмаковой,

4.     Оформление выставки детских рисунков (или совместных с взрослыми) на тему - «Город, в котором я живу».

Работа с родителями

·        Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.