Образ кота в детской художественной литературе
проект (старшая группа) на тему

Ершова Лариса Александровна

 - обобщить  и  систематизировать  знания  детей  о  коте (кошке)  в разных  художественных произведениях;  разнообразии  внешнего  вида,  назначение  частей  тела,  чем  питается  его  характерные  особенности.

 -познакомить с художественным произведением о коте,  его  содержанием.

 - учить оценивать персонажей  из других  произведений  по  их  поступкам  и давать им характеристику.

 - продолжать работу над обогащением словарного  запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kot.docx222.38 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательски – творческий  проект

на  тему:

«Образ  кота  в  детской  художественной   литературе»

Авторы:

Ершова  Л.А. воспитатель

Козина И.В., учитель-логопед

ГБОУ  СОШ  №519

1. Актуальность темы.  Дошкольный  возраст – период  эмоционально – практического  освоения  мира.  Познание  мира  происходит  в  тесной  взаимосвязи  с  художественной  литературой.

Наши  наблюдения  показывают,  что чтение  книг в  семьях  стало  редким  явлением,  а художественные образы  рассказов,  сказок,  стихотворений,  оказывают на детей  глубокое  воздействие и  способствуют пониманию   окружающей  действительности.  

Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками  выразительности детской речи.

Яркие  поступки  литературных  персонажей  воздействуют на чувства  детей;  дети  воспроизводят  события,  о  которых  услышали  в  игре,  рисунках,  лепке.  Расширение  словаря  помогает  дошкольникам  в  большом  объеме  понимать  художественное слово.  Усвоение  грамматических   конструкций,  развитие  связной  речи  дают  основу  для  восприятия  произведения  в  любой  форме.

 Проектную деятельность мы  решили  использовать  в работе с  детьми  старшего дошкольного  возраста  через  произведения  художественной  литературы, т.к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.

 Проектная  деятельность  поможет  ребенку раскрыться  как самостоятельно,  так и  в  сотрудничестве  со  сверстниками.

2. Цель  проекта:  развитие  познавательно – исследовательского  интереса  детей  через  художественно – речевую  деятельность.

3.    Задачи:

1. Образовательные:

• обобщить  и  систематизировать  знания  детей  о  коте (кошке)  в разных  художественных произведениях;  разнообразии  внешнего  вида,  назначение  частей  тела,  чем  питается  его  характерные  особенности.

• познакомить с художественным произведением о коте,  его  содержанием.

• учить оценивать персонажей  из других  произведений  по  их  поступкам  и давать им характеристику.

• продолжать работу над обогащением словарного  запаса.

2.Развивающие:

• развитие познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления,  коммуникативных навыков.

• развивать:  устную монологическую и диалогическую речь детей,  образное и логическое  мышление.

• развивать мелкую  моторику.

3. Воспитательные:

• воспитывать интерес  и  бережное  отношение к книгам.

• воспитание   нравственных   качеств   через    аналогию   с литературными   образами.        

Участники  проекта:   дети,  воспитатель,   логопед.

Длительность  проекта – три  месяца

4. Этапы реализации.

1. Подготовительный. Создание необходимых условий в учреждении (библиотеки, мини-музея, театрализованного  уголка, обогащение  предметно-развивающей среды в группе), изготовление специальных дидактических пособий, повышение профессионального уровня педагогов.

2. Знакомство детей с произведениями художественной литературы и устного народного творчества на специально подготовленных занятиях; просмотр иллюстраций в книжных уголках, посещение библиотеки; семейное  чтение.

3. Коррекционная работа учителя-логопеда на подгрупповых занятиях.

4. Расширение знаний детей через посещение мини-музея, чтение научно – энциклопедических книг.

5. Закрепление знаний произведений через продуктивную деятельность детей: рисование, ручной  труд. Изготовление книг  своими руками  «Дети о  кошках»,  «Пословицы и поговорки»,  поздравительных  открыток.

        

Перспективное  планирование  проектной  деятельности  в  подготовительной  группе

период

произведение

Формы работы

задачи

Содержание  деятельности

1н.

Рассматривание  иллюстраций  в книжном уголке

*дети должны  определить  отличия  кошек друг от друга,  догадаться,  какое  у  них  настроение.

- Дети  рассматривают  иллюстрации,  рассказывают  об  отличиях,  которые  замечают,  обращают  внимание, что  у  них  разные  глаза.

- Взрослый сообщает,  что люди  до  сих  пор  считают  кошку  загадочным  животным  и  изучают  её.  В  этом  нам  будут  помогать  произведения  художественной  литературы.

2н.

3н.

4н.

5н.

6н.

   

 

 

7н.

  8н.

 

 

9н.

 

 10н.

 11н.

12н.

К. Паустовский

«Кот Ворюга»

К.Паустовский

«Кот  Ворюга»

К.Паустовский

«Кот  Ворюга»

Энциклопедия

Р.Н.С.  «Кот,  дрозд,   петух»

Р.Н.С. «Кот,  дрозд,   петух»

Пословицы о кошках

Стихотворение

Е.Липатовой

 

«Встреча»

   Занятие

Рассматривание

иллюстраций

произведения

Словесная  игра: «Скажи  иначе»

Эксперимент

            чтение

Эмпатическая  игра   «Покажи  животное»

Показ  куколь-ного спектакля.

Игра  «Придумай,  о  чем  может  идти речь?»

Выставка  с элементами  игры

Занятие по

рисованию

«Забавный  кот»

Беседа «Составь  рассказ  по  рисунку»

Комплексное занятие  по развитию речи и рисованию.

      чтение

   

 Занятие по рисованию

* учить эмоционально вос-принимать  содержание  рассказа, осмысливать    характер  героя  и  давать  ему  оценку.

 *  развивать  коммуника-тивные  способности  детей.   Развивать умение  рассуждать,  высказывать свое отношение к опреде-ленным  ситуациям.                  

    Совершенствовать  фразовую  речь  детей.

*  воспитывать  доброжелательность, внимательное  и  заботливое  отношение  к  животным.

* учить восстанавливать  сюжет  рассказа, последо-

вательно  и  логично воспрои-зводить цепь  событий.

* формировать умение использовать в речи  авторские  выражения

 

*  упражнять в умении подбирать синонимы  к  словам  из  текста.

*выяснить,  как кошка  язычком  чистит себе  шерстку.

* пополнить знания  детей об интересных  фактах  жизни  кошек; об особенностях глаз,  почему  они охотятся ночью, об особенностях  языка  кошек,  выражении  их  состояния. Роль усов в жизни кошки, почему  мыши являются необходимым продуктом в питании кошек.

* развивать познавательный  интерес детей.

*  воспитывать внимательное,  доброжелательное  

отношение к кошкам.

*Упражнять детей  в умении показывать животное, опираясь на  контурное  изображение.

* Давать словесное описание  своему

выдуманному образу.

* Уметь находить характерные  различия

сказочного  персонажа  кота   от  образа  кота – ворюги.

* Отметить  его смелость, хозяйственность, находчивость.

* Развитие  лексико –     семантических  ассоциаций.

* Познакомить детей  с  разновидностями кошек;  с их размером, материалом  из  которого  они сделаны,  в  каких  позах  они  могут  нахо-диться,  и  какие  у них выражения  мордочек.

* развивать  познавательный  интерес  к  кошкам.

* учить последовательно и полно  рассказывать о животном,  используя в речи сложные предложения.

* Закрепить с детьми

технику  рисования  кошек,  передавать  

соотношение  частей  

тела, изображать  пушистость шерсти. Отражать в рисунке  творческий  замысел.

* использовать разные  материалы в работе

* упражнять детей в составлении сюжетных рассказов  по  рисункам,  развивая  творческое  воображение.

* использовать в рас-сказах  полученные  ранее знания,  развивать логическое  мышление.

* Учить  детей  правильно  понимать  значение  пословиц  и  объяснять  их  смысл.

* осмысливать  образное  содержание  и значение  пословиц.

* развитие творческого воображения в создании рисунка в соответствии

с текстом.

* уметь слушать сверстника. Дополнять ответы детей,  своими высказываниями,  принимать рекомендации в свой  адрес.

*продолжать знакомить  детей с разными жанрами

художественной литературы, с новым  образом  кошки.

* понимать настроение,    основную мысль стихотворения

* Закрепить знание произведений,  героем которых  является  кот.

* закрепить особенности  передачи  животных; обычными животными, в народных  костюмах.

* Закрепить последова-тельность рисования частей тела этих  персо-нажей.  Продумывая  идею  передачи  сюжета. Упражнять в умении правильно располагать изображение,  заполняя весь лист.

- загадывание загадки  о  кошке.

- чтение  произведения.

- игра – эксперимент.

Педагог  предлагает  детям  назвать  незнакомые  слова  из  текста; ворюга,  беспризорный,  свалился,  проучили.

( в группе находятся  необходимые  предметы  для  передачи  образа; продукты питания, прутик,  игрушка кот)

- Педагог предлагает  каждому из  детей  использовать необходимые  предметы,  если  это  необходимо, и  показать  значение  новых  слов (у каждого ребенка свое слово). После  показа  

дети  комментируют  свои  действия.

- Беседа  по  содержанию:

- а сейчас вы сами решите,  правильно ли  вы  показали  и объяснили  свои  слова.

- Ребята,  как  бы  вы  назвали  этот  рассказ?   Автор  назвал  его  кот – Ворюга.

- Что  это  значит?   (кот  воровал  продукты   питания)

-  Почему   кота  называют  беспризорным?    

(нет  хозяина,  который  бы  за  ним  смотрел)

-  Как  выглядел  кот?     Почему  у  него  не  было  кончика  хвоста?

-  Почему  кот  оказался  на  дереве?

-  Что  значит,   свалился,  как  можно  сказать  иначе?  (упал,  слетел,  плюхнулся…)

-  Как  люди  проучили  кота?

-  Чем    ответил  кот  на  доброту  людей?

-  Какие  поступки  он  стал  совершать?

-  Можно ли  теперь  назвать  его  ворюгой?

-  Какое  теперь  прозвище  дали  коту?

А   что  было  бы,  если  бы  люди  наказали  кота,  он  перестал  бы  воровать?

(кот  может  погибнуть  от  боли  и  голода)

- Здесь  можно сказать народными  мудрыми словами:   «Доброе  слово  и  кошке  приятно»

Отнеслись  люди к коту  с  добротой, и  он  стал  помогать людям  добрыми  поступками.

- Взрослый показывает  книгу и  предлагает    вспомнить   название и  её  автора.

 - Беседа:   что  помогает нам вспомнить название  

  этого  произведения?

 -Педагог предлагает  вспомнить  события  произведения  по  иллюстрациям. Обращая  внимание  на  поведение  кота, как изображено  его  настроение.

 - Почему  он такой  агрессивный?

 - Как  можно  назвать  действия  кота?

 - Как автор описывает  его  внешний  вид.

игра с  мячом . (инструкция: скажи по - другому)

ВОРОВАТЬ

ГРОЗНО  ВЫЛ

УМЧАЛСЯ

ВЫДРАТЬ  КОТА

БРОДЯГА

БАНДИТ

ЧУЛАН

БЕСПРИЗОРНИК

ТОЩИЙ  КОТ

НАХАЛЬНЫЕ  ГЛАЗА

БЛАГОРОДНЫЙ   ПОСТУПОК

ПРОДЕЛКИ

БРАТЬ  БЕЗ  СПРОСА

ЗЛО  КРИЧАЛ

БЫСТРО  УБЕЖАЛ

БИТЬ  КОТА

ГУЛЯЕТ  БЕЗ  ДЕЛА

ЗЛОДЕЙ

КЛАДОВКА

БЕЗ  ХОЗЯИНА

ХУДОЙ  КОТ

БЕССОВЕСТНЫЕ  ГЛАЗА

ЧЕСТНЫЙ  ПОСТУПОК

ШУТЛИВЫЕ  ОСТУПКИ

(материал: ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш грифельный, мягкий)

- Взрослый предлагает потереть палец о грифель, чтобы остался след. С легким нажимом потереть испачканный палец пилкой. Осмотрите палец и пилку. Потрите  пилку о  ватный  тампон. Осмотрите  пилку и ватный тампон.

Вывод: пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна с тампона.  

(шершавая поверхность  хорошо снимает след от карандаша и волокна)

Кошачий язык шершавый как наждачная бумага,  так как на нем расположены  жесткие  бугорки,  особенно в середине. Когда кошка вылизывает  свою шерсть, эти бугорки  снимают  с неё  пыль,  грязь,  выпавшие  волоски.

  Кошки – ночные животные, поэтому их глаза в 6 раз чувствительнее человеческих. Вот почему малейший источник света улавливается глазами кошки и тут же отражается, создавая эффект свечения.

   Кошки  хорошо различают форму предметов, ориентируются в темноте, но разобраться в цветовой гамме им трудно.

     Несколько кошек могут использовать для своей охоты одну на всех территорию. Кошка может определить: свободна территория для охоты или ещё занята благодаря пахучим меткам, которые оставляют её сородичи.

    Язык кошек разнообразен. Заискивающим и скромным мяуканьем она может попросить еду, на улицу она просится требовательным «мяу». На речь хозяина, обращенную к кошке, она может бросить короткое «мя», как бы поддерживая разговор. В общении с врагами кошка издает страшное завывание, змеиное шипение, фырканье.

      Кошачий   хвост тоже может говорить за хозяйку: сердитая кошка агрессивно бьет хвостом, довольная же будет лениво вилять лишь кончиком  хвоста.

     Подвижные кошачьи уши выполняют функцию локаторов, кошка даже во сне может слышать мышиную возню.

    Роль органа осязания у кошки играют усы, брови и чувствительные волоски, которые растут на внутренней поверхности передних лапок.

Кошка может выразить симпатию, потеревшись мордочкой  о  человека. Если  кошка трется усами о предметы, значит она в добром расположении духа.

Усы помогают определять силу и направление ветра, кошка может точно рассчитать направление и дальность прыжка во время охоты. Когда добыча в зубах, кошка располагает  усы так, чтобы держать под контролем все движения жертвы.

    Но главная причина кроется в составе продукта под названием «мышь». Оказывается, шкурка мыши богата микроэлементами   и особенно серой.  Сера  является  составной частью  веществ, необходимых кошке для здоровья и красоты её шерстки. Поэтому мыши являются необходимостью  в кошачьем рационе.

 Взрослый предлагает  детям превратиться  в      кошечек и котиков  и  отправиться погулять.

- Затем дети берут по одной карточке  и,  располагаясь, в свободной  части комнаты   изображают  животных.

 - В конце дети рассказывают,  какой  образ  они  

  придумали. (пример: мой  котик  вытянул  передние  лапы,  прогнул  спину,  чтобы  прыгнуть  на  крышу…)

-  Педагог  обращает внимание  на  театральные  куклы  и просит назвать сказку,  из  которой  

  они пришли.

 - Затем предлагает  детям  показать эту  сказку.

 -В конце  дети подбирают слова  характеризующие  кота  в  этой  сказке.

 - Педагог  спрашивает: «О чем  может идти речь,  если  в  тексте  встречаются  слова  кот и  петух?»

  Варианты  ответов:

 • о том,  как кот  ругал  петуха

 • о том,  как  петух  налетел  на  кота

 • о том,  как  петух  клевал  из  миски  кота

 • о том,  как  кот наблюдал  за  петухом

 • о том,  как  кот  выручал  петуха

 • о том,  как кот нес  петуха  домой

 - Взрослый  сообщает, что сегодня  детей  ждет сюрприз!  Они  пойдут на  выставку. Там  они  увидят  что-то  новое и интересное.

 - Вы  все  посетители  выставки,  а я  буду экскурсоводом  и  покажу  вам  все  самое  интересное,  а  вы  мне  будете  помогать.

 - Беседу  о кошках  ведет  взрослый,  привлекая  

   к  диалогу  детей.

- Обращает внимание на кошек, сделанных  из  керамики,  дерева,  предлагает  их  потрогать.  

- керамические  кошечки гладкие, их делают из  глины  и  покрывают  глазурью, они тяжелые  передают разные движения,  по выражению  мордочки и положению  тела  можно  определить их  настроение.

- А как вы думаете,  если  такая кошечка  упадет,  что  произойдет?  (Она  разобьется,  она  хрупкая.)

- А теперь вы будете экскурсоводами  и расскажите  нам о  тех  кошках,  которые  привлекли ваше внимание  больше  других.

- В ходе рассказов педагог обращает внимание на подбор  слов,  выявляющих  особенности  животного,  оценивает  полноту содержания,  эмоциональность.

- Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Узнай и покажи». Он  называет  выражения  глаз кошек; насмешливые,  хитрые,  печальные,  озорные, обиженные,  злобные,  испуганные,  жалкие, безумные,  умоляющие,  просящие, а дети   находят и  показывают животных.

- Педагог  предлагает  детям  вспомнить  образ  

  кота  или  кошки,  который  им понравился  и запомнился  больше  других  и нарисовать  про

  это  рисунок,  который расскажет о

  полюбившемся  образе, этот  рисунок  должен передавать  сюжет,  или историю с этим  котом.

- При  рисовании  вы  можете использовать  разные  материалы.

- Взрослый  приглашает  детей  на  выставку  рисунков. Предлагает    найти  общее,  что  объединяет  все  рисунки? Похожи  ли  рисунки  друг на  друга?

- Предлагает  рассказать  истории,  которые  изобразили  дети.

- В конце взрослый предлагает  объединить  рисунки  и  рассказы  в  одну  книгу.

- Взрослый  спрашивает,  как дети понимают выражение  «Не все коту  масленица».

(Радость кота - быть сытым в праздник.  Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица.)

- Педагог сообщает, что в сказочных  и  литературных  образах  животных  можно  найти  

много  общего  с  человеческими  поступками.  

люди  придумали  мудрые  мысли, которые  подчеркивали  эти качества.

- Послушайте  пословицы  и  поговорки  о  кошках  и расскажите,  как  вы их  понимаете.

     • Отчего кот гладок,  поел, да и на бок.

- Кот гладок. Как можно сказать по-другому?

(Толстый, ничего не делает,  только лежит.)

     Рыба  ищет,  где  глубже, а кот где лучше.

(Рыбе  хорошо живется, когда  в  водоеме много воды и ей свободно можно плавать. Коту  хорошо живется у заботливого хозяина, если хозяин не кормит кота и обижает,  он может  от него  уйти.)

     Глаза боятся,  а лапы делают.

(кошки  любят  стащить что-то вкусненькое у хозяина,  хотя  знают,  что  за это  будут наказаны.)

      Спящему коту  мышь в рот не забежит.

  (Если кот не будет  ловить мышей, то останется  голодным.)

- Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации  к  этим пословицам и поговоркам.

- Выберите выражение,  которое  вам больше всего понравилось,  подумайте, какую  картинку вы нарисуете.

- В конце дети рассматривают иллюстрации и  поясняют свое  изображение.  Соответствует ли оно тексту. Если есть неточности, дети  дают  советы.

- Взрослый  предлагает детям  посмотреть выставку книг  и назвать  знакомые произведения.

- Предлагает  послушать  стихотворение.

- В  беседе  по содержанию  уделяется внимание  описанию  кошки,  что хотел  автор  выразить  словами  своего  стихотворения?

(Восхищение  красотой,  внешним видом  кошки,  её  загадочностью. Стихотворение веселое и поднимает настроение.)

- Взрослый  показывает  детям  «письмо» от  кота  Матроскина, в  котором  он  приглашает  всех  своих  друзей – братьев  на  день рождение.

- Но  собрать  братьев – котиков будет  трудно,  поэтому   предлагает  послать ему  поздравительные  открытки,  на  которых ребята нарисуют знакомых котиков из разных произведений  и  придумают  пожелания

- Дети рисуют, а затем  «письмо» вместе  с пожеланиями отправляют коту  Матроскину:

- Желаем, оставаться    умной и красивой.

- Чтобы смелость и удача  шли с тобою  по  пути.

- Желаем  доброго хозяина, здоровья, сил и        красоты.

- Желаем большой и дружной семьи, чтобы твое сердце для всех было открыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия здоровому образу жизни с использованием художественной литературы с детьми средней группы № 5 «Колокольчик»

Конспект занятия здоровому образу жизни с использованием художественной литературы с детьми средней группы № 5 «Колокольчик» ТЕМА: «Дружим с водой»Цель: Формиров...