Методы диагностики музыкальных способностей.
учебно-методический материал на тему
В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы диагностики музыкальных способностей.
(автор Анисимов В.П.)
В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.
Мотивирующий аспект организации выполнения заданий – игровая форма их предъявления.
При любом результате выполнения заданий оценочные суждения не допускаются.
Игры-тесты на выявление уровня развития метро-темпо-ритма:
1. «Шаги великана, Тома и гнома: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Тишиналии все жители ходят, как часы (ребенку в руки дают будильник, ход которых отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно («тик» - шаг, «так» - приставной шаг). Шаги его друга-гнома подвижны («тик» - шаг + приставной шаг, «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно («тик», «так» - 1 шаг, 2-й шаг на следующий временной ход).
Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы ( или круги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними – свободный шаг ребенка. Всего 16 шагов. Дорожка выкладывается с разворотами после каждого 4-го шага (квадрат).
Критерии оценки:
- точное обозначение всех шагов на протяжении всех 4-х тактов (направлений) – высокий уровень,
- воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации – средний уровень.
- сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень.
2. «Ладошки»: Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Стимулирующий материал - р.н.п. «Во поле береза стояла»,
- М. Красев «Елочка»,
- р.н.п. «Петушок».
Критерии оценки:
- точное воспроизведение метрического рисунка без пения 8 тактов – высокий уровень (3 балла),
- 1 - 2 нарушения или с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла),
- воспроизведение с пением – слабый уровень (1 балл),
- сбивчивое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).
3. Ритмический рисунок: Прохлопай (простучи) ритм исполненной на инструменте мелодии.
Стимулирующий материал простейшие одноголосные мелодии.
Критерии оценки:
- ровный ряд половинных длительностей или четвертных – слабый уровень,
- элементы пунктирного ритма – средний уровень,
- использование пунктирного, синкопированного ритма, пауз – высокий
уровень.
Диагностика звуковысотного чувства:
«Кот и котенок»: - Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1-й октавы), а так – котенок (соль 1-й октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда – котенок.
№ п/п | звуки | балл | ответ |
1.1. | ми1 – фа2 | 1 | Кот – котенок |
1.2. | соль2 – фа1 | 2 | Котенок – кот |
1.3. | фа1 – фа2 | 3 | Кот – котенок |
2.1. | фа2 – соль1 | 1 | Котенок - кот |
2.2. | ми2 – соль1 | 2 | Котенок - кот |
2.3. | ля1 – ля2 | 3 | Кот - котенок |
3.1. | ля1 – ре2 | 1 | Кот - котенок |
3.2. | ре2 – си1 | 2 | Котенок - кот |
3.3. | до2 – си1 | 3 | Котенок - кот |
Критерии оценки:
- высокий уровень – 3 балла
- средний уровень – 2 балла
- низкий уровень – 1 балл
Диагностика гармонического чувства:
Гармонические загадки: (способность определять количество звуков в интервалах и аккордах) – я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?
1. до мажор: до-соль, ми-соль, до1 – до2 (1 балл)
2. фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (2 балла)
3. соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (3 балла)
Критерии оценки:
- слабый уровень – 1 балл
- средний уровень – 3 - 4 балла
- высокий уровень – 5 - 6 баллов
Диагностика чувства тембра:
«Тембровые прятки»: в помещении представлены музыкальные инструменты.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии, исполняемой разными инструментами:
- фортепиано
- треугольник
- металлофон
- баян
- бубен
- флейта
- аккордеон
- ксилофон
- балалайка + баян
- баян + бубенцы
Критерии оценки:
- узнавание первых 3-х тембров – слабый уровень (1 балл),
- узнавание первых 7-ми – средний уровень (2 балла),
- узнавание всех фрагментов – высокий уровень (3 балла).
Диагностика динамического слуха:
«Мы поедем в «Громко – тихо»»: Поиграем в «Громко – тихо»? я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо.
Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» = 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе так же ее нужно исполнить на барабане.
Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» = 2 балла, 2-й фразы в динамике «диминуэндо» = 2 балла. Всего 4 балла.
Критерии оценки:
- слабый уровень – 1 балл,
- средний уровень – 2 - 3 балла,
- высокий уровень 4 - 5 баллов.
Диагностика чувства музыкальной формы:
«Незавершенная мелодия»: - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине 2-й фразы (из 4-х);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень – правильно определены 1-2 пункта – 1 б;
- средний уровень – правильно определены 3-4 пункта – 2б;
- высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов – 3 б.
Диагностика эмоциональной отзывчивости:
«Музыкальная палитра»: стимулирующий материал – аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов. Одна серия включает в себя 5 разнохарактерных музыкальных произведений. 1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии; 2-я серия соответствует слабому уровню; 3-я серия соответствует высокому уровню.
Примерный перечень музыкальных произведений:
Серия 1:
- В.Котельников «Колыбельная»
- А.Хачатурян «Андантино»
- С.Прокофьев «Сказочка»
- А.Гречанинов «Марш»
- К.Тушинок «Силачи»
- К.Тушинок «Менуэт слонов»
Серия 2:
- Г.Свиридов «Грустная песня»
- А.Гречанинов «Недовольство»
- Ю.Шутко «Ночное шествие»
- Р.Шуман «Первая утрата»
- С.Прокофьев «Траурное шествие»
- С.Майкапар «Похоронный марш»
Серия 3:
- Г.Свиридов «Дождик»
- С.Прокофьев «Пятнашки»
- Г.Свиридов «Парень с гармошкой»
- Р Шуман»Солдатский марш»
- С.Прокофьев «Марш»
- Г.Свиридов «Колдун»
- Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?
Критерии оценки:
- определяет самостоятельно, дополняет синонимичные характеристики, мыслеобразы – 2 балла.
- правильное определение с помощью педагога – 1 балл.
- неправильное определение – 0 баллов.
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой можно не только наглядно представить себе, как слабые стороны музыкальности и личной ориентации реципиента, так и сильные характеристики музыкальности субъекта, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-200029-1363713738.jpg)
Результаты диагностики музыкальных способностей
В период с 2010 по 2013 учебные годы проводила мониторинг по музыкальному развитию дошкольников, отслеживая его динамику....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-417414-1463030246.jpg)
Диагностика музыкальных способностей
Разработка заданий и диагностических карт для определения уровня музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе ДОУ, с учетом требований знаний и умений традиционной программы "От рож...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-469200-1480958552.jpg)
Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы
Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/22/picture-669728-1669066755.jpg)
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Консультация для родителей. Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, не имеющим возможности получить профессиональную оценку музыкальных способностей своих детей. В статье можно озна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813369-1473335749.jpg)
Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/11/picture-172720-1568198373.jpg)
Диагностика музыкальных способностей.
Сравнительная диагностика музыкальных способностей детей за 3 года....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/08/picture-57480.jpg)
Диагностика музыкальных способностей
Диагностика музыкальных способностей для детей раннего возраста , младшей, средней, старшей и подготовительной группы...