Методы диагностики музыкальных способностей.
учебно-методический материал на тему

Загоскина Светлана Геннадьевна

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_diagnostiki_muzykalnykh_sposobnostey.docx19.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы диагностики музыкальных способностей.

(автор Анисимов В.П.)

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей ниже предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек.

Мотивирующий аспект организации выполнения заданий – игровая форма их предъявления.

При любом результате выполнения заданий оценочные суждения не допускаются.

Игры-тесты на выявление уровня развития метро-темпо-ритма:

1. «Шаги великана, Тома и гнома: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Тишиналии все жители ходят, как часы (ребенку в руки дают будильник, ход которых отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно («тик» - шаг, «так» - приставной шаг). Шаги его друга-гнома подвижны («тик» - шаг + приставной шаг, «так» - то же самое). Великан ходит степенно, важно («тик», «так» - 1 шаг, 2-й шаг на следующий временной ход).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы ( или круги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними – свободный шаг ребенка. Всего 16 шагов. Дорожка выкладывается с разворотами после каждого 4-го шага (квадрат).

Критерии оценки:

  • точное обозначение всех шагов на протяжении всех 4-х тактов (направлений) – высокий уровень,
  • воспроизведение шагов с 2-3 нарушениями метрической координации – средний уровень.
  • сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень.

2. «Ладошки»: Сейчас мы споем песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

     Стимулирующий материал - р.н.п. «Во поле береза стояла»,

                                                    - М. Красев «Елочка»,

                                                    - р.н.п. «Петушок».

    Критерии оценки: 

  • точное воспроизведение метрического рисунка без пения 8 тактов – высокий уровень (3 балла),
  • 1 - 2 нарушения или с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла),
  • воспроизведение с пением – слабый уровень (1 балл),
  • сбивчивое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

3. Ритмический рисунок: Прохлопай (простучи) ритм исполненной на инструменте мелодии.

     Стимулирующий материал простейшие одноголосные мелодии.

     Критерии оценки: 

  • ровный ряд половинных длительностей или четвертных – слабый уровень,
  • элементы пунктирного ритма – средний уровень,
  • использование пунктирного, синкопированного ритма, пауз – высокий  

уровень.  

Диагностика звуковысотного чувства:

«Кот и котенок»: - Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1-й октавы), а так – котенок (соль 1-й октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда – котенок.

№ п/п

звуки

балл

ответ

1.1.

ми1 – фа2

1

Кот – котенок

1.2.

соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

фа2 – соль1

1

Котенок - кот

2.2.

ми2 – соль1

2

Котенок - кот

2.3.

ля1 – ля2

3

Кот - котенок

3.1.

ля1 – ре2

1

Кот - котенок

3.2.

ре2 – си1

2

Котенок - кот

3.3.

до2 – си1

3

Котенок - кот

Критерии оценки:

  • высокий уровень – 3 балла

  • средний уровень – 2 балла

  • низкий уровень – 1 балл

Диагностика гармонического чувства:

Гармонические загадки: (способность определять количество звуков в интервалах и аккордах) – я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?

1. до мажор: до-соль, ми-соль, до1 – до2   (1 балл)

2. фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (2 балла)

3. соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (3 балла)

Критерии оценки:

  • слабый уровень – 1 балл
  • средний уровень – 3 - 4 балла
  • высокий уровень – 5 - 6 баллов

Диагностика чувства тембра:

«Тембровые прятки»: в помещении представлены музыкальные инструменты.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии, исполняемой разными инструментами:

  1. фортепиано
  2. треугольник
  3. металлофон
  4. баян
  5. бубен
  6. флейта
  7. аккордеон
  8. ксилофон
  9. балалайка + баян
  10. баян + бубенцы

Критерии оценки: 

  • узнавание первых 3-х тембров – слабый уровень (1 балл),
  • узнавание первых 7-ми – средний уровень (2 балла),
  • узнавание всех фрагментов – высокий уровень (3 балла).

Диагностика динамического слуха:

«Мы поедем в  «Громко – тихо»»:  Поиграем в «Громко – тихо»? я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо.

Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» = 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе так же ее нужно исполнить на барабане.

Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» = 2 балла, 2-й фразы в динамике «диминуэндо» = 2 балла. Всего 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – 1 балл,
  • средний уровень – 2 - 3 балла,
  • высокий уровень 4 - 5 баллов.

Диагностика чувства музыкальной формы:

«Незавершенная мелодия»: - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине 2-й фразы (из 4-х);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1-2 пункта – 1 б;
  • средний уровень – правильно определены 3-4 пункта – 2б;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов – 3 б.

Диагностика эмоциональной отзывчивости:

«Музыкальная палитра»: стимулирующий материал – аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов. Одна серия включает в себя 5 разнохарактерных музыкальных произведений. 1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии; 2-я серия соответствует слабому уровню; 3-я серия соответствует высокому уровню.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Серия 1:        

  1. В.Котельников «Колыбельная»
  2. А.Хачатурян «Андантино»
  3. С.Прокофьев «Сказочка»
  4. А.Гречанинов «Марш»
  5. К.Тушинок «Силачи»
  6. К.Тушинок «Менуэт слонов»

Серия 2:

  1. Г.Свиридов «Грустная песня»
  2. А.Гречанинов «Недовольство»
  3. Ю.Шутко «Ночное шествие»
  4. Р.Шуман «Первая утрата»
  5. С.Прокофьев «Траурное шествие»
  6. С.Майкапар «Похоронный марш»

Серия 3:

  1. Г.Свиридов «Дождик»
  2. С.Прокофьев «Пятнашки»
  3. Г.Свиридов «Парень с гармошкой»
  4. Р Шуман»Солдатский марш»
  5. С.Прокофьев «Марш»
  6. Г.Свиридов «Колдун»

- Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?

Критерии оценки: 

  • определяет самостоятельно, дополняет синонимичные   характеристики, мыслеобразы – 2 балла.
  • правильное определение с помощью педагога – 1 балл.
  • неправильное определение – 0 баллов.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой можно не только наглядно представить себе, как слабые стороны музыкальности и личной ориентации реципиента, так и сильные характеристики музыкальности субъекта, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты диагностики музыкальных способностей

В период с 2010 по 2013 учебные годы проводила мониторинг по музыкальному развитию  дошкольников, отслеживая его динамику....

Диагностика музыкальных способностей

Разработка заданий и диагностических карт для определения уровня музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе ДОУ, с учетом  требований знаний и умений традиционной программы "От рож...

Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы

Методика  по диагностики музыкальных способностей  детей подготовительной группы...

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, не имеющим возможности получить профессиональную оценку музыкальных способностей своих детей. В статье можно озна...

Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Диагностика музыкальных способностей.

Сравнительная диагностика музыкальных способностей детей за 3 года....

Диагностика музыкальных способностей

Диагностика музыкальных способностей для детей раннего возраста , младшей, средней, старшей и подготовительной группы...