РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ НАРОДНЫМИ ФОРМАМИ И СКАЗКАМИ
статья на тему
Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся понимать их смысл, рассуждать о героях, их поступках, также дети знакомятся с поэзией, учатся выразительно рассказывать стихотворения.
Малые поэтические формы оказывают на ребенка правильное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ НАРОДНЫМИ ФОРМАМИ И СКАЗКАМИ
В детском саду стоит задача формировать у детей правильную устную речь на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Овладение детьми незнакомым и трудным словарем происходит в процессе ознакомления с окружающим, воспитание звуковой культуры речи во время игр, на занятиях, во время общения с взрослыми. Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся понимать их смысл, рассуждать о героях, их поступках, также дети знакомятся с поэзией, учатся выразительно рассказывать стихотворения.
Художественное слово является постоянным спутником детей. Начиная с младшего возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умения понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимыми помощниками являются малые формы фольклора. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Ребенок учится по ним звукам родного языка, их смысл, и позже улавливает точность, выразительность и красоту языка, и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
В младшем возрасте знакомство начинается с песенок, потешек, прибауток, простых сказок. Позже в среднем и старшем возрасте это будут считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать различия (мальчик – пальчик), происходит развитие фонематического слуха, формируется способность улавливать тонкие звуковые различия, подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением.
Малые поэтические формы оказывают на ребенка правильное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
В среднем и старшем возрасте моральные и этические проблемы в потешках и песенках подаются уже в более сложных связях и поворотах. Сюжет усложняется, в некоторых знакомых песенках меняется концовка, дается повод для размышления. Требуется ответ ребенка на заданный вопрос в произведении: «Где теперь кошечке жить?».
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сказкам. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр.
Сказки являются для детей одной их форм познания мира, помогающей ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт. Все это откладывает свой отпечаток на мышление и характер ребенка. Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Сказки прочно вошли в детский быт. Сказка вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению и пониманию.
В сказках дети получают блестящие образцы русского языка, сказки всегда поучительны. Сказки знакомят ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Мораль дается не в прямой, а скрытой форме, она звучит не навязчиво, но убедительно. Сказки имеют большое воспитательное значение, обращают внимание детей на такие качества как: смелость, храбрость, отвага и большое упорство. Сказки открывают детям просторы фантазирования, простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в борьбе добрые и злые силы, дети удивляются чудесам и тайнам, пытаются раскрыть и осмыслить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-567408-1421605624.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893388-1486909496.jpg)
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1165918-1569176297.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-1292537-1614783409.jpg)
«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок,...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-1506581-1705843487.jpg)
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083509-1542551331.jpg)
Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»
Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...