РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ НАРОДНЫМИ ФОРМАМИ И СКАЗКАМИ
статья на тему

 

Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся понимать их смысл, рассуждать о героях, их поступках, также дети знакомятся с поэзией, учатся выразительно рассказывать стихотворения. 

Малые поэтические формы оказывают на ребенка правильное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ НАРОДНЫМИ ФОРМАМИ И СКАЗКАМИ

В детском саду стоит задача формировать у детей правильную устную речь на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Овладение детьми незнакомым и трудным словарем происходит в процессе ознакомления с окружающим, воспитание звуковой культуры речи во время игр, на занятиях, во время общения с взрослыми. Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся понимать их смысл, рассуждать о героях, их поступках, также дети знакомятся с поэзией, учатся выразительно рассказывать стихотворения.

Художественное слово является постоянным спутником детей. Начиная с младшего возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умения понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимыми помощниками являются малые формы фольклора. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Ребенок учится по ним звукам родного языка, их смысл, и позже улавливает точность, выразительность и красоту языка, и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

В младшем возрасте знакомство начинается с песенок, потешек, прибауток, простых сказок. Позже в среднем и старшем возрасте это будут считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать различия (мальчик – пальчик), происходит развитие фонематического слуха, формируется способность улавливать тонкие звуковые различия, подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением.

Малые поэтические формы оказывают на ребенка правильное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

В среднем и старшем возрасте моральные и этические проблемы в потешках и песенках подаются уже в более сложных связях и поворотах. Сюжет усложняется, в некоторых знакомых песенках меняется концовка, дается повод для размышления. Требуется ответ ребенка на заданный вопрос в произведении: «Где теперь кошечке жить?».

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сказкам. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр.

Сказки являются для детей одной их форм познания мира, помогающей ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт. Все это откладывает свой отпечаток на мышление и характер ребенка. Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Сказки прочно вошли в детский быт. Сказка вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению и пониманию.

В сказках дети получают блестящие образцы русского языка, сказки всегда поучительны. Сказки знакомят ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Мораль дается не в прямой, а скрытой форме, она звучит не навязчиво, но убедительно. Сказки имеют большое воспитательное значение, обращают внимание детей на такие качества как: смелость, храбрость, отвага и большое упорство. Сказки открывают детям просторы фантазирования, простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в борьбе добрые и злые силы, дети удивляются чудесам и тайнам, пытаются раскрыть и осмыслить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»

материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

     Ранний возраст – период активного становления художественного  восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная  с колыбельных песенок,...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...