«Использование нестандартного оборудования в организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию дошкольников»
материал на тему

Фомичева Марина Анатольевна

Данный материал предназначен для воспитателей и инструкторов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_oborudovanie_opyt_raboty.docx333.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Березка»

«Использование нестандартного оборудования в организованной образовательной деятельности по физическому  воспитанию дошкольников»

                                     Подготовила:

                                           воспитатель

                             Фомичева Марина Анатольевна

2013 г.

                               

Актуальность опыта

   Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить  параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

ЦЕЛЬ:   Изучение вариативности использования нестандартного

              оборудования для повышения эффективности физического воспитания  дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1.   Укреплять здоровье детей.

2.   Обогащать знания детей о мире предметов.

3.   Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном  значении.

4.   Применять нестандартное оборудование в самостоятельной  деятельности для повышения двигательной активности.

5.   Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

ВВЕДЕНИЕ

   Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.

   Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, том больше информации поступает  в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно – обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

   Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что, сделать организованную образовательную деятельность по физической культуре занимательной и эффективной, разнообразной и увлекательной побудили меня к поиску новых форм работы.

 2.1.  В нашем спортивном зале имеется необходимое стандартное оборудование и изготовленное мною нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждую образовательную деятельность  элемент необычности, вызывает у  детей интерес к организованной деятельности, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.

   Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

   Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

*  обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждать интерес к спортивным играм, расширять круг  представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении. Например: оздоровительное значение

  упражнений на мяче – прыгуне; самомассаж стопы, голени, плечевого   пояса массажером  «Орешки» и т.д.

   Настрой ребенка, его желание заниматься физической культурой во многом зависит от оформления зала. Поэтому одной из первых задач мы поставили оформление физкультурного зала, придав ему яркий, необычный вид и сделав все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение.

   На стенах зала имеются зрительные ориентиры: мишка, сова, еж, , бабочки, цветы,  используемые в минуты зрительной гимнастики для снятия мышечного и зрительного напряжения. Я предлагаю детям следующие задания:  «Найдите медведя, подойдите к нему и назовите какого цвета у него спортивный костюм» и т.д.  

   2.2.   Проведение физкультурной организованной образовательной деятельности с использованием нестандартного оборудования показало, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики образовательной области , повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

   Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

   Приоритетной задачей детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, поэтому в систему по физическому воспитанию детей включены коррекционно-профилактические  упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самоммасаж.

   Кружок «Будь здоров» организован с целью укрепления здоровья детей, содействие развитию и коррекции опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки и плоскостопия – самые распространенные заболевания детей. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки. Так что два этих патологических процесса тесно взаимосвязаны. Самая распространенная причина плоскостопия – это слабость мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, ношение неправильной подобранной обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела. Поэтому плоскостопие чаще встречается у ослабленных и тучных детей. Вот почему в кружок мы совместно с медицинским персоналом подбираем детей с низкой двигательной активностью, «вялой осанкой», излишним весом, плоскостопием. Эффективный способ повышения их двигательной активности, овладение ими основными движениями – это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования.

  Я составила перспективный план работы кружка, конспекты занятий, картотеку дыхательной и пальчиковой гимнастики. Занятия кружка мы уже не представляем без нестандартного оборудования. Это и разные дорожки следов для профилактики плоскостопия, и «бусы» для коррекции осанки, и массажер «орешки» для самоммасажа стоп, голени, плечевого пояса, и мячи – прыгуны, и тренажер «мяч над головой» для тренировки мышц подошвенных разгибателей, укрепление мускулатуры ног, и «сухой бассейн»,  где осуществляется общий массаж тела, развивается динамическая и статическая координация, цветовосприятие,  тактильные ощущения и мелкая моторика.  Помогают в работе кружка и простейшие тренажеры: «Колибри», «Беговая дорожка», доски «здоровье», роллеры.

  2.3.   Чтобы выполнить программу по развитию движений, одной  физкультурной образовательной деятельности недостаточно, надо обеспечить активную двигательную деятельность в течение всего дня. Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства взглядов и тесного  сотрудничества всего коллектива. Проводится большая совместная работа с воспитателями по пополнению нестандартным оборудованием физкультурных зон в игровой комнате, его изготовлению и применению. На педагогических советах я выступала с консультациями для воспитателей: «Коррекционно-оздоровительная работа с детьми», «Подвижная игра  как средство повышения двигательной активности детей в течение дня», «Роль воспитателя на физкультурном занятии».

   В игровых комнатах нестандартное оборудование изготовляется с помощью родителей, а так же совместно с детьми.  «Волшебные колпачки» украшали воспитатели и дети подготовительных групп. Зная, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей, используя при этом нестандартное оборудование.

    На общем родительском собрании мною подготовлена консультация для родителей: «Двигательная активность детей – зоны здоровья». При проведении физкультурной образовательной деятельности  на родительском собрании я тоже использовала нестандартное оборудование. Родители с интересом слушали о его назначении и использовании. В результате родители помогли нам изготовить степ – скамейки, предоставив необходимый материал; стойки для метания, баскетбольные корзины и даже в деревья и являются прекрасным выносным материалом на прогулке.

   Для родителей оформлен стенд с фотографиями детей в различных видах физического воспитания, а так же подготовлены папки – передвижки: «В поход всей семьей»;  «Ходите босиком»; «Бодрость с самого утра»;  «Учимся правильно дышать»; «Нужны ли мальчишкам прыжки со скакалкой»;   памятка «Как не пропустить нарушение осанки».  В уголках для родителей помещаются домашние задания, рекомендации,  индивидуальная работа. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования всестороннего развития личности.

   Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, что дает возможность применять его в различных видах движений. Например, при выполнении общеразвивающих упражнений на занятии или на  утренней гимнастики я использую «разноцветные бутылочки»,  массажеры «орешки»,  «мягкие палочки»,  «степ – скамейки».

   Разнообразят упражнения на равновесие канат и дорожка из пробок, различные дорожки следов, степ – скамейки, «змейка».  Все это оборудование можно использовать для прыжков, перепрыгивания, перешагивания, а так же как ориентиры в подвижных играх. А «дорожку мячей» можно использовать в любой части занятия. С ее помощью дети учатся бегать «змейкой», развивается ловкость, если бегать между движущимися мячами; через «дорожку мячей» можно перебрасывать мячи и даже ползать под ними по-пластунски; «Проползи – не задень».

   Следует отметить положительную роль использования нестандартного оборудования в играх и упражнениях детей для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.

   3.2.   Значение благоприятного предметно-пространственного окружения для двигательной деятельности дошкольников очень велико. Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору содержания физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес детей к организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию, улучшилась техника выполнения движений. Это находит свое подтверждение в результатах диагностического обследования.

ДИНАМИКА УРОВНЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ГРУППЫ «МАЛЬВИНА»

                                                 

 Сентябрь   2010  ГОД                       май 2011год                                          сентябрь 2011 год

     По данным показателям можно сделать вывод, что уровень физической подготовленности детей постепенно растет в связи с систематическим проведением  организованной образовательной деятельности физкультурой, возрастными изменениями, высоким эмоциональным настроем, чему способствует и использование нестандартного оборудования.

   Результаты обследования анализируются и обсуждаются на педсоветах и родительских собраниях. Это дает возможность выявить недостатки в развитии движений детей и наметить перспективы в работе. Экспертная оценка по разделу: «Физическое развитие и здоровье» составляет 2,8 балла, что подтверждает превышение существующих требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в детском саду.

4.   Заключение

   Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы.

   Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется хороших и сложных тренажеров, специального оборудования. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима  мы используем нестандартное оборудование.

Литература:

1.   Антонов Ю.Е.,   Кузнецова М.М.,   Марченко Т.И.,   Пронина Е.И.

      «Здоровый дошкольник»

2.   Голицына Н.С.

      «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ»

3.   Галахова П.В.,   Щергина К.П.,   Казанцева Н.В.

      «Наш взрослый детский сад»

4.   Грядкина Г.С.

      «Двигательная деятельность детей третьего года жизни как основа

        укрепления здоровья»

      /Дошкольная педагогика 2004 г.  № 3 с. 4 – 9/

5.   Ильиных Ю.А.

     «Физкультдизайн»

     /Обруч. 2003 г. № 5 с. 38-41/

6.   Литвинова М.В.

     «Физкультурные занятия с детьми раннего возраста. Третий год жизни»

7.   Рунова М.А.

     «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2002 г.

8.   Сивачева Л.Н.

      «Физкультура – это радость!

      /Спортивные игры с нестандартным оборудованием. 2001 г./

9.   Утробина К.К.

      «Занимательная физкультура для дошкольников». 2003 г.

10.   Шишкина В.А.,   Мащенко М.В.

       «Какая физкультура нужна дошкольнику»  2000 г.

   

                                                                            

Для  самомассажа стоп, голени, взаимомассажа спины;                  Разные виды ходьбы для профилактики плоскостопия.

для выполнения общеразвивающих упражнений.

                                       E:\детский сад\IMG_6067.JPGIMGA0966

                                                           

                                                                         

     

бутылки

Используются для развития мелкой моторики, раскручивая                              Пособие для пролезания.  Развивает ловкость,                        

и закручивая крышку;   кисти (вращая бутылку);  для                                          смелость;  используется в эстафетах, развлече-                                                                                  

выполнения ОРУ;  для укрепления мышц брюшного пресса и с                            ниях, спортивных праздниках

топы при передаче бутылки ногами  сидя на полу;  для прыжков,

зажав бутылку между ног;  перепрыгнув через нее.

                                                                         

                                                                                                                       E:\детский сад\IMG_1721.jpg                 

                                                                                                                         

  «КУБЫ» - ставятся рядом друг с другом. Предназначены                                 Пособие для коррекции плоскостопия

для влезания, спрыгивания.

                                                                                               

  Можно пинать, не выпуская мешка из рук, раскручивать н         Используется для выполнения ОРУ, развития умения                              

ад головой, бросать вперед (развивая глазомер, координацию).       сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по           Взять мешки в обе руки и раскрутиться на месте;  «                     шнуру прямо и боком, «змейкой», для перепрыгивания справа

Молоток» - замах из-за спины, удар об пол;  упражнениях            и слева; для ориентировки в подвижных играх.

в парах: стоя на безопасном расстоянии, размахиваясь,

стараться ударить по мячу друг друга.

                                                                                       

Используются на физкультурных занятиях в ОРУ;  

утренней гимнастике, с элементами ритмической

гимнастики;  как оформление на физкультурных

праздниках;   для бега «змейкой» между  «пампушками».


Конспект физкультурного занятия

с использованием нестандартного оборудования

в подготовительной группе

  ЗАДАЧИ:

  Учить детей перебрасывать мяч через веревку друг другу разными способами, принимая правильное исходное положение и осуществляя ловлю мяча ладонями.

   Закреплять умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по гимнастической скамейке, пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая, развивая при этом координацию движения.

   Закрепить умение выполнять самоммасаж стоп, комплекс коррекционных и  дыхательных упражнений

   Упражнять в ползанье по-пластунски до ориентира, подлезая под препятствием.

   Совершенствовать различные виды ходьбы и бега. Развивать ловкость, увертливость, глазомер, чувство коллективизма.

   Воспитывать интерес к физкультуре, положительный эмоциональный настрой, посредством использования нестандартного оборудования.

  Кол – во детей:   10 человек /подгруппа/

  Форма:   футболки, шорты.

 Спортивный инвентарь:    2 гимнастические скамейки,  мячи на подгруппу детей, 2 стойки,

                                                  2 плоские гимнастические палки, 2 куба.

   Нестандартное оборудование:     мягкие палочки, дорожка мячей,  скамейка-степ, массажеры

                                                           «орешки» - по кол-ву детей,  2 мяча «прыгуна»

ХОД   ЗАНЯТИЯ

       Содержание

Длит-

ность

Доз-ка

темп

   Методические

      указания

1 Часть: дети свободно входят в зал,  садятся на скамейки, выполняют самоммасаж ног с помощью массажера «орешки»

Построение в шеренгу, в колонну.

-Ходьба в колонне по залу;

Х. на носках по «мягким кружкам.

Х. «змейкой» по «дорожке мячей» на внешней стороне стоп. Прыжки через «мягкие палочки»

-Бег в колонне;

Бег змейкой по «дорожке мячей» /с услож./ мячи качаются.

Бег с забрасыванием ног; боковой галоп с хлопками; «челночок»

-Х. с выполнением упражнений на дыхание;.

Построение в 2 колонны способом дробления и разведения; размыкание.

2 Часть: ОРУ на скамейках-степ с элементами ритм. гимнастики.

1/. И.п. – о.с. на скамейке

1-правую р. В    сторону, голова вправо;

3-левую р. В сторону, голову влево;

5-руку вперед, голову опустить;

7-руку назад, голову назад, прогнуться;

2-4-6-8 – и.п.

2/. И.п. – о.с. около скамейки – степ.

1-пр.ногу на скамейку;

2-левую ногу, р. в стороны.

3-пр.ногу на пол.

4-лев. ногу, руки опустить.

3/. И.п. – о.с. на скамейке – степ.

1-выпад влево, руки в стороны – и.п.;

3-выпад влево.

4/. И.п. – о.с. – на скамейке-степ;

1-3-наклоны вниз, дотягиваясь до пола.

2-4- И.п.

5/И.п.- стоя на коленях на степ – скамейке, руки на полу. Отжимаясь, прогибать спину.

6/ И.п.- сидя на скамейке – степ, руки в упоре сзади на полу.»Уголок».

7/И.п. – сидя на скамейке – степ, ноги скрестно, руки на поясе.

1-3-наклон, коснуться лбом колена;

2-4-И.п.

8/ И.п. – лежа вдоль скамейки «лодочка».

Прыжки: на скамейку, со скамейки в чередовании с ходьбой вокруг скамейки.

-Точечный массаж, упражнение на дыхание, коррекционные упр. Для глаз.

  Основные движения:

1. Перебрасывание мяча друг другу разными способами через веревку.

 Ходьба по гимнастической скамейке, пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая.

3. Ползанье по-пластунски до ориентира, подлезая под препятствие.

Эстафета:  на мячах – прыгунах.

3 Часть: Игра малой подвижности: «Скажи и покажи».

Упражнение на расслабление.

1 мин.

1,5 мин.

2 мин.

25 мин.

1-2 мин.

Фронт. Способ

Групп. Способ

3-4 мин.

Средний темп

4 раза

Средн. Темп

Средн.

8 раз.

Быстр.

10 раз.

4 раза.

В кажд. Сторону

9 раз

Медл. темп

9 раз.

9 раз.

10 раз.

9 раз.

10 раз

2-3 раза

2 раза

-Здравствуйте, дети! Сегодня мы будем выполнять упр-е на скамейке- степ; перебрасывать мяч через веревку; выполнять упр-я на гимнастической скамейке; ползать по-пластунски.

-Начинаем занятие с массажа стоп и голени.

-В шеренгу становись!

-Проверьте осанку.

-Направо! В обход по залу шагом марш!

Обращаю внимание на осанку.

-Бегом марш! Слежу за дыханием. Дети с под-ой физ-ой группой переходят на шаг раньше.

-Вдох через нос на 1-2-3; выдох на 1-2-3-4-5.

-В колонне через центр марш!

-Один-направо, другой-налево!

-парами через центр марш!

-На месте стой! Разомкнись!

-Кругом! В пол-оборота направо!

-Проверка осанки на скамейке – степ.

Слежу за одновременностью выполнения.

Добиваюсь качества выполнения

Слежу за осанкой.

-дежурный в каждой колонне уберет скамейку – степ.

Используется «дорожка мячей».

Обращаю внимание на прав. Стойку, прием мяча.

Слежу за осанкой.

-Я лежу на спине, как медуза в воде. Руки расслабляю, в воду опускаю, ногами потрясу, усталость сниму.

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ:

Дети идут пить фито-чай