Растем здоровыми
статья на тему

Бобылёва Любовь Леонидовна

здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rastem_zdorovymi.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Растём здоровыми»

            Актуальность:

            Дошкольный возраст является решающим периодом формирования фундамента физического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;
  • использование нетрадиционных приёмов для мотивации к здоровому образу жизни.

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

           Цель:  Внедрение здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья; приобщение детей к здоровому образу жизни.

            Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

            Образовательные задачи:

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

            Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
  • воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

          Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника. (Слайд № 2,3)

           Основная задача корекционнопедагогической  работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даст использование с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких как:

           Биоэнергопластика.     (Слайд № 4)

            Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы  активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.  Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела и рук. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшает внимание, память, мышление, способствуют коррекции звукопроизношения фонематических процессов.

              Коррегирующая гимнастика.   (Слайд № 5)

              Задачи:

  • Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата
  • Увеличение силовой выносливости мышц живота, рук, ног, длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника. Воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определённом направлении, темпе, ритме. Коррегирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.

              Минуты тишины.  (Слайд № 6)

          Минуты тишины – это специфическая форма  работы, способствующая развитию волевых качеств у детей. Дети познают мир через услышанные звуки.

               Гимнастика для глаз.  (Слайд № 7)

          Зрение – основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться – важнейшая задача родителей и педагогов. Основными принципами зрительных гимнастик являются:

  • индивидуальны подход с учётом возраста, состояния здоровья;
  • регулярность проведения;
  • постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
  • сочетание с двигательной активностью;
  • развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

       Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора.   Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д., которые крепятся на палочке-указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.  Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажёры. Во время наблюдения за из действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся бабочки, птички и другие яркие игрушки, предназначенные для упражнений «взор вверх», вдаль».

            Зрительная гимнастика:

  • проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
  • благотворно влияет на работоспособность зрительно анализатора и всего организма;
  • гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
  • гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
  • основной приём проведения – наглядный показ действий педагога;
  • для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом – птички, бабочки, снежинки и др.
  • демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
  • упражнение хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

              Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала и восстановлению зрения. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости. «Волшебные» игры для глаз – это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Игра – «Письмо носом».

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе. Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз.

Игра – «Далеко – близко».

Поочерёдно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

Игра – «Рыбка».

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыка золотая.

                   Самомассаж и массаж.    (Слайд № 8)

       Задачи:  закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование и ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления. Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Овладеть основными навыками  самомассажа – для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Для того, чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.  Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

                 Дыхательная гимнастика.    (Слайд № 9)

        Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания, в значительной степени, зависит здоровье детей.  Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть как паровоз) и раздаточный материал (пёрышки, снежинки, бабочки и т.д.). Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.

                   Мызыкотерапия.    (Слайд № 10)

        В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общем оздоровлению, улучшению самочувствия,  поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод даёт возможность применение музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка: снятие напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятия с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физминуток.                                                                                                                             Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф.Шопена: мазурки, прелюдии, экспромты; а также вальсы И.Штрауса.  Для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена; «Грёзы» Р.Шумана; музыку А. Вивальди и В.А.Моцарта. Для общего успокоения – «Колыбельные И. Брамса,  «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Сентиментальный вальс»  П.И.Чайковского.      Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.

                     Сказкотерапия.     (Слайд № 11)

        Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуации несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем роевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.  Дети так же сами сочиняют, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях их; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение, мягко и без потрясений.

                  Результаты оздоровительной работы.    (Слайд № 12)

  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня речевого развиия;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

       

         Заключение.   (Слайд № 13)

Спасибо за внимание.

       

     

         

   

 

 

        Список использованной литературы.

  1. Ахутина Т. В.  «Здоровьесберегаюие технологии обучения: индивидуально –ориентированный подход»   «Школа здоровья». 2000 г.
  2. «Педагогика и психология здоровья»  Под ред. Н.К.Смирнова – М.: АПКиПРО, 2003 г.
  3. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». – М., 2002 г.
  4. Сухарев А. Г.  «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России»,  «Школа здоровья».  2000 г.
  5. Ткачева В. И.  «Играем каждый день»  Методические рекомендации. – Мн.: НИО, 2001 г.
  6. Сивцова А. М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях», «Методист», 2007 г.
  7. Алямовская В. Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении», «Дошкольное образование», 2004 г.

        

         

           

       

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"

Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....

"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...

Программа Здоровье. Растим здоровых детей

Программа Здоровье. Растим здоровых детей...