Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
проект (средняя группа) на тему

Алёхина Елена Викторовна

 

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Также в век технологий очень важно преподнести ребенку знания в интересной, наглядной форме. Самым удобным средством в выполнении этой задачи выступает мультимедийный компьютер.

Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию обучаемого как личности, формирует у него потребность в самообразовании, саморазвитии.  Интерес современных учащихся к компьютеру огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных информационных технологий впечатляет. Погружение в них в детском возрасте происходит столь легко и стремительно, что вызывает естественные опасения родителей, педагогов, врачей, психологов.   Профессиональное владение всем арсеналом современных информационных технологий  обеспечит возможность широчайшего применения музыкального компьютера   в образовательном процессе на различных уровнях.

 Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач. 

Проблемой данного исследования является развитие музыкальных способностей детей с помощью средств музыкально-компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pedagogicheskogo_eksperimenta.doc170.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Новодевичье

муниципального  района  Шигонский  Самарской  области

Проект

педагогического эксперимента

«Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Разработан и реализован

музыкальным руководителем

 структурного подразделения

 ГБОУ СОШ с. Новодевичье,

реализующим программы

дошкольного общего образования

 Алёхиной Е.В.

2014 г

Содержание

Введение

  1.    Особенности развития музыкальных способностей

1.1    Теоретическое обоснование вопроса  

1.2    Основные музыкальные способности

1.3 Роль музыкально-компьютерных технологий в развитии музыкальных способностей.

  2. Использование ИКТ в ДОУ

2.1 Презентация, как средство обучения

2.2  Из опыта   использования компьютера в развитии музыкальных способностей в ДОУ.  

 Заключение

 Список литературы

 

 Введение

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Также в век технологий очень важно преподнести ребенку знания в интересной, наглядной форме. Самым удобным средством в выполнении этой задачи выступает мультимедийный компьютер.

Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию обучаемого как личности, формирует у него потребность в самообразовании, саморазвитии.  Интерес современных учащихся к компьютеру огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных информационных технологий впечатляет. Погружение в них в детском возрасте происходит столь легко и стремительно, что вызывает естественные опасения родителей, педагогов, врачей, психологов.   Профессиональное владение всем арсеналом современных информационных технологий  обеспечит возможность широчайшего применения музыкального компьютера   в образовательном процессе на различных уровнях.

 Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач.  

Проблемой данного исследования является развитие музыкальных способностей детей с помощью средств музыкально-компьютерных технологий.

Цель исследования: раскрыть возможности музыкально-компьютерных технологий, как средство развития музыкальных способностей детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей с помощью МКТ.


1. Развитие музыкальных способностей

1.1 Теоретическое обоснование вопроса

Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категориях. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека.  

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости.   Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой - зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.

Б.М. Теплов, рассматривая понятие "способность" выделяет три основных признака.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.  

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование.

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

  Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства".

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

 Музыкальные способности так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:

Слушание музыки;

Исполнение музыки;

Сочинение музыки.

  Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха.  В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На наиболее высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам.  

  В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

 Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей.    

1.2 Основные музыкальные способности  

Б.М. Теплов выделил три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что тоже, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха.   Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.

2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха.  

3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний

Ладовое чувство. Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения.

  Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нём прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Ладовое чувство может быть развито, прежде всего в процессе восприятия музыки (её узнавания, определения закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально - слуховые представления. Музыкальный слух - одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой.

 В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную.  

1.3 Роль музыкально-компьютерных технологий в развитии музыкальных способностей

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным. В свою очередь включение музыкального образования в систему общего образования    порождает свои проблемы и в музыкальной педагогике, что обусловливает поиск новых подходов в этой области. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.

Важнейшими сферами приложения и развития МКТ сегодня являются:

МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей);

МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);

МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями;

МКТ как раздел дисциплины "Информатика", "Информационные технологии";

МКТ как новое направление в образовании специалистов технического профиля, связанное, в частности, с моделированием элементов музыкального творчества, звукотембральным программированием, что обусловливает возникновение новых творческих технических специальностей.

Программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса. Среди множества музыкальных компьютерных программ, ориентированных на разные виды деятельности, первое место по количеству, разнообразию и популярности у профессиональных музыкантов (а в последнее время - и любителей!) занимают программы для музыкального творчества: создания и аранжировки произведений. Собственно образовательные программы составляют лишь небольшую часть. При разработке компьютерных музыкальных обучающих систем решается комплекс педагогических, психологических и технических проблем. Основными являются следующие задачи:

поддержка учебного процесса с использованием компьютерных технологий в качестве инструментальных средств обучения на музыкально-теоретических специальностях (тренажеры, обучающие программы и т.д.);

компьютерные технологии в качестве средства контроля за качеством музыкального образования (системы автоматизированного тестирования качества на основе государственных стандартов, дополнительных стандартов вуза или другого учебного заведения, или их групп, системы вычисления и анализа показателей качества, системы вычисления рейтинга учащихся и другие системы);

поддержка учебно-музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;

поддержка исследовательской музыкальной деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой;

развитие перспективных информационных технологий в виде систем дистанционного обучения.

Музыкальные обучающие программы последнего поколения, как правило,

включают несколько модулей, соответствующих следующим направлениям в образовательном процессе:

Получение теоретических знаний. Для обеспечения усвоения учащимися

закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы

содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т.д.;

Навыки игры на инструменте. Программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (наиболее популярный вид - гитара, фортепиано, синтезатор). Разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей;

Развитие слуха. Разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т.д., и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации;

Музыкальная литература. Иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину, основанную на этом материале;

Развитие творческих способностей. Программы для выработки навыков в области композиции и аранжировки.

С точки зрения практических функций различают следующие компьютерные музыкальные обучающие системы:

информирующие системы, где компьютер выступает только в роли источника информации;

формирующие системы, где компьютер нацелен на формирование автоматических действий учащегося;

развивающие системы, имеющие целью совершенствование способностей учащегося.

Виды компьютерных музыкально-образовательных программ включают: электронный учебник, электронную музыкальную энциклопедию, библиотечные информационно-поисковые системы, компьютерные программы контроля знаний.

 Интенсивное развитие теоретических средств информационных технологий обучения предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, дидактической обоснованности и "технологичности" методического обеспечения.

   Использование МКТ в музыкальном образовании дает возможность:

существенно активизировать развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, основанными на интеграции логико-перцептивных форм деятельности.   Нетворческие формы труда преподавателя передаются компьютеру, что позволяет демонстрировать выразительные возможности гармонии (прежде всего - конструктивную логику), наблюдать закономерности музыкальной морфологии и синтаксиса, упрощает получение навыков ориентирования в интонационно-семантической плоскости, слышания и осознания содержательно-образного плана, способствует сближению учебного материала с художественной практикой, наконец, обогащает тембровый слух учащихся, их представления о красочно-многомерном качестве звука.

 

2. Использование ИКТ в ДОУ

2.1 Презентация, как средство обучения

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры

Современное воспитание и обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности "лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать". Мультимедиа занятия, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие воспитанниками   материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у воспитанников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на занятиях - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать занятие интересным. Преимуществом таких занятий является повышение качества обучения за счет новизны деятельности

Использование презентаций в образовательном процессе обеспечивает возможность:

дать  более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

повысить роль наглядности в учебном процессе;

удовлетворить запросы, желания и интересы воспитанников.

 С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи.  

На таких занятиях желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

научности;

наглядности;

доступности;

системности и последовательности;

сознательности и активности;

прочности;

связи теории и практики;

интерактивности;

индивидуализации;

перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры занятия является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи  в  наглядном представлении материала. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание   и пробудить интерес к материалу. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

  Успешность проведения занятия с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить занятие с использованием мультимедийных презентаций.  

При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Роль и место презентации на данном занятии, на данном этапе занятия.

Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия.  

Постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации.

Подача обучающего материала. Эффективность воздействия его на воспитанников.

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на занятии.

 Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

допускает возможность постоянного обновления;

имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов;  

допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

 Таким образом, каждый воспитатель, используя информационно - коммуникативные технологии в воспитании и обучении в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

 Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.


2.2 Из опыта   использования компьютера в развитии музыкальных способностей в ДОУ    

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии. с помощью презентаций и клипов дети быстрее учат стихи. Опять-таки потому, что есть зрительный образ. Еще Я.А.Каменский говорил о наглядности, как о золотом правиле обучения. Поэтому, и педагогам, и родителям стоит активно использовать аудиовизуальные средства обучения. Нельзя ребенку словами объяснить, что такое полька, пока не покажешь ее вживую или на видео. Поэтому, используйте презентации, клипы, обучающие мультфильмы, чтобы помочь вашим детям развиваться и усваивать какой- нибудь полезный материал. При этом нельзя забывать, что ребенку дошкольного возраста разрешено смотреть телевизор\компьютер не более 15 минут в день.

II. Правила работы при создании презентаций

 При создании презентаций нужно пользоваться очень важными правилами:

1.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация в детском саду не может быть самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями педагога, практической деятельностью.

2.Лучше меньше, да лучше! Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целое занятие или фрагмент, педагог должен задать себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи занятия можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или даже дать это сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

3.Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 5-7 минут за НОД, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.

Получается, что целесообразней создавать не полную презентацию к занятию, а фрагменты – модули, которые можно включать в занятие на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению, к практической деятельности. В общем, самое главное, это ЧУВСТВО МЕРЫ. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на занятии– она может быть эффективнейшим средством обучения.

 С какой целью я использую  презентации?

Во-первых, презентация -  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в ДОУ на НОД. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит ее на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

В-третьих, презентация помогает педагогу при проведении НОД, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом композиторе, о произведении. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей действительности.

    Помимо презентаций и клипов, я активно использую мультфильмы с классической музыкой. Это такие как:

1.     «Детский альбом» режиссер И.Ковалевская. В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В нем нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора.

2.     «Гномы и горный король» режиссер И.Ковалевская. Мультфильм- фантазия на музыку Э.Грига. Мультфильм тоже без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.

3.     «Фантазия 2000» У.Дисней, яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме. Я нарезала его на части, убрав диалоги между ними и наши воспитанник смотрят просто в виде коротких мультиков.

4.     «Петя и волк», режиссер И.Медведева. Замечательный мультфильм с музыкой С.Прокофьева, которая знакомит детей с симфонической формой. Рекомендую всем. Также хочу посоветовать фильм 1976 г. «Петя и волк», режиссера Г,Бабушкина, где сказка представленма в виде спектакля.

5.     «Адажио», музыка Альбиони, режиссер Г.Бардин, мультфильм, который затронул взрослую тему терпимости, тему толпы и личности, но при этом дети понимают смысл этой непростой темы. А красивая музыка не оставляет равнодушным никого.

6.     «Снегурочка», режиссер А.Снежко- Блоцкая, по мотивам оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы.

7.     «Сказки старого пианино» Е.Петкевич, мультфильм, рассказывающий о великих композиторах.

На основе вышесказанного, можно привести пример применения средств ИКТ на музыкальном занятии "Путешествие в мир звуков".

Цель занятия:

Помочь детям ощутить радость рождения музыки.

        Задачи:

Образовательные:

1. Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков

2. Помочь совершить открытие, откуда берется музыка

3. Вызвать желание самим придумывать музыку путем преобразования шумовых звуков в музыкальные

4. Способствовать активному использованию музыкальных инструментов для создания музыки

Развивающие:

1. Развивать чувствительность ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

2. Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков на шумовые и музыкальные.

3. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков

4. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру слушания музыки

2. Побуждать выполнять групповые правила: действовать у доски по очереди, соблюдать культуру общения

 Тип занятия:    изучения и первичного закрепления новых знаний

 Используемая методическая литература:  

1.На пути к музыке Методические рекомендации для музыкальрных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО  Год издания: 1999

2. Музыкальное воспитание в детском саду. Автор: Давыдова М.А. Год издания: 2006

3.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании .  Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.

 4.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.  О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.

5.Название: В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер». 2004

   

 

 Используемое оборудование:  

Интерактивная доска SMART Board, проектор, ноутбук, детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы, барабан, тарелка; карточки с изображением инструментов.

Музыкальный материал:

П.И Чайковский "Щелкунчик".,Е.Железнова "Поезд".,И Штраус "Пиццикато".,А.Варламов"Где ты солнце в самом деле".,Шаинский "Улыбка"

Ход занятия:

Вид деятельности                 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Дети входят под музыку «Поезд Железнова»(смена движений в соответствии смены частей музыки)

 Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством Дети, давайте поздороваемся  друг с другом и с нашими гостями?

1. Доброе утро!                                       -разводят руки в стороны и слегка                          

Улыбнись скорее!                                    -кланяются друг другу

И весь день сегодня                             -"пружинка"

Будет для всех  веселее.    

Доброе утро скажем гостям

И они улыбнутся тоже нам.                   -поднимают ручки вверх

Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

 Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!

 Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх!

 Пухленькие щёчки: плюх-плюх-плюх!

 Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!

 Здравствуйте, зубки: щёлк-щёлк-щёлк!

 Здравствуй, мой носик: бим-бим-бим!

Дети выполняют музыкально-ритмическую гимнатсику

Активное слушание

"Пиццикато" И.Штраус        Приглашаю вас отправится в путешествие в волшебный мир звуков. Садимся на наш ковер самолет и он понесет нас в полет под ритмичные звуки.(сидят на ковре)        Дети выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.(хлопки и шагая пальцами по полу).Реагируя на смену темпа и характера.

  Приглашаю вас отправится в путешествие в волшебный мир звуков. Садимся на наш ковер самолет и он понесет нас в полет под ритмичные звуки.(сидят на ковре)        

Дети выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.(хлопки и шагая пальцами по полу).Реагируя на смену темпа и характера.

Дидактическая игра на развитие чувствительности к шумовым и музыкальным звукам

"В мире звуков"        

     

 Ребята посмотрите мы с вами в стране звуков нас встречает мышонок и что то нам хочет сказать. Предлагаю вам сесть на стульчики и послушать Мышонка.(дети садятся на стульчики) Мышонок: Здравствуйте ребята. Я, друзья, большой талант, Я певец и музыкант. Могу играть и танцевать, Но не умею сочинять. (фото-мышонка)Что за звуки тут и там как собрать их по местам.(речь мышонка можно записать  фоном  или как вариант прочитать педагогу). Как вы думаете, мы сможем помочь мышонку разобраться в звуках?

 -Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какими, кто подскажет? При ответе мы будем поднимать руку.

- Весь наш мир наполнен разными звуками. Звук нельзя потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом. Но эти звуки всегда и везде. Какие же звуки издает человек?

Все на свете знают                         Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот,   Самолёта громкий рокот,   Гул машины во дворе,   Лай собаки в конуре,   Стук колёс и шум станка,   Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые.    Только есть ещё другие Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки.            

  Дети определяют звуки окружающего мира и сравнивают шумовые и музыкальные звуки.

Пение "Где ты солнце в самом деле"

Слова: Теймур Эльчин, Музыка: Андрей Варламов

- Ребята, а для композитора все эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Композитор музыку слышит в шуме дождя и грома раскатах, ноты в тетрадь композитор запишет, а музыканты исполнят сонату. Композитор музыку слышит в шелесте листьев, в плеске прибоя. Ноты в тетрадь композитор запишет – Песню споём мы вместе с тобою

Дети исполняют знакомую им  песню

Музыкально-дидактическая игра "Распредели звуки на шумовые и музыкальные"             на шумовые и музыкальные.  

  - А теперь нам нужно помочь мышонку разделить звуки на шумовые и музыкальные. А помогут нам в этом  звучащие картинки на доске. Давайте мы разделимся на 2 команды: 1я  будет собирать шумовые  звуки, а вторая – музыкальные          

Музыкально-игровая деятельность Дети делятся на две команды, поочерёдно подходят к доске, нажимая на изображение распределяют его, выбрав нужную кнопку

Музыкально-дидактическая игра

"Определи на слух

-Ребята, а хотите попробовать себя в роли композитора или музыканта? Для этого нам придется определить звуки на слух?

Дети на слух отгадывают звуки и сопоставляют их к музыкальным и шумовым.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А, что помогло нам сочинить музыку?(звуки музыкальные и шумовые).

А Мышонок  хочет узнать, а в вашей квартире есть  звуки  и какие, шумовые или музыкальные? Постарайтесь внимательно прислушаться ко всем  звукам  и изобразить карандашами в альбоме для рисования или на листах бумаги ,те предметы, которые эти звуки издают.

- я надеюсь, мы помогли мышонку различать звуки, уметь их находить и даже сочинять музыку. Он вас благодарит и дарит вам  свою песенку. До свидания ,до следующей встречи.Шаинский "Улыбка"(дети прощаются и выходят под песню из зала)

Использован материал сайта http://www.openclass.ru/node/442072

        

          Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей:

повысилась мотивация к обучению;

легче усваивается новый материал;

развивается ассоциативная память;

повысился познавательный интерес;

развиваются музыкальные способности;

обогащаются слуховые впечатления и представления детей;

активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что создание и использование мультимедийных сценариев уроков - одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в школе. Однако при этом необходимо не забывать о научности, целесообразности, логичности подачи мультимедийной информации.


Заключение

В заключение отметим, насколько важно дальнейшее исследование роли МКТ в развитии музыкальных способностей:

современной ситуацией в педагогической науке и практике, ориентированной на осуществление процессов интеграции различных предметных областей, среди которых информационным технологиям принадлежит особое место;

развитием МКТ, которые становятся реальным достоянием культуры и фактором ее развития, что в свою очередь расширяет сферу их применения, создавая новые направления профессиональной деятельности;

наличием проблем в эстетическом воспитании школьников, что побуждает к поиску решений, адекватных современному уровню педагогических технологий и информационной среды, окружающей современного учащегося;

развитием новых направлений в образовании специалистов технического профиля на базе МКТ, обусловливающих возникновение новых творческих технических специальностей.


Список использованной литературы

  1.  Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М., 1998.
  2. Музыкальное образование. / Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.
  3.  Богословский В.В. "Общая психология" - М., 1978.
  4.  Холопова В.Н. "Музыкальный ритм" - М., 1980.
  5. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей" - М., 1978.
  6.  Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. - Дубна, 2009. - 496 с.
  7.  Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С.П. Полозов. - Саратов, 2009. - 208 с.
  8. Создание презентаций в программе Power Point - Учебное пособие. http://www.bibliofond.ru
  9.  Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD) /под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.: Интеллект-Центр. 2003 - 80 с.
  10.  Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С.21-
  11. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С. Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Современные игровые технологии как эффективный метод развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов   Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством современных информационно-коммуникационных технологий".

Данный опыт работы составлен на основе практического опыта музыкального руководителя ДОУ. Опят апробирован успешно в муниципальных и региональных конкурсах, также некоторые материалы опыта (конспекты ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов...