НОД «Путешествие по математической стране» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Александрина Татьяна Александровна

Одной из важнейших задач воспитателя является развитие у ребёнка интереса к математике в дошкольном детстве. А ФЭМП детей дошкольного возраста невозможно без использования занимательного материала. Поэтому с этой целью мной часто используются дидактические игры по ТРИЗ-технологии. ТРИЗ способствует формированию математических представлений; развивает поисковую активность; позволяет детям в игровой форме развивать такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mini-sayta.docx121.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по математической стране»

Приоритетная образовательная область - «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области - «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности. Задачи:

Область «Познанавательное развитие», «Речевое развитие»

1. Учить детей сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий; длиннее – короче; широкий – узкий; шире – уже; правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»;

2. Формировать образные и пространственные представления;

3. Закреплять умение считать в пределах 4; умение сравнивать и группировать объекты по разным признакам;

4. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор;

5. Продолжать формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

6. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

7. Начать внедрение в работу с детьми технологии ТРИЗ (игры «Путешествие по волшебной дорожке», «Да - Нет»), упражнять детей в «сужении» поля поиска предметов по одному признаку, в умении видеть противоречия и обозначать их в речи;

8.Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи, обсуждать новую информацию, задавать вопросы, инициативно высказываться.

Область « Социально-коммуникативное развитие »

1.Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

3.Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Область «Физическое развитие»

1.Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов;

2.Развитие мелкой моторики рук;

3.Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

1.Практические и игровые (упражнения, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика);

2.Наглядные (рассматривание, показ способов действия);

3.Словесные (художественное слово, беседа, объяснение, вопросы).

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Иллюстрация с изображением корабля (1 шт.), сундука (1 шт.), лестниц (4 шт.); сюжетная картинка, плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сундучок с подарками, указка.

Раздаточный материал:

Дорожки из картона синего и красного цвета, разной длины и ширины (по 2 шт. на каждого ребёнка); разрезная картинка с изображением сундучка (по 1 шт. на каждого ребёнка); картинки с изображением лестниц (по 4 шт. на каждого ребёнка)

Оборудование:

Магнитофон, аудиозапись для релаксации «Шум моря»

Развернутый конспект непосредственно образовательной деятельности:

Ребята, вы любите получать подарки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по математической стране. Но путешествовать мы будем не просто так, а в поисках настоящего клада. Хотите? (Ответы детей). Ребята, а чтобы узнать на чём мы с вами будем путешествовать – предлагаю вам отгадать загадку, куда мы отправимся сегодня, послушайте и отгадайте загадку.

Загадка

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт.

(Корабль) (Показ иллюстрации с изображением корабля)

  • 1. Но, чтобы попасть на корабль нам необходима лесенка на которой только 3 ступеньки. Внимательно посмотрите, посчитайте и покажите мне эту лесенку. (Дети должны показать лесенку с тремя ступеньками)

Какой цифрой мы обозначим количество ступенек на лесенке? Покажите (Дети должны показать 3)

Покажите лесенку на которой меньше всего ступенек. (Показ лесенки с одной ступенькой)

Какой цифрой мы обозначим количество ступенек на этой лесенке? (1)

Покажите лесенку на которой больше всего ступенек? (Показ)

Какой цифрой мы обозначим количество ступенек на ней? (4)

Значит какое число больше (меньше) 4 или 1?

А теперь разложите мне на столе цифры по порядку от 1 до 4. Кто мне сможет посчитать?

А кто мне посчитает от 4 до 1?

Вот мы по лесенке поднялись на корабль. Приготовьтесь, сядьте правильно, следим за своей осанкой. Мы сейчас отправимся в путь. Ребята, что-то случилось, кораблик почему – то не  отплывает. А, вот в чём дело. Оказывается, ветерку нужна помощь, чтобы надуть паруса. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и этим поможем ветерку.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»                       

Плывёт кораблик по волнам

(волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя)

Дельфины слева, справа там

(волнообразные движения левой кистью, затем правой  кистью перед собой)

Волна кораблик догоняет

(лёгкие движения кистями от себя)

И ветер с парусом играет

(помахать обеими руками влево-вправо над головой)

Мы отплываем. Внимание, вдалеке виден остров и я вижу на нём какие – то фигуры. Значит, этот остров обитаемый.  

  • 2. Игры «Путешествие по волшебной дорожке», «Да – Нет» (технология ТРИЗ)

Ребята, на этом острове находятся три улицы. На первой улице всё круглой формы, на второй улице всё треугольной формы, а на третьей улице все геометрические фигуры живут дружно.  

  • Давайте с вами заглянем на  улицу, где всё круглой формы. Покажите мне эту фигуру. Представьте, что на этой улице может быть такой формы? (Дети предлагают свои варианты. Например: дома, машины, люди и т.д.) А теперь давайте подумаем, что в этом есть хорошего и плохого. (Каждый ребёнок дает свой вариант ответа. В результате анализа выясняется, что в этом есть хорошего и плохого. Например,  хорошо: всё одинаковое, нет углов, никто не поранится; плохо: всё постоянно укатывается, не устойчивое, на круглой кровати спать неудобно и т.д.)
  • Давайте заглянем на улицу, где всё треугольной формы. Покажите мне эту фигуру. Представьте, что на этой улице может быть такой формы?  (Дети предлагают свои варианты. Например, машины, деревья, еда, мебель. И так же предлагают, что в этом есть хорошего и плохого. Например, хорошо: весело, устойчивое, на уголки можно что-то повесить; плохо: еда застревает во рту, в дверь не проходит мебель, в мяч такой формы не удобно играть и т.д.)
  • И, наконец, мы попадаем на улицу где все геометрические фигуры живут дружно.

        

        

        

  • Какие фигуры вы здесь видите? (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник). А это хорошо или плохо, когда фигуры разной формы? (варианты ответов. Например: хорошо: удобно, для маленьких жителей подходят маленькие машины, для больших большие; плохо: жители других улиц завидуют, кто ещё не выучил форму постоянно путаются и т.д.)

Ребята, а чем отличаются все эти фигуры друг от друга? (по цвету, по форме, по величине)

Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы покидаем этот остров и теперь можем плыть дальше. Но мы так устали, что необходимо немножко отдохнуть. Ложитесь на коврик и закройте глаза. (Включается музыка «Шум моря»). Представьте себе прекрасный денёк. Вы превратились в маленьких озорных дельфинов. Вас окружают  ласковые спокойные волны. Высоко в небе светит тёплое лучистое солнышко. Вы ныряете и греетесь в лучах солнышка. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к вам. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время отправляться дальше в путь. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу. (Музыка выключается).

  • 3. Ребята, мы с вами отдохнули и теперь плывём дальше. Внимание, впереди виден песок и сказочные деревья. Давайте высадимся на берег и посмотрим, кто здесь живёт. Вы видите вдалеке сказочный дворец? (показ сюжетной картинки) На этом острове пираты зарыли свой клад. Как вы думаете, по дорожке какого цвета мы быстрее доберёмся до дворца? (красной) Почему? (она короткая) Красная дорожка короткая, а синяя какая? (длинная) Значит, быстрее мы доберёмся по дорожке красного цвета, потому что она короче, а дорожка синего цвета длиннее. Дорожка какого цвета шире? (красного) А какого цвета уже? (синего)

Вот мы и добрались до дворца. Но чтобы найти место, где спрятан клад, мы должны внимательно посмотреть на картинку и ответить на вопросы:

  • На чём растут шишки? (на ёлке)
  • Где растёт гриб? (под ёлкой)
  • На чём растут яблоки? (на яблоне)
  • Между чем растёт яблоня? (между цветком и пеньком)
  • Что находится справа от яблони? (пенёк)
  • Над чем плывут облака? (над яблоней)
  • Где лежит мячик? (перед дворцом или справа от дорожки красного цвета)
  • Место, где пираты зарыли свой клад, находится между елью и грибом?

20141012_123050

Мы с вами нашли место, где зарыт клад и отыскали сундук. Но вот сундук наш рассыпался на части. Чтобы его открыть, нужно собрать все детали вместе так, как это показано на картинке (показ)

  • 4. Игра «Сложи картинку» (сидя за столами)

Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением сундука; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение.

Сундук мы собрали, нужно его открыть и посмотреть, что там за сокровища (шоколадные конфеты – медальки)

Незаметно пролетело время, наше путешествие подошло к концу и нас уже ждёт корабль, чтобы возвращаться в обратный путь. Давайте попрощаемся с удивительным островом и вспомним, что мы сегодня делали, чтобы отыскать клад (ответы детей). Дома нарисуйте, что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии. Спасибо, вы сегодня хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД «Путешествие в волшебную страну красок» (средняя группа) (здоровьесберегающие технологии)

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.Задачи:      Образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить со...

Конспект занятия "Путешествие в песочную страну" в средней группе

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну»Анна Борисова Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» Цель:Развивать у детей познавательную активность, позна...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическое королевство» в средней группе

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в математическое королество" в средней группе...

НОД "Путешествие в математическую страну" в средней группе

НОД "Путешествие в математическую страну" в средней группе...

Открытое занятие по развитию речи Путешествие в волшебную страну для средней группы

Четкое произношение звуков, мелкая моторика и слуховое внимание....