Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности. В программе определены цели, задачи, ожидаемые результаты, диагностический инструментарий, а также представлен практический материал в виде учебно-тематического плана с приложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx61.92 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ    ПРОГРАММА

Театрализованная деятельность

как средство активизации

речи дошкольников

в условиях образовательной среды

               

Самара   2013

Авторская  программа

«Театрализованная деятельность как средство активизации речи

дошкольников в условиях образовательной среды»

Коллектив авторов:   старший воспитатель Власова В.С.,

                                      педагог-психолог Хохлова Л.А.,

                                      учитель-логопед Солдатова Т.Н.,

                                      учитель-логопед  Меледина Е.П.

Рецензент – доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО

«Самарская государственная академия культуры и искусств» Корнилова О.А.

     Авторская программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности. Программа отличается практико-ориентированным, деятельностным характером, имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям, предъявленным к авторским программам. Адресована   педагогам дошкольных образовательных учреждений.

     Данная программа апробирована педагогами МБДОУ д/с № 56 г.о. Самара,  имеет высокий результат и может быть рекомендована для дальнейшего практического применения.

Власова В.С., Хохлова Л.А., Солдатова Т.Н., Меледина Е.П., 2013

Содержание

1.   Пояснительная запиcка

2.   Структура программы

3.   Планируемые результаты

4.   Диагностика

5.   Учебно-тематическое планирование

6.   Приложение №1

7.   Приложение № 2

8.   Приложение № 3

9.   Литература

Пояснительная записка

    Данная программа предназначена для коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в учреждениях комбинированного и компенсирующего видов. Актуальность в создании данной программы возникла в процессе работы узких специалистов над коррекцией речи детей.

     Все дети, находящиеся в д/саду - это дети с нарушением всех компонентов  речевого высказывания (звукопроизношение, грамматика, просодический компонент, интонационная выразительность). Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша.  

     Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

     Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного,  нравственного и эстетического развития. Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей как эффективное средство коммуникации не выполняет своей функции. Перед педагогами стоит задача - развитие детей через ведущий вид деятельности – игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей? С нашей точки зрения, этому поможет театр.

     Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связан с игрой. Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах?

     Традиционный информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание, поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. К ним можно отнести: внешние стимулы: новизна, сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора, биологические и социальные потребности (например потребность в общении, поощрении), утилитарный мотив (мне это нужно). Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

     Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности, как творческая игра – игра-театрализация. Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться,  развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики  ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Усваиваемые элементы языковой системы дают возможность использовать художественные образы и двигательную активность в непосредственном общении, служат в качестве средства компенсации при недостаточности развития языковых способностей, развивают природные речевые возможности и способности.

     Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. С социально- педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т.е. она выполняет функцию социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту), креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление). Все это способствует быстрейшей социализации детей, а также активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

     Вышеназванные направления в своей  программе мы реализуем через инсценировки, проигрывание речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных и других форм литературного творчества, просмотры видеороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги,  пантомимы, упражнения на воображение, игры « Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое. При этом у ребёнка функционируют и развиваются обе языковые функции - экспрессивная и коммуникативная. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от имени их. Это доставляет им удовольствие, а следовательно активизирует речь детей. Таким образом, ознакомление дошкольников с различными видами театра и непосредственное участие их в театрализованной деятельности ведет к активизации речевого высказывания детей за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

     Цель программы:

     Создание доброжелательной творческой атмосферы для коррекции и активизации речи дошкольников, развития их мотивации на преодоление коммуникативных отклонений.

     Задачи:

 - Продолжать знакомить детей с разными видами театров;

 - Совершенствовать умение детей вслушиваться в художественное слово,  эмоционально откликаться на него, пробуя себя в разных ролях, вступая в диалог друг с другом;

 - Развивать вербальные и невербальные компоненты общения.

     Сроки реализации программы

Один учебный год.

     Принципы построения программы:

 - Доступности - соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОНР;

 - Систематичности и последовательности – материал даётся в определённой последовательности: от простого к сложному;

 - Наглядности - использование фото и видеоматериалов, картин, атрибутов театрализованной деятельности;

 - Личностно-ориентированного подхода.

     Структура программы

     Театрализованная деятельность включается в режимные моменты и как часть - в непосредственно образовательную деятельность с детьми. Данная программа предполагает групповые и индивидуальные формы работы с детьми.

     Групповые формы

1. Непосредственно образовательная деятельность включает:

- театрализованные игры;

- проигрывание этюдов;

- обыгрывание проблемных ситуаций;

- просмотр тематических видеороликов;

- мультимедийные тематические презентации.

2. Коллективные репетиции:

- к праздникам;

- к развлечениям;

- к отдельным спектаклям;

- к семейным досугам.

     Индивидуальные формы

- работа с детьми над ролью (выразительность речи, мимики, движений).

Планируемые результаты к концу учебного года:

 - дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);

 - показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;

 - произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

 - выразительно читают стихотворный текст;

 - передают образ героя характерными движениями;

 - самостоятельно разыгрывают небольшие литературные произведения, сказки;

 - действуют на сцене в коллективе;

 - держатся уверенно перед аудиторией.

Диагностика

Речевая диагностика составлена с учётом особенностей развития детей с ОНР.  

Протокол обследования связной речи

детей старшего дошкольного возраста

(по «Программе обучения и воспитания в детском саду»

 под ред. М.А.Васильевой)

п\п

Имя

ребёнка

Пересказывает

небольшие

сказки

Составляет

рассказ

о предмете

Составляет

рассказ по

картинке

Придумывает

концовку

к сказке

Сумма

баллов

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Педагогическая диагностика связной речи

п\п

Критерии

Материал

Методика

проведения

1

Связно, последовательно

и выразительно пересказывает  небольшие сказки

Ребёнку читают небольшую сказку и просят пересказать

2

Составляет рассказ

по картине с последовательно развивающимися действиями

Картинки с последовательно  развивающимся действием

Ребёнку показывают ряд картинок и просят составить рассказ

3

По плану или образцу составляет рассказ о предмете

Схема плана рассказа или образец, предмет

Ребёнка просят рассказать о предмете по плану или по образцу.

4

Придумывает концовку

к сказке

Картинка с иллюстрацией к знакомой сказке

Ребёнка просят сочинить свою концовку сказки.

Обследование словаря

№ п/п

Критерии

Материал

Методика проведения

1

Употребляет существительные, обозначающие предметы быта, профессии, растения, животных, птиц

Карточки с изображением предметов быта, дом. животных, птиц

(не более 15 штук)

Ребёнку последовательно показывают карточки и просят рассказать, что (кто) изображён на картинке

2

Употребляет прилагательные, характеризующие свойства и качества  предметов, эмоции, чувства, переживания (вспыльчивый, справедливый, рассерженный)

Карточки с изображением сюжетов сказок, рассказов с эмоциональными сценами (не более 5-7 штук)

Ребёнку показывают картинку и просят рассказать о ситуации, произошедшей с героями, охарактеризовать героев.

3

Употребляет наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду, их настроение, отдых

Фотографии или картинки с изображением людей во время работы, отдыха (не более 5-7)

Ребёнку показывают картинку и просят рассказать о том, что изображено, описать людей во время труда и отдыха

4

Подбирает к прилагательным существительные (белый-снег, сахар, мел)

Карточки разного цвета (5-10)

Ребёнка просят подобрать

слова к каждому цвету

«Что такого цвета?»

5

Подбирает слова со схожим

значением ( шалун-озорник, проказник)

Слова ( не более 10)

Ребёнка просят подобрать слова, схожие по значению

6

Подбирает слова с противоположным значением

Слова ( не более 10)

Ребёнка просят подобрать слова, противоположные по значению.

Обследование грамматического стоя речи

п/п

Критерий

Материал

Методика проведения

1

Умеет согласовывать

слова в предложениях:

существительные с числительными (пять груш, трое ребят)

Картинки с изображением разного количества предметов

Ребёнку последовательно

показывают карточки, просят назвать, что изображено на картинке, сколько

2

Умеет согласовывать слова в предложениях (прил +сущ)

Сюжетные картинки.

Картинка «Магазин одежды».

Ребёнка просят назвать, кто из покупателей в какую одежду одет (мальчик в красной куртке)

3

Умеет образовывать

сложные слова (сахарница, хлебница, учитель, строитель, солонка, маслёнка)

Словесная инструкция:

«Где лежит хлеб?»

Ребёнку предлагается по образцу придумать слова

4

Образовывает однокоренные слова (медведь, медведица, медвежонок…)

Картинный материал

(не более 5-6)

Ребёнку показывают картинку и просят по образцу придумать слова

5

Правильно употребляет приставочные глаголы (забежал, выбежал, перебежал)

Картинки с изображением предметов и силуэт с изображением героя

Ребёнку предлагают поиграть и сказать «Где герой?»

Шкала оценок  

3 балла – выполняет задание самостоятельно, творчески подходит к выполнению задания.

2 балла – выполняет с помощью педагога, поправляя себя, допускает 3-4 ошибки.

1 балл - допускает 5 и более ошибок, затрудняется выполнить задание.

0 баллов - не выполняет задание или отказывается его выполнить.

Уровни развития

Высокий уровень - от 8 - до 15 баллов

Средний уровень - от 4 - до 7 баллов

Низкий уровень - от 0 -до 3 баллов

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

детей дошкольного возраста

     Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

1. Основы театральной культуры

№ п/п

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1

Проявляет устойчивый

интерес к театральному

 искусству и театрализо-

ванной деятельности. Знает правила поведения в театре

Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знаком с

 правилами поведения в театре

Не проявляет интереса

к театральной деятельности. Не знает правил поведения в театре

2

Называет различные виды театра, знает их различия,  может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных героев

Различает главных и второстепенных героев

3

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства

 выразительности

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь в передаче выразительности движений

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготавливать

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

     Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий

(по Е.В. Мигуновой).

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров: кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения

1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения:

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Педагог предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Педагог предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.

4. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

5. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

6. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения:

1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору педагога ). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Педагог проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей, гримеры и художники по костюмам, музыканты-оформители, художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

Характеристика умений детей

в театрализованной деятельности

     Высокий уровень (18-21 баллов)

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

     Средний уровень (11-17 баллов)

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции педагога образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

     Низкий уровень (7-10 баллов)

 Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью педагога. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью  педагога создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью педагога. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью педагога.

     Систематизировав полученные результаты, коллектив авторов разработал  тематическое планирование с учётом лексических тем, по которым работают все специалисты ДОУ.

Учебно - тематический план

Период

Тема

Содержание работы

Итоговое

мероприятие

Сентябрь

1-2 неделя

                                                  Обследование

3 -4 неделя

Осенняя пора,

очей очарованье!

Чтение и разучивание стихов  об осени

Пальчиковая гимнастика «На что похожи листья»

Психогимнастика «Прогулка в осенний лес»

Проигрывание этюда «Угощение осени!»

Инсценировка песни «Урожай собирай!»

Беседа «Осень- начало театрального сезона»

Просмотр видеоролика «Самара театральная»

«Осенние

посиделки»

музыкально- речевое

развлечение

Октябрь

1  2 неделя

Я – в мире  человек!

Мимические упражнения

«Вырази своё настроение!»

Работа с пиктограммами

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дыхательная гимнастика

«Карлики  и великаны»

Беседа «Я и театр»

Видеопрезентация «Что такое пантомима?»

Знакомство с аквагримом

«Хочу быть

артистом!» -

театрализованная  игра

3- 4 неделя

Моя любимая

игрушка

Беседа «Папа Карло –

 мастер игрушек»

«Спокойные игрушки» -придумывание историй

Решение проблемных ситуаций: «Игрушка потерялась»,

«Поссорились из-за иuрушки»

Музыкальный этюд

«Поссорились – помирились»

«Весёлая ярмарка» - семейный досуг

(изготовление игрушек с родителями)

Ноябрь

1-2  неделя

День народного

единства

Рассматривание  альбома с иллюстрациями « Народы Поволжья»

Чтение сказок народов мира.

Инсценирование отрывков из прочитанных сказок.

Русская народная игра «Угадай по голосу»

Хоровод «Дружба народов»

Фольклорный праздник «Мы разные, но мы вместе!»

3-4  неделя

Животный мир

Театр теней «Угадай животное»

Пантомима «Медвежата в берлоге»

Речь с движением «Белка»

Пальчиковая гимнастика

«Заячьи прятки»

Игра  с движением «В сказочном лесу»

Инсценировка

сказки

«Теремок на новый лад»

Декабрь

1-2 неделя

Здравствуй, гостья

зима!

Речь с движением «Зимующие птицы»

Мимические упражнения

 «Зимой на прогулке»

Индивидуальная работа над образами «Звери в гостях у Снегурочки»

Свободное общение в заданной ситуации

Инсценировка «Зима и дети»

Творческий проект

«Один в один»

(искусство перевоплощения)

3-4 неделя

Новый  год!

Пластические этюды «Новый год!», «Дед Мороз и Снегурка идут на ёлку»

Психогимнастика «Звери встречают Новый год»

Ролевые диалоги (обыгрывание стихотворений)

Игра –драматизация «Звери в гостях у Снегрочки»

Костюмированное шоу «Новогодняя сказка»

Январь

1-2  неделя

Сказка в гости к нам пришла!

Театр сказки (сказка-цвет «Белая сказка»)

Просмотр спектакля выездного кукольного театра и беседа по увиденным образам героев.

Пантомима Мы –герои сказки»

Упражнение на воображение «Волшебная корзинка»

(сложить «театральные» слова)

Игра с платочком «Изобрази героя»

Музыкально-речевое развлечение «Волшебный паровозик» (путешествие по сказкам)

3-4 неделя

Зимние забавы.

Сказка - игра « Сказка о ночных шорохах»

Игровое упражнение «Расскажи стихотворение с заданным чувством» (гнева, радости, удивления)

Подбор музыкального сопровождения к частям сюжета или к характерам героев (с обоснованием выбора

)

Показ кукольного театра (бибабо) «Зимовье зверей» для младших дошкольников

Февраль

1-2 неделя

Чудесные вещи

вокруг  нас!

«Федорино горе» - просмотр мультфильма

Действия с воображаемыми предметами (пылесос, миксер, стиральная машина)

Развитие речевого дыхания и голоса «Разговор бытовых приборов»

Упражнение « Придумай историю по выбранным картинкам»

Конкурс

«Моя сказка»

(импровизация придуманных историй)

3--4 неделя

Наша  армия родная

и отважна и сильна!

Мультимедийная презентация по сказкам

«Огниво», «Каша из топора»  и беседа по ним

Работа над образами героев:(передача образа различными актёрскими средствами)

Музыкальные сценки

«Солдатушки – бравы ребятушки»

Тематический досуг «Будущие защитники» с использованием инсценировок» и музыкальных этюдов

Март

1 -2 неделя

Мама- слово дорогое

Изображение сюжетов стихотворений о маме

Беседа «Волшебные средства понимания»

(поза, жесты, мимика, речь)

Ролевое проигрывание ситуаций в парах (на применение «волшебных» средств понимания)

Масленица - костюмированное театрализованное народное гулянье (с родителями)

3-4 неделя

Весна стучится в окна.

Придумывание этюдов по предложенному настроению

Игра «Что бы это значило»

(говорить без слов)

Пальчиковая гимнастика

«Рисую цветы» (под музыку с речью)

Музыкально-ритмические упражнения «Ладушки-ладошки»

Театр двух актёров

« Звенит капель»

(артисты ТЮЗа) с привлечением к импровизации детей

Апрель

1-2 неделя

Космос.

Игровое упражнение «Где мы были - вам не скажем, а что видели - покажем»

Работа с электронным дидактическим пособием «Незнайка в космосе»

(озвучь героя)

Создай космического героя

(эскизы персонажей из разрезных картинок)

 и расскажи о нём

Речь с движением «Полёт к звёздам»

Пальчиковая гимнастика

«Телескоп»

Речевой праздник «Этот неизведанный  мир»

(с использованием   костюмов, сделанных своими руками)

3-4 неделя

Птицы –

наши друзья

Импровизация повадок и голосов птиц под музыку разного характера.

Пальчиковая гимнастика «Птичий двор»

Речь с движением «Птицы по  небу летели»

Инсценировка отрывка из произведения «Гадкий  утёнок»

Фольклорное развлечение на участке «Жаворонки прилетели»

Mай

1- неделя

День Победы

Беседа с видеорядом «Герои былых времён»

Передача содержания фразы  в образе («Ура, мы победили!», «В атаку!»)

Инсценировка стихов о войне.

Беседа с разыгрыванием ситуации «Кого можно назвать героем?»

Праздничный концерт с приглашением ветеранов ВОВ и боевых действий (Афганистан, Чечня) – инсценировки песен, чтение стихов

2 - 3  неделя

Здравствуй, лето!

Мимические упражнения «Нам весело», «Дождик идёт», «Красивые цветы»

Выразительное чтение педагогом произведений С.В Михалкова (с элементами драматизации детьми)

Логоритмические упражнения «Лесной оркестр» (изображение и озвучивание разных лесных обитателей)

Обыгрывание проблемных ситуаций «Маша потерялась», « Один в лесу»

Семейная игровая викторина «Узнай героя по отрывку из произведения и изобрази его» (с использованием подручных аксессуаров: платки, ремни, шарфы)

4 неделя

Мониторин.

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

Приложение № 1

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Сентябрь

Название

ЭТЮД «Угощение осени»

Цель:

Развитие фантазии, выразительная передача эмоций разными средствами.

Встреча «Осени» с дарами (овощи и фрукты). Эмоциональное приветствие.

Каждый ребёнок, перевоплощаясь в конкретный овощ или фрукт, представляет себя  всем  в этой роли с использованием различных средств выразительности.

Название

ИНСЦЕНИРОВКА песни «Урожай собирай»

Цель:

Побуждать детей к активному участию в инсценировке. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Обращать внимание детей на использование всего пространства помещения.

Использовать в инсценировке шапочки с изображением овощей.

Каждый ребёнок под музыку выходит в середину круга и  в соответствии с текстом  выполняет определённые движения, используя интонационные средства выразительности.

     Ноябрь

Название

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ отрывков из прочитанных сказок

Цель:

Познакомить детей с произведениями: «Бременские музыканты», «Три поросёнка».

Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, воспитывать дружеские и партнёрские взаимоотношения.

Прочесть отрывки детям, выбранные для инсценировки.

Разделить группу детей на две подгруппы, каждой из которых предложить проинсценировать определённый отрывок. Для развития замысла и обыгрывания сюжета предложить атрибуты.

Декабрь

Название

ИНСЦЕНИРОВКА «Зима и дети»

Цель:

Побуждать детей интонационно выразительно проговаривать слова, меняя силу голоса.. Развивать воображение, фантазию и умение оценивать игру партнёров.

Предложить детям сюжет для инсценировки: наступило прекрасное время года  -зима, но Снежная королева хочет всех ребят унести к себе в заколдованное королевство. Дети пытаются испугать Снежную королеву вьюгой, бураном, метелью. Приглашают на помощь Снеговичков и Морозиков. Между детьми распределяются роли, заранее с педагогом проигрываются отдельные сюжеты, обговариваются атрибуты.

Название

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ «Новый год», « Дед Мороз и Снегурка идут на ёлку»

Цель:

Выражать чувства и эмоции через пластику своего тела .

Отождествлять себя с определённым персонажем.

Детям раздаются картинки с сюжетами тех действий, которые они должны изобразить (например: «Дети  танцуют на ёлке», « Дед Мороз  раздаёт подарки», « Ребята  наряжают ёлку», «Дед Мороз и Снегурочка идут  на ёлку»).

Педагог в лице сказочного персонажа предлагает детям по одному продемонстрировать  свой вариант исполнения задания.

Название

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ «Звери в гостях у Деда Мороза и Снегурочки»

Цель:

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Помогать детям в умении оценивать поступки героев.   Воспитывать коммуникативные навыки.

Детям рассказывается сюжет о том, что Дед Мороз не успевает изготовить подарки для всех ребят к Новогоднему празднику. Снегурка созывает лесных жителей на помощь. Волк пытается утащить изготовленные игрушки и помешать проведению праздника.

Март

Название

Придумывание этюдов по предложенному настроению

Цель:

Упражнять в соотнесении пиктограмм с картинками – настроениями, обосновывая свой выбор. Использовать невербальные средства выразительности, проигрывая этюды.

Предложить вниманию детей пиктограммы с изображением различного настроения. К данным пиктограммам дети должны подобрать картинки, вызывающие соответствующее настроение и изобразить его с помощью средств выразительности.

Апрель

Название

Импровизация повадок и голосов птиц под музыку разного характера

Цель:

Понимать и эмоционально выражать различные характерные особенности   птиц с помощью собственных выразительных жестов и звукоподражания.

Рассмотреть картинки с изображением птиц. Вспомнить с детьми характерные особенности предложенных птиц. Прослушать музыкальные отрывки, подобрать к ним соответствующие картинки и изобразить по своему представлению этих птиц.

Название

Инсценировка отрывка из произведения «Гадкий утёнок»

Цель:

Развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать своё отношение к содержанию текста, персонажам, различать их положительные и отрицательные качества,  инсценировать отдельные сцены  из произведения.

Прочесть отрывок из произведения Г.Х.Андерсена «Гадкий  утёнок» (Птичий двор). Побеседовать о прочитанном. Предложить детям дать характеристику героям, выразить своё отношение к ним и, самостоятельно распределив роли, проинсценировать данный  сюжет.

Май

Название

Передача содержания фраз в образе: «Ура, мы победили!», «В атаку!»

Цель:

Понимать и выразительно передавать содержание фраз в образе.

Воспитывать любовь к своей Родине .

Чтение программных произведений о войне. Беседа по прочитанному.  

Просмотр  видеоролика боевых сцен из фильмов о войне.

Выбор наиболее ярких фраз из текста (работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи).  

Подбор жестов, мимики и передача образа героя с помощью отработанных средств выразительности.

Высказывания детей об увиденных образах.

Название

Инсценировка стихов о войне.

Цель:

Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, из несложных действий создавать сюжет и обыгрывать его. Воспитывать чувство патриотизма.

Чтение программных стихотворений, рассматривание фото и иллюстраций о войне . В беседе обговорить и выбрать художественные средства выразительности для наиболее точной передачи смысла стихотворения. Выразительное чтение стихотворений взрослым и проигрывание сюжета детьми.

Название

Беседа с разыгрыванием ситуации «Кого можно назвать героем»

Цель:

Формировать умение видеть  героизм в обыденном, понимать эмоциональное состояние персонажа и мотивы поступка, выбирать адекватные средства для   передачи образа персонажа.  

Просмотр иллюстраций с сюжетами героических поступков людей разных профессий.   Подвести детей к пониманию того, что такое героический поступок и кого можно считать героем.

Подбор атрибутов к выбранным сюжетам и разыгрывание ситуаций по подгруппам по  выбору  детей.

Приложение № 2

ЭТЮДЫ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ИМПРОВИЗАЦИИ

Cентябрь

Название

ЭТЮД «Угощение осени»

Цель:

Развитие фантазии, выразительная передача эмоций разными средствами.

Встреча «Осени» с дарами (овощи и фрукты). Эмоциональное приветствие.

Каждый ребёнок, перевоплощаясь в конкретный овощ или фрукт, представляет себя  всем  в этой роли с использованием различных средств выразительности.

Название

ИНСЦЕНИРОВКА песни «Урожай  собирай»

Цель:

Побуждать детей к активному участию в инсценировке. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Обращать внимание детей на использование всего пространства помещения.

Использовать в инсценировке шапочки с изображением овощей.

Каждый ребёнок под музыку выходит в середину круга и  в соответствии с текстом  выполняет определённые движения, используя интонационные средства выразительности.

Ноябрь

Название

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ отрывков из прочитанных сказок

Цель:

Познакомить детей с произведениями: «Бременские музыканты», «Три поросёнка».

Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, воспитывать дружеские и партнёрские взаимоотношения.

Прочесть отрывки детям, выбранные для инсценировки.

Разделить группу детей на две подгруппы, каждой из которых предложить проинсценировать определённый отрывок. Для развития замысла и обыгрывания сюжета предложить атрибуты.

Декабрь

Название

ИНСЦЕНИРОВКА «Зима и дети»

Цель:

Побуждать детей интонационно выразительно проговаривать слова, меняя силу голоса.. Развивать воображение, фантазию и умение оценивать игру партнёров.

Предложить детям сюжет для инсценировки: наступило прекрасное время года  -зима, но Снежная королева хочет всех ребят унести к себе в заколдованное королевство. Дети пытаются испугать Снежную королеву вьюгой, бураном, метелью. Приглашают на помощь Снеговичков и Морозиков. Между детьми распределяются роли, заранее с педагогом проигрываются отдельные сюжеты, обговариваются атрибуты.

Название

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ «Новый год», « Дед Мороз и Снегурка идут на ёлку»

Цель:

Выражать чувства и эмоции через пластику своего тела .

Отождествлять себя с определённым персонажем.

Детям раздаются картинки с сюжетами тех действий, которые они должны изобразить (например: «Дети  танцуют на ёлке», « Дед Мороз  раздаёт подарки», « Ребята  наряжают ёлку», «Дед Мороз и Снегурочка идут  на ёлку»).

Педагог в лице сказочного персонажа предлагает детям по одному продемонстрировать  свой вариант исполнения задания.

Название

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ «Звери в гостях у Деда Мороза и Снегурочки»

Цель:

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. Помогать детям в умении оценивать поступки героев.   Воспитывать коммуникативные навыки.

Детям рассказывается сюжет о том, что Дед Мороз не успевает изготовить подарки для всех ребят к Новогоднему празднику. Снегурка созывает лесных жителей на помощь. Волк пытается утащить изготовленные игрушки и помешать проведению праздника.

Март

Название

Придумывание этюдов по предложенному настроению

Цель:

Упражнять в соотнесении пиктограмм с картинками – настроениями, обосновывая свой выбор. Использовать невербальные средства выразительности, проигрывая этюды.

Предложить вниманию детей пиктограммы с изображением различного настроения. К данным пиктограммам дети должны подобрать картинки, вызывающие соответствующее настроение и изобразить его с помощью средств выразительности.

Апрель

Название

Импровизация повадок и голосов птиц под музыку разного характера

Цель:

Понимать и эмоционально выражать различные характерные особенности   птиц с помощью собственных выразительных жестов и звукоподражания.

Рассмотреть картинки с изображением птиц. Вспомнить с детьми характерные особенности предложенных птиц. Прослушать музыкальные отрывки, подобрать к ним соответствующие картинки и изобразить по своему представлению этих птиц.

Название

Инсценировка отрывка из произведения «Гадкий утёнок»

Цель:

Развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать своё отношение к содержанию текста, персонажам, различать их положительные и отрицательные качества,  инсценировать отдельные сцены  из произведения.

Прочесть отрывок из произведения Г.Х.Андерсена «Гадкий  утёнок» (Птичий двор). Побеседовать о прочитанном. Предложить детям дать характеристику героям, выразить своё отношение к ним и, самостоятельно распределив роли, проинсценировать данный  сюжет.

Май

Название

Передача содержания фраз в образе: «Ура, мы победили!», «В атаку!»

Цель:

Понимать и выразительно передавать содержание фраз в образе.

Воспитывать любовь к своей Родине .

Чтение программных произведений о войне. Беседа по прочитанному.  

Просмотр  видеоролика боевых сцен из фильмов о войне.

Выбор наиболее ярких фраз из текста (работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи).  

Подбор жестов, мимики и передача образа героя с помощью отработанных средств выразительности.

Высказывания детей об увиденных образах.

Название

Инсценировка стихов о войне.

Цель:

Закреплять умение внимательно слушать стихотворение, из несложных действий создавать сюжет и обыгрывать его. Воспитывать чувство патриотизма.

Чтение программных стихотворений, рассматривание фото и иллюстраций о войне . В беседе обговорить и выбрать художественные средства выразительности для наиболее точной передачи смысла стихотворения. Выразительное чтение стихотворений взрослым и проигрывание сюжета детьми.

Название

Беседа с разыгрыванием ситуации «Кого можно назвать героем»

Цель:

Формировать умение видеть  героизм в обыденном, понимать эмоциональное состояние персонажа и мотивы поступка, выбирать адекватные средства для   передачи образа персонажа.  

Просмотр иллюстраций с сюжетами героических поступков людей разных профессий.   Подвести детей к пониманию того, что такое героический поступок и кого можно считать героем.

Подбор атрибутов к выбранным сюжетам и разыгрывание ситуаций по подгруппам по  выбору  детей.

Приложение № 3

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ

Ноябрь

Название

«Белка»

Цель:

Координация речи с движением, развитие творческого воображения, обогащение глагольного словаря.

Речевое сопровождение

Действия

Скачет белка-

Прыг да скок!

Съела  маленький  грибок,

Орешки закопала

И дальше поскакала.

Дети делают два прыжка вперёд на двух ногах.

Подносят ко рту сложенные ладони рук..

Присаживаются, делают поочерёдные  скребущие движения по полу то правой, то левой рукой.

Встают на ноги, прыгают на двух ногах с продвижением вперёд.

Декабрь

Название

«Зимующие птицы»

Цель:

Координация речи с движением, обогащение словаря, закрепление правильного  согласования притяжательных прилагательных с существительными, закрепление названий частей тела птицы, развитие двигательной подражательности, творческого воображения.

Речевое сопровождение

Действия

Мы – зимующие птицы,

Часто мёрзнем в холода,

Не найти зимой нам быстро

Зёрен, булку, семена.

Птичье горло замерзает,

Мы не сможем больше петь,

Птичьи крылья замерзают,

Мы не сможем улететь.

Птичьи лапы замерзают,

Очень холодно стоять.

Птичий клювик замерзает,

Мы не сможем им клевать.

Посмотрите-ка: ребята

Нам насыпали зерно!

Им – огромное спасибо,

Очень вкусное оно!

Дети показывают на себя.

Обхватывают себя руками и трут плечи.

Ладонь приставлена ко лбу козырьком.

Смотрят налево, прямо, направо.

Втягивают шею, гладят горло.

Качают головой из стороны в сторону.

Машут руками, качают головой.

Подпрыгивают.

Попеременно поднимают ноги.

Показывают(втягивают) рукой клювик.

Качают головой из стороны в сторону.

Показывают двумя руками на «зерно».

Поднимают руки над головой и через стороны опускают вниз.

Гладят живот по часовой стрелке.

Aапрель

Название

«Полёт к звёздам»

Цель:

Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Перед началом «полёта» дети получают «стартовые ключи»- геометрическую фигуру, цифру или букву. Используя этот «ключ», необходимо быстро найти и занять своё место на космодроме. Во время игры можно использовать изображения и названия различных планет или круги и мячи разных цветов.

Речевое сопровождение

Действия

Отправляется в полёт

Наш волшебный звездолёт.

Надевай скорей скафандры!

Занимай скорей места!

С космодрома мы взлетаем,

Прямо к звёздам улетаем!

Полетели, полетели,

До луны мы долетели.

Походили, посмотрели

И обратно прилетели.

Дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях.

Останавливаются у ориентиров, имитируют движения .

Становятся врассыпную, присаживаются.

Встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой. Подпрыгивают.

Бегут (руки в стороны). Останавливаются возле ориентира («планеты»).  

Ходят по группе в разных направлениях. Бегут, останавливаются возле ориентиров («космодром»).

Название

«Птица»

Цель:

Координация речи с движением. Закрепление названий частей тела птицы.

Речевое сопровождение

Действия

Мы загадку отгадаем,

И о ком она – узнаем.

Есть и лапы, и глаза,

Туловище, голова.

Грудь, спина, хвост и живот,

Два крыла и клювик – рот.

Ей на месте не сидится.

Отгадали?! Это птица!

Дети показывают ноги и глаза. Проводят руками по туловищу, показывают голову.

Показывают грудь и спину.

Поворачиваются назад, «рисуют» в воздухе дугу – хвост, показывают живот.

Поднимают и опускают руки, показывают (вытягивают) клюв.

Качают головой. .Взмахивают руками и подпрыгивают.

Литература

1. Акулова О.Т., Театрализованные игры. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №4.

2. Антипина Е.А., Театрализованная деятельность в детском саду». – М., изд-во «Просвещение г», 2010 г.

3. Давыдов В.Г., От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование. – М., изд-во «Просвещение», 2008 г.

4. Козлянцова И.Л., Чарели Э.М., Речевой голос и его воспитание. – М., изд-во «Просвещение», 2005 г.

5. Маханова М.Д., Занятия по театрализованной деятельности в детском саду, М., изд-во «Просвещение», 2009 г.

6. Мигунова Е.В., Театральная педагогика в детском саду. – Санкт-Петербург, изд-во «ТЦ Сфера», 2009г.

7. Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. - М., изд-во «Просвещение», 2003 г.

8. Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности дошкольников. -  М., изд-во «Просвещение», 2006 г.

9. Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи. -  М., изд-во «Просвещение», 2005 г.

10. Щеткин А.В., Театральная деятельность в детском саду. – М., изд-во «Мозаика-Синтез», 2008 г.

11. Якимова М.Т., Бибекина О.Л., Театрализованная деятельность в практике детского сада, Новокузнецк, 2010 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников с ОВЗ.

В методическом материале приводятся примеры речевых и театрализованных игр. Адресовано педагогам...