Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Баева Ольга Николаевна

 

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной деятельности в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баева О.Н.

Подкорытова М.Н.

Детский сад комбинированного вида № 87, Омск

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Аннотация

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной деятельности в детском саду.

Аnnotation

In the article possibilities of development of speech of preschool children of посредствам of the theatricalized activity and acquaintance are examined with a dramatic art. Examples of games are made used in theatrical activity in kindergarten.

Ключевые слова: театральное искусство, театрализованная игра, представление, образ, спектакль.

Keywords: dramatic art, theatricalized game, presentation, character, theatrical.

В настоящее время в связи с новыми требованиями, выдвинутыми современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает  проблема  коммуникации и развития  речи  детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с коммуникацией и развитием речи  дошкольников, важная роль отводится театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что знакомство детей с различными видами театра, а так же  их участием в театральных представлениях и театрализованных играх, играют важную роль в их  развитии, приобщает детей к театральному искусству. Театрализованные игры не только приносят радость детям, но и воспитывают художественный вкус, развивают  речь,  учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участие в театрализованных играх, помогает детям, знакомится с окружающим миром,  оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка,  повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети  проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.

Цель:

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их с использованием различных видов театров, приобщая к театральному искусству.

Задачи:

1. Закреплять умение передавать образ через средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).

2. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус.

3.Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр, изготовление необходимых атрибутов и декорация.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка, позволяет использовать их в разных видах деятельности, в том числе игре. Известно, что игра – дело серьёзное, но и весёлое тоже. Но много ли мы найдём педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора? Как это ни парадоксально, в дошкольной педагогике, юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью. Не будь, скажем, К. Чуковского, С. Я Маршака, Н. Носова, Г. Остера, юмор, озорная шутка были бы с теми детьми, которым повезло на весёлого педагога и родителей  [2 стр 15].

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний  активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Понятие «выразительной речи» включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, воздействие и воспитательные возможности которых огромны, её тематика не ограничена. Чтение  и драматизация художественных произведений и сказок, оказывают большое влияние не только на развитие речи, но и на  нравственное воспитание детей.

«Театр – источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов)

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладном искусстве. В своей работе по театральной деятельности мы идем от бессловесных этюдов к этюдам со словами. Обыгрываем сказки, где главные действующие лица – звери. Детям легче всегда представить себя зайкой, собачкой, обезьянкой и т. д. Театр это ещё целый мир новых слов, понятий, которых в обыденной жизни мы не употребляем (портер, занавес, сцена, кулисы, овации) [2 стр.3].

Для успешной работы в области кукольно-театрального искусства мы создаем условия для развития творческой активности детей, поощряем исполнительство, развиваем способность держаться раскрепощено, свободно, приобщаем детей к театральной культуре, знакомим с устройством театра, театральными жанрами, видами театров, обеспечиваем взаимосвязь с другими видами деятельности.

В детском саду мы применяем такие виды театров: пальчиковый, настольный, вертушка, куклы би-би-бо, тростевой, паркетный, театр ложек, марионеток, топотушек, шалевый, театр «варежка», театр теней.

Чтобы пробудить интерес к театру разработали комплекс занятий, которые включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по их содержанию; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание сказок, инсценировок с предварительным изготовлением кукол; пальчиковые гимнастики; упражнения по этике, этюды на развитие эмоций, телесной пластики; кукловождение.

В группе оборудовали театральный уголок, разместили разные виды кукольного театра, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями.

Для приобретения детьми навыков и умений театрального искусства используем следующие упражнения – «Дружба», «Помиримся», «Здравствуй», «Умница», «Мурочка», «Дружный топот» на развитие мелкой моторики [6 стр 145].

Упражнения, формирующие дыхания: «Надоедливый комар», «Скорый поезд» [3 стр 18].

Для выразительности речи и дикции используем артикуляционную гимнастику,  чистоговорки, скороговорки, рифмовки.

С целью развития воображения и мышления, упражнения на развитие актерского мастерства, над звукоподражанием, этюды на развитие фантазии. Используем упражнения «Что бывает….пушистое?», «Что может прыгать?» тренирующие быструю реакцию на слово и вызов ассоциации.

С целью развития мышления, памяти предлагаем детям упражнения формирующие слушать и говорить: «Оля читает бабушке интересную книгу………….Оля читает» [3 стр 29].

Для развития свободы и раскованности движений, внимания работаем над координацией речи и движений, знакомя с хороводами, упражнениями на развитие общей моторики.

Для развития пластической выразительности мы предлагаем детям упражнения пантомимы.

Стараемся так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность участвовать в театрализованном представлении. Для этого используем приемы:

- выбор детьми роли по желанию

-назначение на роли менее активных, застенчивых детей.

Поощряем участие родителей, проводим для них консультации, организовываем костюмированные представления «Огневушка- Поскакушка», «Репка на новый лад», «Зайкина избушка»,открытые занятия с элементами драматизации. В дальнейшем предполагаем, через театральную деятельность продолжить работу над выразительностью и обогащением речи, расширять словарный запас детей, а главное будем учить их доброте и милосердию.

Раскрывая внутренний потенциал ребенка, мы раскрываем в нём творческий талант, который он может применить в последующей своей жизни.

Список  литературы:

1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

3. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

5. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей   группе детского сада для детей с ОНР  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

7. Новотворцева Н.В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

8. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

9. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М. Линка-Пресс 1999г.

10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский...