статья Педагогический потенциал музеев и парков Петергофа как средство развития познавательно – исследовательской активности дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Голофастова Ирина Александровна

В статье расскрыты возможности музейной педагогики в развитии поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Педгогический потенциал  музеев и парков Петергофа как средство развития познавательно – исследовательской активности дошкольников.
  • Голофастова И.А. воспитатель ГБДОУ детский сад № 12 Петродворцового района Санкт - Петербург

При переходе со «знаниевой» парадигмы на системно-деятельностный подход в контексте ФГОС педагог вынужден осваивать и внедрять в практику новые формы, новые технологии организации образовательной деятельности дошкольников.

Одной из таких форм, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.  Возможна ли вообще такая деятельность для детей дошкольного возраста? Мы на собственном опыте убедились, что она не только возможна, но очень интересна и полезна, так как позволяет развить способность  детей получать новые знания не в готовом виде (как это обычно принято), а через собственный творческий поиск.

Прекрасным источником творческого поиска  новой информации и эмоциональных переживаний для ребенка является     культурная среда    нашего города, города  музея,  созданного по законам Красоты и Гармонии.

Сегодня музейная педагогика заняла в образовательном процессе детского сада очень важное место. Дети способны воспринимать самое главное в произведении искусства – эмоциональность, художественную идею. Дети тянутся к прекрасному, сами стремятся выразить в творчестве свои  переживания, чувства. «Музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды». (Б.А. Столяров) [11]. Значимо то, что в пространстве музея, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей, что соответствует современным идеям в области образования и возрастным возможностям дошкольников.[5, с. 363].

Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этому переходу способствуют разнообразные формы поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. В этом процессе ребенком добывается тот  новый материал, на основе которого в дальнейшем будут строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, поделки, сказки, рассказы и т.д. Одной из важных форм поисковой деятельности является экспериментирование. Во время экспериментирования ребенок проявляет самостоятельность, изобретательность.

Поиск информации является основой исследовательского поведения. Проявление исследовательского поведения можно проследить в творческой деятельности, когда ребенок нестандартно разрешает проблемные ситуации, реализует необычные идеи, использует нетрадиционные схемы решения, познавая  универсальный мир природы, искусства, парков, архитектуры, культуры Петергофа.

«Тайны устройства города», «Большая и маленькая история», «Сказки муз и царей», «Волшебство городских цветов», «Мастер творец», «Загадки  часов», «Когда дышит мрамор и поет хрусталь», «Чудо-звери  Петергофских музеев и парков», «Природа – мудрый учитель мастера» — вот небольшой перечень тем, которые  развертываются в интересные события жизни старших дошкольников, их родителей и педагогов.

Выбрав определенную тему, важно организовать «живые» встречи с городом:  образовательные экскурсии, прогулки, мини-путешествия по выбранным маршрутам.

Любую информацию дети могут добывать самостоятельно, а мастерство взрослого состоит в том, чтобы обеспечить для этого условия:  предложить разнообразные ситуации, используя схемы, картинки, символы, игрушки, — как в помещении, так и на улице. От поведения взрослого во многом зависит, насколько развивающим окажется такое «погружение» в петербургскую культуру. Известно, что степень самостоятельности определяет качество усвоения знаний: чем активнее действует сам ребенок, тем надежнее это усвоение.

Притягательной силой для ребенка обладают ситуации, в которых нужно догадаться и ответить, прочитать «загадочные письма», разгадать секрет, расшифровать волшебные знаки,  загадочные конструкции из букв,  найти пропавшего героя.

Приведем примеры различных форм совместной образовательной деятельности с детьми, которые организовывают педагоги нашего детского сад, их можно разделить на две группы: исследовательско-поисковые и творческо-поисковые.

Исследовательско-поисковые – это приемы, в которых детям предлагается найти, отгадать, «прочитать», расшифровать, исследовать и т.д.

- Перед экскурсией в Большой дворец педагог предлагает детям найти самые загадочные часы, самые веселые, географические, самые серьезные, детские, а может дети сами назовут характер часов (какие часы).

- Детям раздаются карточки – схемы: дерево, камень, стекло и т.д. Дети делятся на команды по карточками, начинают искать предметы в соответствии с карточками, зарисовывать, отмечать на розданных план – схемах. Также можно предложить детям найти предметы по карточкам форме, силуэту. Найти животных, растения, сказочных героев в интерьерах залов музеев, парках.

- Экскурсия в Портретный зал, использование поискового приема (в зале расположено 368 картин, для художника позировало 8 девушек), детям предлагается найти одинаковые лица девушек среди всех портретов. Также предлагается найти портрет с загадочным выражением лица, печальным, веселым, игривым и т.д

.- Рассматривание изразцов, кафли в Монплезире, Большом Дворце. Воспитатель сообщает детям ( возможно использование персонажа Почемучки, Лунтика,) что все кафли одинаковые. Дети начинают оспаривать это утверждение.

- Детям предлагается по описанию взрослого или ребенка найти картину, скульптуру, предмет интерьера. Возможен другой вариант – дети, выслушав описание картины взрослым, находят ошибки в описании картины.

- Детям интересен прием «найти самое интересное» (Вербенец А.М.). Во время экскурсии дети на схеме отмечают наиболее понравившиеся предметы, картины, скульптуры или отгадки на загадки. После окончания экскурсии дети делятся впечатлениями. В группе рассказывают о наиболее интересных для них предметах.

Наши педагоги активно используют творческо-поискове формы, приемы в образовательном процессе.

Дети посещают Верхний или Нижний парки вместе с персонажем Лунтик.  В саду Лунтик сообщает что он очень хочет, чтоб на его планете, тоже были бы такие красивые парки. Но он не знает, как объяснить жителям своей планеты, что такое фонтаны, какая бывает вода. Дети предлагают отправить фотографии парков, фонтанов с Лунтиком. А чтоб описать воду, дети составляют «портрет» воды (экспериментирование с водой). Совместно с родителями изготовляют макеты фонтанов. По подгруппам коллажи, схемы, рисунки парков, фонтанов.

После рассматривания, поиска зеркал в Большом Дворце. Воспитатель предлагает детям стать волшебниками и «оживить» зеркала. Детям предлагается отправиться в страну Зазеркалье. Кто же может жить в Зазеркалье? И, как же можно попасть в Зазеркалье. Дети предлагают с помощью волшебного, необычного зеркала. «Что же мы можем подарить в подарок жителям Зазеркалья?» Дети предлагают создать зеркало для (Дюймовочки, Звездочета, Золушки, колдуньи и т. д.).   Детям предлагается пофантазировать, рассказать, что может рассказать каждое зеркало. (Зеркало важное, степенное в него смотрелся…; зеркало веселое игривое в него смотрелся (смотрелась)… и т.д.).

В ходе экскурсии детям предлагается по схемам найти разнообразные вазы, дети отмечают их неповторимость, оригинальность, что вазы выполнены из различного материала (мраморные, фарфоровые, медные и т.д.). В группе детям воспитатель показывает вазу для цветов. Говоря о том, что она такая же красивая, как и в музее.  Дети подтверждают или опровергают это утверждение, предлагают создать свои вазы.  

Во время посещения Большого Дворца (можно использовать видеоэкскурсию) зал Белая столовая или Голубая столовая. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на столы, предположить, кто же мог есть из такой посуды.  Обратить внимание, что посуда есть, а угощений совсем нет. Как же можно угостить гостей? Дети предлагают вылепить, нарисовать угощения для сказочных персонажей. Предполагают, что для фрейлин, кавалеров могут быть овощи из огорода Петра первого. Начинают выяснять, что росло на огороде Петра, какие фрукты, овощи привез Петр первый в Россию.

Дети рассматривают карту России. Появляется сказочный персонаж Муза. Дети предполагают, в какой стране может жить Муза - страна Искусств. Дети высказывают предположения, кто еще может жить в этой стране. Предлагают нарисовать карту страны Искусств, нарисовать страну Искусств.

Важную роль в исследовательской детской деятельности играет создание мини музея, собрание коллекции. Например, собрание коллекции статуэток. Дети обследуют статуэтки, из какого материала они сделаны, из какой страны привезены, роспись, в какое время была создана статуэтка и т.д.

Конечно же, неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада являются родители. Родители охотно принимают участие в совместных экскурсиях, экскурсиях по индивидуальным маршрутам, экспериментировании, создании творческих альбомов, макетов, коллажей.    

У наших воспитанников высокий познавательный интерес. Дети стремятся  познать новое, понять почему так а не иначе, любят экспериментировать, исследовать, выдвигать гипотезы.   Дети самостоятельно выражают свои творческие проявления в наиболее близких для них видах деятельности, предлагают интересные, оригинальные образы, разнообразные варианты, успешно включаются в творческие задания эстетической направленности, стремятся интегрировать творческую деятельность (сочинительство, пластику, изодеятельность). Каждому ребенку дается возможность выбрать форму, область, средства для выражения своего творчества. У детей высокий интерес к эстетическим объектам, исследовательской и творческой деятельности.

Наши воспитанники любят Петергоф, восхищаются красотой родного города, интересуются историей Петергофа. Мы уверены, что дети вырастут не только потребителями, а и активными созидателями Петергофа.

Библиография

  1. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея // детский сад: от А до Я – 2007 - № 6.
  2. Искусство, эстетика, художественные музеи – высшая школа чувств / материалы опытно-экспериментальной работы), Детский эстетический центр «Петродворец», С-Пб., 1999.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, М: Ростов-на-Дону, 2005.
  4. Кункова Н.А. В гости к музам // программа эстетического развития детей 4-7 лет – СПб: 1996.
  5. Маленькие граждане большого города // Вербенец А.М. Маленькие граждане в художественном музее - СПб: Союз, 2007 - С. 363-382.
  6. Михеева Л.П. Диалоги в музее / опыт работы с детьми 5 -7лет в художественном музее - С-Пб, 1995.
  7. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика – М: Сфера, 2006.
  8. Столяров Б.А. Детский сад и музей: проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве // Детский сад: от А до Я - журнал – 2007 - №6.

      Интернет-ресурсы:

  1.  http://anthropology.ru – Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / Коммуникация и образование. Сб. статей. – Под ред. С.И. Дудника. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
  2.  http://www.pedlib.ru/Books - Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб: СпецЛит, 1998.
  3. http://window.edu.ru/ - Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей:  учеб. пособие по музейной педагогике – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много  интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...