Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Боева Эльвина Серверовна

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:

  •  способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,
  •  выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,
  • формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.

По нашему мнению, организация «квеста» удовлетворяет этим требованиям, вместе с тем сохраняет игру в пространстве дошкольного  детства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОБУ "ДСКВ "ЮЖНЫЙ"

КВЕСТ-ИГРА

"КЛЮЧ ОТ НАШЕГО ГОРОДА"

(старший дошкольный возраст)E:\collage3.jpg

Разработали и провели: 

воспитатель 1 кв. категории Чепайкина М.Г.

воспитатель 1 кв. категории Боева Э.С.

учитель-логопед Попович М.В.

г.Всеволожск

2013 год

КВЕСТ-ИГРА
для детей подготовительной к школе группы

«КЛЮЧ ОТ НАШЕГО ГОРОДА!»

Цель :

Продолжать формировать представление детей о  своем городе, структуре микрорайона, развивать исследовательскую активность дошкольников.

Задачи :

  • Расширять кругозор детей посредством ознакомления с  объектами микрорайона, города;
  • Формирование познавательного интереса, стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников;
  • Развивать коммуникативные умения дошкольников;
  • Учить формулировать и задавать вопросы поискового характера;  
  • Закреплять умение взаимодействовать внутри группы сверстников, согласовывать свои действия, мнения, установки с собеседниками, находить компромисс;
  •  Расширение опыта проживания в городе, приобретение умений и навыков, необходимых для комфортного существования в городской среде.

Место проведения игры:

Пространство микрорайона. Объекты его инфраструктуры, которые посещают дети, рассматривая их, уточняя их назначение для удобства жителей, правила поведения на объекте и пр.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы

Педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Родители (Дети вместе с родителями готовили сообщения о деревьях и кустарниках нашего города. Рисовали свой дом.)

Формат игры:  отправляемся в поисковое путешествие.

Реквизит для игры:

1.Конверты с заданиями по маршруту (разрезные картинки, «Расшифруй слово», «Что лишнее?», Кроссворд о спорте, музыкальные инструменты, набор картинок «Школьные принадлежности»)

2.Картинки-подсказки, которые дети находят по ходу маршрута, отгадывая загадки.

(КУСТ, ДЕТИ, СИРЕНЬ, КРЫЛЬЦО, САД)

ЛЕГЕНДА ИГРЫ

Педагог обсуждает с детьми, что у каждого города есть хранитель,  который бережет покой города, следит за порядком, заботится о покое  жителей.  Такими хранителями являются городовые  в старые времена и сейчас.

В группу приходит письмо. Воспитатель   приносит конверт.
Дети рассматривают конверт, читают адрес и достают письмо. Воспитатель знакомит детей с его содержанием.

«Дорогие ребята!

Я ваш Городовой. У меня хранится ключ от города Всеволожска. Пока этот ключ на месте, в городе будет порядок и жители будут счастливы. Но вот ключ пропал. Я потерял его когда обходил ночью ваш микрорайон Южный. Пожалуйста, помогите мне его найти. А в помощь вам карта микрорайона «Южный». На ней отмечен путь, где я проходил и мог потерять ключ. Надеюсь на вашу помощь, желаю удачи.                                    

                                               Городовой»

Дети обсуждают письмо и рассматривают карту микрорайона. Дети высказали предположение, что около каких-то ворот спрятан ключ. Может быть, это ворота в детском саду.

Определяют правило: поиск будем вести, продвигаясь по карте, на отмеченных остановках  городового ищем подсказки, нужные для того, что бы отыскать  ключ.

ХОД ИГРЫ:

У ворот детского сада дети находят первую подсказку, она спрятана в воздушном шаре.

Загадка про почту:

«В этот дом приходят мамы

Получить посылку,

Там же пишут телеграммы

Москве, Новосибирску»

Дети ищут на карте почту  и направляются к ней.

Первая остановка по маршруту «ПОЧТА»

Беседа с работниками почты об их профессиональной деятельности

Д.И.«Разрезная картинка»

Цель: формировать у детей целостное представление об образе предмета, закреплять умение складывать разрезную картинку

Д.И.«Расшифруй слово!»

Цель: разгадать шифр, составив из цифр слово, упражнять в составлении слова из букв

Выполнив задание получаем карточку-подсказку для поиска ключа с изображением куста.

Следующая остановка по маршруту «Аллея поколений»

Обсуждаем  назначение памятного камня.

- Камень был заложен в честь 15-летия микрорайона Южный. Под камнем находится гильза с посланием будущему поколению.

Находим тубу в тубе картинки.

Д.И.«Для чего нужны эти предметы?»

(Школьные принадлежности)

Цели: обогащение словаря детей обобщающими понятиями.

Выполнив задание, дети приходят  к выводу, что следующая остановка у школы, получаем карточку-подсказку для поиска ключа с изображением детей.

Дети на карте находят школу и направляются туда. По дороге беседуем о деревьях, которые растут в нашем микрорайоне.

Следующая остановка по маршруту «Школа»

У школы нас встречает музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель проводит с детьми игры:

Д.И. «Собери пазлы»(музыкальные инструменты)

Цель: получить из маленьких кусочков целую картинку, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Музыкальная игра «Угадай, что прозвучало?»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление знаний о музыкальных инструментах.

Выясняем, что много музыкальных инструментов можно встретить в Детской школе искусств.

Выполнив задания, получаем еще карточку-подсказку для поиска ключа с изображением сирени.

Следующая остановка по маршруту «Детская школа искусств»

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение дифференцировать обобщающие понятия, развивать зрительное внимание.

Дети предполагают, что все продукты питания можно встретить в продуктовом магазине.

Выполнив задание, получаем  карточку-подсказку для поиска ключа с изображением крылечка.

Следующая остановка по маршруту «УНИВЕРСАМ»

Около универсама дети находят конверт. В конверте с подсказкой оказался кроссворд. Отгадав кроссворд, получили ключевое слово «спорт», догадались, что подсказка ведет на спортивную площадку.

Следующая остановка «Спортивная»

Хорошо отдохнули!
Пора отправляться дальше!

На одном из тренажеров нашли последнюю  карточку-подсказку  с изображением

сада.

Составляем из карточек-подсказок фразу о возможном месте расположения ключа:

«КУСТ СИРЕНИ У КРЫЛЬЦА ДЕТСКОГО САДА!»

А ключ действительно оказался в нашем детском саду!

Итог:

Обсудили пройденный маршрут, вспомнили, на каких социально-значимых объектах побывали. Посмотрели спектакль от Городового.



Предварительный просмотр:

МДОБУ "ДСКВ "ЮЖНЫЙ"

КВЕСТ-ИГРА

"ОСЕННИМИ ТРОПИНКАМИ"

(старший дошкольный возраст)

E:\collage4.jpg

Разработали и провели: 

воспитатель 1 кв. категории Чепайкина М.Г.

воспитатель 1 кв. категории Боева Э.С.

учитель-логопед Попович М.В.

г.Всеволожск

2013 год

КВЕСТ-ИГРА

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«ЗАГАДКИ ОСЕНИ»

Цель:
Закрепить понятие о времени года, расширить знания о признаках сезона

Задачи:

  • Развивать у детей интерес  к родной природе и ее красоте  в исследовательской  деятельности;
  • Воспитывать умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи м/д ними;
  •  Передавать в высказываниях свое отношение к природе, расширять словарь детей за счет глаголов (хмурится , накрапывает, задувает…), качественных и притяжательных прилагательных (березовый, овощной, лесной…)
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Развивать конструктивные навыки, чувство формы, самостоятельность при изготовлении поделки из природного материала.
  • Закладывать основы экологической  культуры.
  • Воспитывать бережное отношение к  родной природе.

Место проведения:
Территория детского сада (группа, площадка), прилегающая к детскому саду лесополоса.

УЧАСТНИКИ

Дети средней и старшей группы

Педагоги: воспитатели, учитель-логопед

Формат игры:  отправляемся в поисковое путешествие.

Реквизит для игры:

1.Костюмы Осени и Старичка-Лесовичка, игрушка ёж.

2.Корзина с овощами, мицелий грибов для посадки, книжечки с указанием маршрута.

3.Природный материал для изготовления поделки «Ёж» (яблоки, цветочки гвоздики)

4.Сладкое угощение «Грибочки», витаминизированный чай.

ЛЕГЕНДА ИГРЫ:

Воспитатель беседует с детьми о наступившем времени года – осени. Подходят к окну, замечают какая грустная, пасмурная, дождливая стоит погода. Прослушав аудиозаписи: птичьи голоса, шум дождя, шум ветра, дети делают вывод, что осень скучное время года.

Входит Осень. Она не согласна, что ее время такое уж скучное. И обещает ребятам это доказать, но если они помогут ей найти ее верного друга Старичка-Лесовичка. Он прислал Осени и ребятам загадки, может они помогут нам его найти?

Загадки про овощи, фрукты и грибы.

  • Дети отгадывают осенние  загадки и, справившись с загадками, получают  карту-путь Старичка-Лесовичка.

   

Определяем правила: поиск будем вести по станциям, которые называют : (Станция-»Овощная», «Грибная», «Фруктовая». Книжки сыщиков нам подсказывают путь.

ХОД ИГРЫ:

Станция «Овощная»

-На первой страничке в нашей книжечке-подсказке нарисована морковь, значит, первая остановка будет связана с овощами. Находим пустую корзинку. Старичок  так спешил, что растерял весь урожай. Давайте поможем собрать рассыпавшиеся овощи.

Игра «Собирай урожай!»

Цель: дифференциация обобщающих понятий, развитие двигательной активности, ориентировка на местности.

Дидактическая игра «Угадай на вкус!»

Цель: развитие сенсорных эталонов.

Выполнив все задания, дети приходят к выводу, что следующая станция грибная.

Станция «Грибная»

Вот и долгожданная встреча со Старичком-Лесовичком

Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся»

Цель: сплочение детского коллектива, формирование положительных эмоций.

Посади грибы!

-Очень хочется Старичку-Лесовичку побывать у деток в гостях, но работы много. Надо еще на следующий год грибов посадить. Вот почему у нас в книжке-подсказке нарисован гриб (дети сажают мицелии грибов)!

 -А ДАВАЙТЕ ЕМУ ПОМОЖЕМ!

Станция «Фруктовая»

-Пора отправляться дальше, а на картинке-подсказке яблочко. Оказывается ёж – верный друг Старичка-Лесовичка тоже к зиме готовится и отправился он на поиски вкусных, сочных яблок. А давайте и мы за ним. Поможем запасы сделать!

Творческая мастерская

Изготовление ежей из яблок, палочек гвоздики и другого бросового материала.

ИТОГ

Осень угостила всех вкусным чаем и сладкими грибочками. Родителям понравились необычные ёжики изготовленные руками их деток. Книжки-подсказки раскрасили, еще раз вспомнив необычное путешествие!



Предварительный просмотр:

МДОБУ "ДСКВ "ЮЖНЫЙ"

КВЕСТ-ИГРА

"ВЕСЕННИЙ НАРЯД"

(старший дошкольный возраст)

E:\collage2.jpg

Разработали и провели: 

воспитатель 1 кв. категории Чепайкина М.Г.

воспитатель 1 кв. категории Боева Э.С.

учитель-логопед Попович М.В.

г.Всеволожск

2014 год

        КВЕСТ-ИГРА

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«ВЕСЕННИЙ НАРЯД»

Цель:
Закрепить понятие о времени года, расширить знания о признаках сезона

Задачи:

  • Развивать у детей интерес  к родной природе и ее красоте  в исследовательской  деятельности;
  • Воспитывать умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи м/д ними;
  •  Передавать в высказываниях свое отношение к природе, расширять словарь детей за счет существительных и глаголов (оттаяло, проснулись, прилетели, проталина, подснежник…), качественных и притяжательных прилагательных (березовый, птичьи, лесной…)
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Развивать конструктивные навыки, чувство формы, самостоятельность при изготовлении поделки из природного и бросового материала.
  • Закладывать основы экологической  культуры.
  • Воспитывать бережное отношение к  родной природе и уважение к труду взрослых.

Место проведения:
Территория детского сада (группа, площадка), прилегающая к детскому саду лесополоса.

УЧАСТНИКИ

Дети средней и старшей группы

Педагоги: воспитатели, учитель-логопед

Формат игры:  отправляемся в поисковое путешествие.

Реквизит для игры:

 Девушки – символы «Времена года». Конверт с птичьими перьями, запахом ландыша, первоцветами, карта маршрута, блокноты и маркеры, капли-подсказки с пазлами, семена бархатцев, садовый инвентарь, увеличительные стекла. Схемы: посадки и роста цветов, лука, срезанных веток сирени. Шаблоны юбок для Весны, природный и бросовый материал, клей, ножницы. Аудиозаписи со звуками живой природы. Печёные жаворонки из теста, мармеладные солнца.

ЛЕГЕНДА ИГРЫ:

В группу пришло письмо. На конверте не был указан отправитель.

 В конверте дети нашли перо птицы, салфетку с запахом ландыша, крокус.

Дети высказывали свое предположение, о том, кто бы мог прислать им это письмо. Отгадав загадку о временах года, догадались о том, что это письмо отправила им Весна. Затем появились девушки – символы «Времена года». Все они были в красивых платьях, кроме Весны (она была грустная и в неукрашенном платье). Чтобы украсить ее платье, детям нужно собрать приметы весны с помощью карты-подсказки. А поможет им весенняя капель.

Первая капля-подсказка

Дети находят ее в раздевалке группы «Сказочная страна», рассмотрев одежду и сделав выводы о том, как изменился гардероб весной. Зарисовывают одежду в блокноте.

Вторая капля-подсказка

Следуя карте, дети приходят в музыкальный зал.

Д.И «Найди лишний предмет»

Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания и памяти.

Музыкальная игра «Звуки весны» (дети ассоциируют звуки музыкальных инструментов с признаками весны, организуют оркестр)

Цель: развитие слухового внимания, воображения, музыкально-ритмических навыков.

Находят каплю-подсказку с частью пазлов и зарисовывают в блокнотах следующий признак.

Третья капля-подсказка

Следуя по карте дальше, дети приходят в группу «Звездочки». В уголке природы они находят посаженный лук, распустившиеся цветы и муляжи насекомых. После обсуждения данных признаков весны, дети находят следующую каплю-подсказку. Зарисовывают в блокнотах следующие признаки.

Четвертая капля-подсказка

Дальше пришли в группу «Радуга». Рассмотрели распустившиеся ветки березы, сирени, вербы. Обсудили листья каких деревьев и кустарников распустились раньше других, дети группы показали дневник наблюдений.

Нашли следующую каплю-подсказку. Сделали зарисовки в блокноте.

Пятая капля-подсказка

Выходим на улицу к клумбе. Рассматриваем появившиеся ростки. Дети делают вывод, что цветов должно быть больше. Сажают бархатцы по схеме.

Выполнив задание, находят следующую каплю-подсказку. Делают зарисовки.

Шестая капля-подсказка

По карте приходят в лесополосу. Беседуют об изменениях в весеннем лесу. Удивляются, что мало птиц. Чтобы птицы быстрее прилетели, решают им помочь, смастерив гнезда из подручного природного материала. Пропевают закличку «Жаворонки-господа», находят очередную подсказку. Делают зарисовки в блокнотах.

Седьмая капля-подсказка

По пути дети встречают дворника. Разговор-беседа с дворником о его работе в разное время года. Помогают ему убрать сухую листву. В знак благодарности дворник вручает им следующую каплю-подсказку. Делают зарисовки в блокнотах.

Восьмая капля – посказка

Следуя карте, дети находят муравейник на территории детского сада. Они рассматривают муравьев в увеличительное стекло, считают количество лапок, выявляют отличия насекомых от других представителей фауны. Делают зарисовки в блокнотах. Находят последнюю подсказку.

Дети собирают картинку из найденных в каплях пазлов. На картинке узнают помещение ИЗО- студии, где спрятан ларец с сокровищами.

Приходят в ИЗО-студию, находят ларец с природным  и бросовым материалом для украшения наряда для весны.

Дети выполняют коллаж  наряда для Весны и примеряют его ей. Весне понравился ее наряд.

ИТОГ: Дети вспоминают пройденный маршрут по зарисовкам в блокнотах,  играют в  п. и. «Ручеек», в благодарность за красивый наряд, Весна угостила детей мармеладными солнцами и печеньем «Жаворонки».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

 Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: к...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках подготовки к детской научно-практической конференции

В даннной статье представлен опыт работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников в рамках организации детской научно-практической конференции....

.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации....

Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...