Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников
статья по теме

Стенина Лариса Анатольевна

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театрИменно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованной деятельности, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralisovannai_deyatelnost.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

        Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

        Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованной деятельности, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

        Огромно и воспитательное значение театрализованной деятельности. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

        Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.  Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.  Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

        В этом году очень интересно в нашем детском садике проходила неделя театра. Я думаю, что неделя театра, станет доброй  традицией.  Дети старшей и подготовительной групп  готовили и показывали для  сверстников и малышей спектакли. Наши детки неделю театра были в основном зрителями. Они с удовольствием смотрели кукольный театр и сказку-театрализацию «Дюймовочка», которые показали для них старшие дети. Сколько положительных эмоций, сколько разговоров было после просмотра этих спектаклей! В нашей группе, мы - воспитатели показали для детей театр картинок – сказку «Колобок» и настольный театр - сказку «Репка».  Если в этом году наши дети были зрителями, то в следующем – обязательно будут «артистами» и уже другие малыши увидят интересную сказку в их исполнении.

        Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра - это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей. Задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если она обыгрываются.

        Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником  при подготовке и проведении занятий. Трудности, с которым сталкивается воспитатель при организации занятия, связаны, прежде всего с тем, что для детей учебные задачи,  поставленные перед ними, не совсем понятны, не имеют смысла. Деятельность, построенная на решении непонятных задач, не вызывает интереса у ребенка и, следовательно не играет особой роли в его развитии. Например, знакомя детей с  понятиями «высокий», «низкий», которые вызывают определенные трудности на занятиях по математике, можно  много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку, как встретились жираф и обезьянка. Причем разыграть в лицах, используя театр игрушек,  результат будет гораздо эффективнее и знания гораздо прочнее.

        Мы также используем приемы театрализации при проведении занятий.  К нам часто приходит на занятия Лунтик,  который, как знают все дети, свалился с Луны и ничего не умеет, и мало чего знает. И дети изо всех сил стараются рассказать и показать ему, как надо правильно выполнять то, или иное задание. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат: например: Лунтик научится говорить слова вежливости, правильно держать ложку тремя пальчиками, различать предметы рукотворного и природного происхождения. Это помогает детям лучше понять и усвоить занятие.

        Встреча с театральной игрушкой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, радостное настроение от общения со сказочными героями.    

        Очень любят наши дети пальчиковый театр.

 Пальчиковый театр- это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.

        Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться ребенку. Это поможет ему разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок сам научился выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком.


       В ходе театрализованной деятельности создаются условия для речевого развития детей.  Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.  Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией.

        Конкурс чтецов, в котором принимали участие  дети нашей группы, способствовал выполнению  этой задачи. Настя Жуковская заняла на конкурсе второе место!  Это событие подтолкнуло родителей Насти отправиться с девочкой на кастинг в группу «Непоседы», с честью выдержать его!  Теперь наша Настя – одна из участниц этой известной детской группы.

        Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и примера. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

        На проходившей неделе педагогического мастерства, мы провели интегрированное занятие «В гости к бабушке». На занятии, с применением театрализованной деятельности, дети выполняли задания по математике, физкультуре, аппликации. Выполнив все задания, они помогли Красной Шапочке дойти до домика бабушки и принести ей корзиночку с пирожками.

        Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-развивающая среда в группе.  Предметно-развивающая среда  обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Важное место в предметно-развивающей среде нашей группы, занимает уголок театрализованной деятельности. Уголок театрализованной деятельности - это особая среда, в которой ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий.

        Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз воспитателей и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

         Для театральной деятельности родители сделали две ширмы, одна из них для настольного театра, а другая для кукольного. Очень творчески  отнеслась мама Феди Воробьева к изготовлению ширмы для кукольного театра. Ширма символизирует семейный очаг - сделана в виде дома. Над крышей дома голубое небо с солнышком и облаками. Стоит домик на веселой, зеленой поляне. Ширма крепится к потолку, регулируется по росту не только воспитателей, но и детей.    

                     Список использованной литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  2. М.Д.  Маханева Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
  3. Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова Семейный театр в детском саду; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  4. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Е.Б. Шмелева Пальчиковые игры. – М. «Ювента», 2008.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Доклад по итогам исследовательской деятельности "Правила движения достойны уважения"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Доклад по итогам исследовательской деятельности "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под ...

Доклад по итогом исследовательской деятельности "Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнк...

Доклад по итогам исследовательской деятельности

Доклад на тему "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...

Доклад Тема «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ...

«Значение экспериментально-исследовательской деятельности в жизни дошкольника»

У дошкольников сильно развит инстинкт познания.  Ребенку, просто необходимо, обследовать окружающий мир, а иссследовательская деятельность может стать одним из условий развития  познавательн...