Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
материал на тему

Светлана Викторовна Токарева

Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителяи20.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Проблема  взаимодействия ДОУ с семьями в настоящее время одна из актуальных. Семья является первым проводником ребёнка в жизнь. Именно здесь формируются отношения ребёнка к миру, к окружающему. Мама и папа – это образцы для подражания. За поведением ребёнка, особенностями его взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их принципы, их поведение. Многие родители не задумываются над этим, не знают особенности развития ребёнка,  как поступить в той или иной ситуации. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считая, что детский сад это место, где приглядывают за ребёнком пока они на работе. Зачастую детскому саду и семье не хватает взаимопонимания, чтобы понять  и помочь друг другу именно по этой причине.

   В настоящее время разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. По ФГОСДО требуется выстраивание диалога ДОУ и семьи, диалога на основе взаимодействия, сотрудничества, содружества, что в итоге приведёт к созданию единого развивающего пространства для развития каждого ребенка. Качество образования в ДОУ может быть достигнуто только едиными подходами к воспитанию детей со стороны педагогов и родителей. Поэтому вопрос педагогической просвещённости родителей является ключевым на сегодняшний день.

   Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт работы по работе с родителями, которыми пользуются воспитатели, но  в ФГОСДО говорится, что данная работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Поэтому современный детский сад нуждается в внедрении новых форм работы с родителями, да и традиционные формы требуют доработки и творческого подхода воспитателя.

   Поэтому, набрав новую группу воспитанников, начала работу с анализа социального состава семей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Использовала следующие методы:

  • Анкетирование родителей;
  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Индивидуальные беседы  с детьми;
  • Посещение семьи ребёнка;
  • Наблюдение за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода домой;
  • Наблюдение за ребёнком в сюжетно-ролевой игре «Семья».

   Это позволило мне разделить родителей на три группы (по отношению к воспитательно-образовательному процессу) :

  • Родители-лидеры, которые проявляют внимание к воспитательно-образовательному процессу, готовы всегда помочь, видят и ценят работу детского сада;
  • Родители-исполнители, которые готовы принять участие при условии значимой мотивации;
  • Родители - критические наблюдатели.

  На  4 группы по способу организации и привлечения в жизнь детского сада и группы:

- оформление предметно-развивающей среды;

- рукоделие;

- участие в театрализованной деятельности;

- организация детских праздников.

   Это позволит мне осуществлять дифференцируемый подход, поможет найти нужный контакт с каждой семьёй воспитанников. Эффективность работы с родителями зависит от психологического настроя. Предпочитаю доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является прочной основой, на которой  строится вся работа. От общения родителей с воспитателем зависит отношение семьи к детскому саду в целом. Стараюсь создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, выработать партнёрский стиль общения. Педагоги и родители как партнёры должны дополнять друг друга, преследуя единую цель.  

   Могу отметить один очень важный момент в работе с родителями. Человек, сделавший что-нибудь, нуждается в оценке своей деятельности. В этом нуждаются и родители. Я всегда благодарю родителей за малейшую работу, за малейшее внимание к жизни группы и детского сада, что положительно влияет на их отзывчивость.

  С целью активизации родителей использую следующие формы работы :

  • Родительские собрания в нетрадиционной форме;
  • Ежедневный непосредственный контакт во время приёма и ухода детей;
  • Тематические выставки;
  • Анкетирование;
  • Консультации специалистов;
  • Семейные спортивные встречи;
  • Почта доверия;
  • Конкурс семейных талантов;
  • Совместные экскурсии;
  • День открытых дверей;
  • Газета «Дружная семейка»;
  • Сайт ДОУ;
  • Выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями;
  • Дни добрых дел;
  • Участие родителей в подготовке праздников, досугов;
  • Совместное создание предметно-развивающей среды;
  • Работа с родительским комитетом группы;
  • Беседы с детьми и родителями;
  • Наглядно-информационные стенды;
  • Совместная театрализованная деятельность;
  • Оформление летописи;
  • Газета «Лучший опыт семейного воспитания» (в конце учебного года);
  • Изготовление костюмов к праздникам;
  • Мастер-класс по развитию творческих способностей  «Делаем вместе с детьми»;
  • Информационная корзина;

   Подробнее хочу остановиться на родительских собраниях. Это традиционная форма организации родителей. Родительское собрание позволяет познакомить и сплотить всех родителей между собой, более подробно разобрать воспитательно-образовательные и организационные вопросы и сразу получить рефлексию. Очень тщательно к нему готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Организую собрания с использованием нетрадиционных форм:

  • Читательская конференция;
  • Аукцион;
  • «Семинар-практикум»;
  • «Мастер-класс»;
  • «Ток-шоу»;
  • «Коллективная запись»;
  • «Вечера вопросов и ответов».

   Такая организация дает возможность нестандартно, в занимательной форме донести до родителей нужную информацию. Родители на таких собраниях являются участниками, а не пассивными слушателями.

  Организуя вышеперечисленные мероприятия, стремлюсь обогатить воспитательные умения родителей быть в постоянном контакте со своим ребенком, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт, доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование взаимоотношений детского сада и семьи через совместные праздники в ДОУ.

Свои самые первые уроки в жизни ребенок получает именно в семье....

Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.

Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи».

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи»....

Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".

В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе  с помощью мессенджеров, с...

Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"

Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...