Статья "Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"
статья на тему

Медведева Надежда Ивановна

В статье описано как организовать уголок поисково-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка  имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только ,как процесс усвоения знаний, умений, навыков ,а главным образом, как поиск  знаний ,приобретение  знаний самостоятельно  или под руководством  взрослого.                                                                                        Основным условием для развития познавательной активности является с одной стороны насыщенная образовательная среда ,с другой стороны умение воспитателя дать возможность детям проявить самостоятельность при взаимодействии с ней.                                           Рассмотрим основные примеры содержания условий для поисково-исследовательской деятельности.                                        При размещении уголка важно учитывать принципы: рациональности, мобильности, доступности. Н-р; стол на колёсиках, переносные контейнеры.                                                                Поддерживать понимание у детей функционального назначения уголка позволяют опознавательные знаки.                         Так н-р; в гр.2-это капелька ,которая является героем всех опытов. В гр. 7-фотографии в гр. 4-модуль "Капитошка", который имеет съёмные изображения органов чувств. В гр. 3- опознавательным знаком служит стол для проведения опытов, в гр.6-ролевые модули.                                                                                                                          Для успешной работы по поисково-исследовательской деятельности необходим перспективный план ,который должен содержать название опыта ,цель, необходимые материалы и оборудование ,возможность предполагаемого вывода.                                                                                    Также в гр. имеются картотеки ,которые тоже отражают цели, содержание, оборудование.                                                                     Сформировать у детей умение планировать свои действия позволяет метод алгоритмов. В предметной среде групп размещены алгоритмы деятельности. В частности в уголке поисково-исследовательской деятельности присутствуют алгоритм осуществления опыта в широком смысле и алгоритм проведения последнего опыта. Также в зоне доступа детей размещено оборудование для проведения уже знакомого опыта.                                                                                                      Наблюдаемые явления фиксируются для того ,чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений во многих группах используется дневник (альбом),и модели. С детьми старшего возраста практикуется самостоятельная фиксация результатов по ходу опыта. Мотивом для детей служит рекомендация рассказать по этой схеме об опыте родителям и провести его дома.                                                                                                   При проведении поисково-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилам безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности лежит на педагоге.                                                                      В данном случае хорошо засхематизировать  эти правила вместе с детьми.                                                                                      Итак ,мы убедились в том, что мощным фактором развития познавательной активности детей служит грамотный подход к созданию необходимых условий.                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"

Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории  и культуре....

Создание активизирующей среды как условие раскрытия способностей каждого ребенка при реализации задач поисково-исследовательской деятельности.

В данной статье раскрываются характеристики оформления интерьера, развивающих зон, наличие игровой  атрибутики. Изменения, проискодящие в системе народного образования в связи с учетом требований...

Консультация для родителей «Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования в домашних условиях» Средняя группа – 4-5 лет

Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного,  творческого развития детей....

Организация поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.

Элементарная поисково-исследовательская деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Она позволяет сформировать у де...

"Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ"

Создание условий для поисково-исследовательской деятельности в ДОУ...