Создание активизирующей среды как условие раскрытия способностей каждого ребенка при реализации задач поисково-исследовательской деятельности.
статья по окружающему миру на тему

В данной статье раскрываются характеристики оформления интерьера, развивающих зон, наличие игровой  атрибутики. Изменения, проискодящие в системе народного образования в связи с учетом требований Федерального государственного Стандарта, направляют педагогов на путь творчества при самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demidova_statya.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Создание  активизирующей среды как условие  раскрытия способностей каждого ребенка при  реализации задач поисково-исследовательской деятельности.

Эффективность воспитания зависит от многих факторов, одним из которых  является окружающая среда. Э.Н.Гусинский Ю.И. Турчанинова обращают внимание на то, что в личностно – центрированной системе именно образовательная среда, а не алгоритм собственных действий,  является для педагога объектом тщательного проектирования [4;с.4].  Отсюда идет принятие активизирующей среды, ее свойств, как приоритетных при создании способности поддерживать творческую активность детей и взрослых. Действительно, ребенок, находясь в активизирующей образовательной среде, получает возможность выбора.          Активизирующая среда возбуждает личный интерес, стимулирует перестроение системы  привычных моделей, что, в свою очередь, способствует самосовершенствованию ребенка, укреплению его собственных компетенций.  При создании активизирующей среды необходимо грамотное использование пространства групповых помещений.

Проблема оптимального использования  игрового пространства  является вопросом наболевшим именно в тех группах, где спальные места не вынесены в отдельные помещения. Поэтому, при размещении игровых центров, необходимо  учитывать факторы сочетаемости и мобильности, и при этом помнить об  интересах детей, не забывая о том, что современная дифференциация дошкольного образования предполагает использование вариативности в реализации социально – педагогического процесса. Педагог должен учитывать данный  принцип, при котором ребенок имеет право на выбор деятельности.  Знание особенностей использования различных форм организации детской деятельности, позволяет педагогу наиболее полно реализовать их развивающий потенциал, обеспечить соответствие всех аспектов педагогического процесса принципам дошкольного образования, утверждаемым стандартом.

Мы попытались воспользоваться принципом довольно известного рекламного слогана « два в одном флаконе». Составляя примерный эскиз расположения игровых зон, зоны «спальни» и  «столовой», мы руководствовались требованиями СанПиНа, и требованиями к развивающей среде федерального образовательного стандарта (далее стандарта). Таким образом, размещение центров проводилось   с учетом возрастных особенностей дошкольников и напрямую связано с программой образовательного дошкольного учреждения, требованиями ФГОС, планами  образовательной деятельности   в  группе детского сада. Принимая во внимание задачи воспитательно – образовательной деятельности на 2015-2016 год, одной из которых является развитие поисково- экспериментальной  деятельности детей с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, особое место мы уделили  центру экспериментирования.  

 Любая педагогическая деятельность, в том числе и направленная на развитие поисково- исследовательских  навыков, прежде всего, опирается на планирование реализации задуманного.

Цель планирования  должна органично интегрироваться с общими задачами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в результате образуя единое целое. При  составлении  плана  работы подбираем художественную литературу, а также литературу познавательного содержания, знакомим с предлагаемым списком родителей  данной группы. Почему это актуально и в наше время? Художественная литература является связующим элементом культурного наследия  нескольких поколений. Не смотря на огромное количество  материала  из интернета, книги все еще достаточно востребованы: они материальны, их можно ощущать, можно перелистывать, можно мечтать, рассматривая иллюстрации, в некотором роде, они являются чем- то вроде гештальтов.   Подбираем и изучаем  методическую литературу по заданной тематике, в этом вопросе может помочь ярмарка методической литературы. В нашем саду она проходит она в несколько этапов:

  • «Золотая копилочка». Анализ имеющихся источников. Педагоги систематизируют имеющуюся в группе  методическую литературу.
  • «С миру по нитке». Пополнение  фонда, оформление картотеки (сюда же входят интернет-ресурсы).
  • «Нашел книгу сам - помоги товарищу». Обмен перечнем имеющейся литературы, картотек,  готовых методических разработок между коллегами  дошкольного учреждения.
  • «Знакомьтесь, это я». Круглый стол для педагогов, где присутствующие  делятся  впечатлениями, дают аннотации к имеющимся и изученным методическим новинкам.

  Далее следует подбор мониторинга, анкет для родителей, создание картотек  опытов, игр и  игровых упражнений на развитие навыков поисково - исследовательской деятельности.  Проводится  оснащение развивающей игровой  обстановки группы, атрибутики.

Осуществляя  подготовку подбора оборудования, мы  учитывали фактор возрастной адекватности:  их соответствие возрасту и особенностям развития детей. Составляя перечень необходимого оснащения,  проводили разъяснительную работу с родителями, подготовив выступление на родительском собрании, где познакомили с задачами экспериментальной деятельности  и перечнем желаемого наполнения уголка экспериментирования.

 Самое главное в работе педагога – эффективное сотрудничество с родителями. Если ребенок идет в группу с радостью, а уходит с сожалением, тогда и родители охотно придут на помощь.  

Искренняя заинтересованность и увлеченность педагога, умение грамотно донести информацию  родителям, мотивировав их на сотрудничество, послужат гарантом  позитивного результата.

Литература:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.  

        2.  Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет/Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов.--М.:Мозаика – Синтез,2014. – 80 с. 3                                                    

         3. Степанова, О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. / О. А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 2009. – 128 с.

4. Тимофеева, Л.Л., Корнеичева, Е. Е.,Грачева, Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Методическое пособие /Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н.И. Грачева. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»

В работе раскрыт опыт по теме: «Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»....

Влияние поисково-исследовательской деятельности на развитие логико-конструктивного мышления и формирование математических способностей дошкольников (презентация)

В процессе исследования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения. Логико-конс...

Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".

Формирование у детей основ научного мировоззрения ,  целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность».

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...