Главные вкладки

    «Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»
    (подготовительная группа) по теме

    В работе раскрыт опыт по теме: «Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon potencial.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Раскрытие творческого потенциала и способностей каждого ребенка путем создания различных игровых ситуаций и заданий»

    ГБДОУ №250 Центрального района

    Воспитатель: Зарубина Е.В.

    Санкт-Петербург


    При создании предметно-развивающей среды мной учтены необходимые условии, т.е. возрастные, физиологические и психологические особенности каждого ребенка. Выделены места для игр детей, требующих сосредоточенности и тишины. Большое внимание обращаю на наличие игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и театральной деятельности. Уделяю внимание формированию представлений ребенка о самом себе, организации двигательной деятельности и пр.

    Обязательно учитываю достаточность игрового материала, обеспечения индивидуальной комфортности детей, растущую познавательную деятельность. Мною продуманы и размещены игровые зоны с учетом того, чтобы обеспечить достаточный простор для всех игр, труда и занятий детей.

    Проводя коллективные игры, создаю веселую, непринужденную атмосферу, подбадривая зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на промахах и ошибках.

    Учитываю индивидуальные особенности детей при проведении занятий, создании игровых ситуаций.

    Одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. C такими детьми стараюсь правильно чередовать подвижные игры с занятиями, требующими сосредоточенности и внимания. В общении с ними выбираю спокойный, уравновешенный тон.

    Другие дети медлительны, не сразу включаются в занятие, игру. Таким детям чаще даю поручения, требующие проявления активности, включаю их в коллективные игры, труд. Общаюсь с ними преимущественно жизнерадостным тоном, стараюсь заинтересовать поручениями, предстоящим делом, игрой.

    В индивидуальном подходе к детям использую приемы и методы, создающие интерес к деятельности: поделка с детьми интересных пособий, игрушек, с дальнейшим их использованием в быту, игре, совместная деятельность ребенка с воспитателем.

    В своих занятиях делаю упор на развитие элементарных естественнонаучных представлений, экологической культуры детей, представлений о человеке в истории  культуре, развитие конструктивной деятельности, элементарных математических представлений, развитии ребенка в театрализованной, изобразительной, игровой деятельности, физическое, речевое развитие ребенка.

    В области естественнонаучных представлений: знакомлю детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть  и др.). Предлагаю поиграть с песком, построить из него замок; снегом, слепить снеговика и поводить вокруг него хоровод. Наблюдаем за таянием льда, замерзанием и кипением воды. Дети знакомятся с основными характеристиками движения: скорость, направление и т.д. Устраиваю соревнования детей в беге наперегонки, эстафете, выполнении заданий на скорость (одевание куклы). Наблюдаем за движением транспорта, обыгрываем увиденные на улице ситуации («Постовой», «Дорожное движение»).

    При развитии экологической культуры обращаю внимание на красоту и совершенство живых форм – растений, насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных и пр. (поделка из еловых шишек «Старичок-лесовичок», закрепление знаний о деревьях и кустарниках – тематический рисунок или аппликация «Осенний листопад», составление гербариев, сочинение рассказов и сказок о жизни животных и растений). Знакомлю детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняю, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы), знакомлю с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты. Учу бережному отношению к окружающей природе: не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, ухаживать за животными,  растениями (поливать, пересаживать, протирать листья, рыхлить землю), убирать мусор в лесу и пр.

    Как пример, можно привести дидактические игры «Найди, что опишу» (найти растение по описанию, поиски растений по отличительным признакам), «Живая природа» (подобрать подходящие карточки и присоединить так, чтобы они логически дополняли центральную карточку), а также творческие игры на составление сценок с использованием основного панно-фона «Джунгли», «Ферма». Дети играют самостоятельно во второй половине дня, используя полученные на занятиях знания.

    Развивая представления о человеке в истории и культуре, даю сведения об образе жизни в древности («дома, машины были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины» и пр.). Знакомлю детей со сказками, мифами и легендами народов мира (сказки и былины, известные сюжеты библии - «Садко», «Добрыня и змей», нанайская сказка «Айога»,  «Вавилонская башня», «Царь Соломон»  и пр.).

            Формирую у детей навыки безопасного поведения, обучаю называть свое имя, адрес, номер телефона, как зовут родителей и пр., в случае, если ребенок потерялся; как вести себя в проблемных, опасных ситуациях (не разговаривать с чужими, не открывать дверь незнакомым людям и т.д.). Знакомлю с правилами дорожного движения.

    Дети изучают в беседе правила безопасности.

    Ставлю перед детьми проблемную ситуацию, обыгрываем ее. Решаем, что нужно делать, чтобы этого не произошло. Например, что может случиться, если использовать стул не по назначению? Опасно ли быть неряхой (не завязал шнурок, пролил чай и не вытер пол)? Как правильно вести себя с домашними животными? Правила безопасности на дороге и т.д. Каждую ситуацию обыгрываем с детьми в виде мини-спектаклей и решаем, как исправить ее, не допустить.

            Учу уважать чувство собственного достоинства и личные права другого человека (не обижать, не унижать другого), в том числе используя игры и проблемные ситуации – не отнимать игрушки, а вежливо просить, принимать в игру и т.д. Способствую усвоению общественных норм и правил поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками (организовываю специальные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации – «Магазин», «Больница», поведение в транспорте – «Пассажир», помощь маме по дому и т.п.).

            Способствую развитию чувства ответственности (за другого человека, живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.), в том числе и с помощью таких игр как «Дочки-матери», «Зоопарк» и пр. При проведении игр стараюсь описать основные правила игры, чтобы в дальнейшем дети могли играть самостоятельно. Даю возможность детям самостоятельно распределить роли между собой и придерживаться их в течение всей игры, а самой участвовать в роли наблюдателя. При возникновении конфликтных, спорных ситуаций выступаю в роли арбитра, чтобы вместе с детьми прийти к соглашению.

            При развитии конструктивной деятельности учу различать геометрические (куб, цилиндр, конус и пр.) и архитектурные (арка, колонны и пр.) формы объемных деталей. Использую открытки, иллюстрации, фотографии, как пример для дальнейшей работы со строительным конструктором больших и малых форм («мост»). При постройке моста обращаю внимание на то, как они устроены, на чем держится мост, что они очень прочные, т.к. должны выдерживать большую тяжесть. С одной и с другой стороны у мостов имеются спуски для машин или лесенки для пешеходов.

    Большое внимание уделяю умению работать коллективно. Учу сооружать не только комплексные постройки (когда каждый ребенок сооружает свой объект в соответствии с определенным сюжетом), но и коллективные (когда одну постройку выполняют несколько детей). На занятиях использую в основном словесные задания (конструирование по теме), рисунки, фотографии, чертежи.

    После завершения «строительства» побуждаю детей использовать постройки в сюжетных играх, при этом в ходе обыгрывания дети совершенствуют свои постройки (постройка корабля и игра «Моряки», конструирование мебели  и игра «В гостях»).

    Примеры игр:

    - для самостоятельных игр - крупная мозаика с рисунками-примерами. После выполнения задания я проверяю, как дети справились, и если есть ошибки – помогаю исправить.

    - «Геометрическая мозаика» - на закрепление цвета, формы, пространственного расположения и т.п.

    При развитии элементарных математических представлений в соответствии с возрастными возможностями детей создаю условия для развития умственных действий: выделение и сравнение признаков различных предметов и явлений, классификации. Предлагаю подобрать предметы по форме, цвету или величине, разложить в порядке возрастания-убывания, выделить из набора картинок мебель, одежду, растения (дидактическая игра «Подбери по форме», игра «Конструктор» - составить изображение из геометрических фигур на ковролине в соответствии с текстом:

    Взял треугольник и квадрат,

    Из них построил домик

    И этому я очень рад:

    Теперь живет там гномик.

    Мы поставим два квадрата,

    А потом огромный круг.

    А потом еще три круга,

    Треугольный колпачок.

    Вот и вышел развеселый чудачек.) и т.п.

            Развиваю представление о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты, веса, объема (учу сравнивать предметы с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу). Развиваю понимание независимости числа предметов от их признаков: цвета, формы, размера, пространственного расположения и пр. («десять яблок и десять мячей – чего больше?» и т.п.).

    Учу счету (прямому, обратному, «двойками», «тройками»):

    Ежик по лесу шел,

    На обед грибы нашел:

    Два – под березой,

    Один – у осины.

    Сколько их будет в плетеной корзине?

    Учу понимать, что такое «спереди-сзади», «слева-справа», «верх-низ», «над-под», «за…», «рядом…» и пр., передвигаться в заданном направлении, пользоваться планами, находить дорогу по словесному описанию (дидактическая игра «Найти, что загадал», игра «Что изменилось» и т.п.).

    Знакомлю детей с временными интервалами (временем суток, значением слов «вчера», «сегодня», «завтра», днями недели), развиваю умение использовать их в сюжетно-ролевых играх. Например, в углах комнаты ставятся стульчики, на которых закреплены знаки-символы (синий круг – означает «вчера», желтый «сегодня», красный – «завтра»). Воспитатель задает вопрос, дети, не отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу, дополняют предложения словами, подходящими по смыслу: «Сильный мороз не сегодня и не завтра, а был … (вчера)», «Мы играем в саду не завтра и не вчера, а … (сегодня)», и т.п.

    Как пример, можно привести дидактическую игру «Куда пойдешь, что найдешь»:

    Направо пойдешь – мишку найдешь,

    Налево пойдешь – куклу найдешь,

    Вперед пойдешь – корзину найдешь,

    Назад пойдешь – флажок найдешь.

    Ребенок выбирает направление, называет его. Когда игрушка найдена, говорит, где ее нашел. Воспитатель играет вместе с детьми, а затем дети играют самостоятельно. Ведущий выбирается с помощью считалочки.

    При развитии ребенка в музыкальной деятельности способствую овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, погремушки и пр.).

    Знакомлю с произведениями классической музыки, организовываю прослушивание музыкальных произведений.

    Включаю музыку в различные виды деятельности (при проведении зарядки, на занятиях изобразительной деятельности).

    При развитии ребенка в театрализованной деятельности поощряю исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, таких как «Зимовье зверей», «Три медведя», «Красная шапочка» и т.п.).

    Развиваю в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении (в том числе предоставляю главные роли застенчивым детям, включаю в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечиваю активное участие каждого ребенка в спектаклях и других выступлениях и пр.).

    Игры для застенчивых, изолированных детей: Даю роль ведущего в игре «Я – хороший» (дидактическая игра хорошие – плохие поступки).

    Побуждаю детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и эмоций (при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний).

    Учу детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей (радость, горе, удивление) и передавать их (предлагаю детям, используя кукольный персонаж, определить его состояние – ребенок произносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадывают характер и настроение персонажей).

    При развитии ребенка в изобразительной деятельности стремлюсь побудить интерес к занятиям (используя игровые приемы, вводя задание в сказочные сюжеты, используя сказочные персонажи, и пр.). Корректирую содержание занятий в соответствии с возможностями детей.

    Поощряю детей лепить по образцам игрушки, бытовые предметы, а в свободное от занятий время - самостоятельно лепить, складывать из бумаги (оригами) героев и использовать в ролевых играх.

    При речевом развитии ребенка побуждаю детей обращаться с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечаю на вопросы, внимательно выслушиваю его фантазии, побуждаю к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного материала).

    Побуждаю детей к речевому общению между собой, привлекаю внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться – игры «Магазин», «Угощение куклы» (активизация словаря), «Чего не стало?», «Что изменилось?» (грамматическая правильность речи).

    Знакомлю детей со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но разное значение (омонимами). Поощряю детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и т.п.).

    При развитии игровой деятельности создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читаем книги, прослушиваем пластинки, обсуждаем события жизни детей, дети рассказывают о себе и других людях, посещение музеев, театров и т.д.).

    Предлагаю детям играть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждаю детей к принятию роли, договариваемся о правилах игры.

    В качестве участника игры предлагаю детям образцы различных игровых действий, произношу считалочку для установления очередности или выбора водящего, например:

    За стеклянными дверями

    Стоит мишка с пирожками

    Здравствуй мишенька, дружок

    Сколько стоит пирожок?

    Пирожок-то стоит три.

    А водить-то будешь ты.

    Создаю условия для развития общения между детьми в игре, организовываю совместные игры (предлагаю игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми, объединяю отдельно играющие группы общим сюжетом и т.д.).

    Например, подвижная игра «Воробьи и вороны». Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны». Та команда, которую называет ведущий, - ловит, а другая убегает в домики.

    Развиваю умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.). Предоставляю возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнера, игрушек). Поощряю детей к импровизации в игре, придумыванию сюжетов, введению оригинальных персонажей в традиционные игры.

    Предлагаю использовать в игре предметы-заместители (для игры в «Магазин» в качестве денег или ценников использую карточки с цифрами из математической игры «1,2,3, Сосчитай», или дети самостоятельно изготавливают их на бумаге), помогаю подбирать и расширять их набор.

    Внимательно наблюдаю за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости. Организовываю игры с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей, и повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п.). Особое внимание обращаю на «изолированных» детей (оказываю поддержку в игре, выдвигаю их на центральные роли).

    Организовываю игры отдельно для мальчиков и девочек. Предлагаю роли мамы, хозяйки, парикмахера и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями – пожарный, строитель, спасатель – для мальчиков).

    В организации физкультурных занятий и подвижных играх реализую индивидуальный подход к детям, формирую подгруппы детей на основании состояния их здоровья и темпов их физического развития.

    Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к спортивным играм – игра-аттракцион «Кто больше» (по условному сигналу, с завязанными глазами, собирать с пола предметы и укладывать в свою корзину), «Удочка», «Лишний». Использую знания об индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекаю малоподвижных детей и т.п.).

    Заключение.

    Руководя игрой детей старшего возраста, надо учитывать их новые возможности: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Поэтому при отборе игр основное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий.

     Любая игра не терпит скуки, принуждения, и здесь все зависит от воспитателя, его умения создать у детей игровое настроение, радоваться и огорчаться вместе с ними.


    Используемая литература.

    1. Приказ №448 от 22.08.1996 г.
    2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой. М., 2006 г.
    3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой. М., 2006 г.
    4. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. Э.Г. Чурилова. М., 2003 г.
    5. Конструирование. З.В. Лиштван. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981 г.
    6. Математика от трех до шести. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Санкт-Петербург, 1995 г.
    7. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Ф.А. Сохина. М., 1979 г.
    8. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. Ярославль, 1996 г.
    9. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под редакцией М.В. Залужской. М., 1975 г.
    10. Осторожные сказки. Т.А. Шорыгина, 2005 г.
    11. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Е.И. Удальцова. Минск, 1976 г.


    Открытое занятие, проведенное внутри учреждения ГДОУ №250 воспитателей Зарубиной Евгенией Васильевной с группой детей 6-7 лет.

    06 февраля 2007 г.

    Комплексное занятие по изобразительной деятельности. Изготовление подарочной открытки к 8 марта

    Цели и задачи:

    1. Закрепить умения использовать в работе различные способы аппликации, умение использовать в работе для оформления технику оригами, т.е. складывание из 2х квадратов разного размера цифры 8.
    2. Развивать желание, учить изготовлению подарочной открытки, умению аккуратно и красиво наклеивать на основу, располагая в центре.
    3. Воспитывать чувство любви и уважения к маме

    Материал (на каждого ребенка):

    ½ листа картона, клей, кисточки, цветная бумага, 2 квадрата разного цвета 9х9 см и 7х7 см, 2 квадрата 2.5х2.5 см и 2х2 см.

    Предварительная работа. Рассматривание плакатов, иллюстраций с садовыми и полевыми цветами.

    Ход занятия:

    I часть.

    Воспитатель: Пришла весна. Наступил месяц Март. (Скоро станет тепло, начнет греть весеннее солнце). И скоро к нам придет первый весенний праздник. А какой это весенний праздник?

    Дети: 8 марта.

    Воспитатель: Правильно. Первый весенний праздник – женский день 8 марта. Праздник наших мам и бабушек, сестер.

    Воспитатель: Кто расскажет стихотворение о маме (бабушке)?

    Дети: (рассказывают стихотворение).

    I I часть.

    Воспитатель: А Вы приготовили для них подарок?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: я предлагаю изготовить для наших мам и бабушек праздничную открытку. Вот, посмотрите, какие бывают подарочные открытки (показывает).

    Давайте мы сегодня вместе сделаем вашим мамам и бабушкам подарок. Я приготовила вам заготовки.

    Мы сделаем подарок своими руками.

    Показ (образец воспитателя).

    I I I часть.

    У вас на столе лежит картон и цветная бумага. Сперва мы возьмем картон и сложим его пополам, уголок к уголку, цветной стороной наружу. Затем сложим также цветную бумагу.

    Затем намазываем края цветной бумаги и приклеиваем ровно на внутреннюю сторону открытки.

    Теперь берем большой квадрат цветной бумаги, складываем его пополам белой стороной внутрь. Заглаживаем линию сгиба. Открываем его. Теперь складываем его в противоположную сторону. Заглаживаем линию сгиба, открываем – у нас получился квадрат, разделенный линиями сгиба на четыре части.

    Складываем все углы квадрата ровно к центру.

    Переворачиваем его цветной стороной вниз и еще раз складываем все углы к центру – у нас получился маленький квадрат, деленный на треугольники.

    Теперь мы отгибаем углы у треугольников, от центра в обратную сторону к краям квадрата. Сгибаем углы квадрата назад.

    У нас получился круг с лепесточками.

    Второй квадрат, поменьше, складываем также. А самые маленькие квадраты кладем в центр наших кружков под лепестки.

    И будем приклеивать на лицевую сторону открытки: сначала - большой квадрат, а над ним маленький. И у нас получилось что?

    Дети: Цифра 8.

    Воспитатель: Правильно. Ведь праздник мам и бабушек отмечают 8 марта. Но чего-то нашим открыткам не хватает. Что дарят всем мамам?

    Дети: Цветы.

    Воспитатель: Давайте и мы подарим им цветы. И эти цветы мы нарисуем внутри открытки.

    Посмотрите, как я оформляю внутреннюю часть открытки, - ведь цветы ставят в вазу.

    Давайте сделаем сначала вазу, а потом в вазу поставим веточку мимозы.

    Сначала мы берем коричневый прямоугольник цветной бумаги и складываем вертикально пополам цветной стороной внутрь. Рисуем контур половины вазы, вырезаем по контуру. Открываем, и получилась целая ваза.

    Ваза может быть любой формы: узкая или расширяющаяся к низу.

    Теперь равномерно намазываем клеем белую сторону вазы и приклеиваем на внутреннюю сторону открытки с правой стороны, располагая в нижней части листа.

    Теперь в нее можно поставить веточку мимозы. Для этого мы берем гуашь зеленого цвета и рисуем от горлышка вазы вверх три стебля цветка с листьями.

    Затем смываем краску, берем желтый цвет и с помощью тычков, примакивания одеваем веточку в золотистые шарики и получается целая гроздь.

    Посмотрите, какие замечательные весенние цветы получились. Мамам очень понравится.

    Какой замечательный получился подарок, а главное – сделан своими руками.

    После окончания работы дети показывают и оценивают работы друг друга.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

    Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.С.А.Глебова        ...

    Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.

    Творческий отчёт по самообразованию на тему  «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...

    Создание активизирующей среды как условие раскрытия способностей каждого ребенка при реализации задач поисково-исследовательской деятельности.

    В данной статье раскрываются характеристики оформления интерьера, развивающих зон, наличие игровой  атрибутики. Изменения, проискодящие в системе народного образования в связи с учетом требований...

    Совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста с целью раскрытия творческого потенциала ребенка «В гостях у сказки»

    Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:Образовательные:Способствовать  использованию как вербальных (темп,  сила голоса, интонационная вы...

    Раскрытие творческого потенциала ребенка через организацию кружковой работы по театрализованной деятельности

    Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, ...

    Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

    Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...