Артикуляция
план-конспект занятия на тему

Подгорная Елена Валентиновна

Тема занятия: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».

Цель занятия: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи занятия:

Обучающие -   обеспечить формирование у воспитанников  знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

Развивающие –     создать условия  для развития у воспитанников дикционных навыков в разнообразных темпах;      

-   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

- умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

Воспитательные  - создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

-   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

-  стимулирования творческого поиска воспитанников в создании интерпретации произведений.  

Методы работы: 

по источнику знаний:

  • наглядные  –  наглядно - иллюстративный, слайд-шоу;
  • словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • практические  –  упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики: фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Оборудование: фортепиано,  ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

   

Ход  занятия.

 Приветствие, объявление темы.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия: «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением». Сегодня мы будем работать над улучшением дикции и качества звука.

Дыхательная гимнастика

- Ребята, скажите, какую роль играют дыхательные упражнения для вокалистов? (Дети отвечают). Давайте выполняются элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой   (Приложение  1).          

Артикуляционные упражнения

 - Приступим к разминке артикуляционного аппарата. Используем упражнения: интонационно - фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов). (Приложение  2)

Вокальные упражнения

- Далее я предлагаю выполнить упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. (Приложение  3)    

Основная часть. Работа над исполнением произведений

- Теперь ваши голосовые аппараты полностью готовы к работе. Давайте приступим к исполнению песни «Россия»   (Автор текста : Денисов Н., Композитор (музыка): Клевицкий А.)

  Нам необходимо добиться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкости звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

  Отрабатывая различные вокальные навыки, обратим особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата. Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию.

    Используя образное мышление, воображение, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков.

Заключительная часть

- На этом наше занятие подошло к концу. Мы справились со всеми поставленными целями и задачами. Давайте поаплодируем друг другу. Занятие окончено. Всего доброго!

Приложение 1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  • улучшают дренажную функцию бронхов,
  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  • улучшают нервно - психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на занятии, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 8 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

  • Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
  • "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите  4-8 раз.
  • Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
  • Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
  • Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
  • После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
  • Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

                                 Приложение 3.

Скороговорки и вокальные упражнения.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] - это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.
  • А также скороговорка в форме стихотворения:
  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] - это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили - рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

Вокальные упражнения.

1.Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

 2. М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.

 

3. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

ЛИТЕРАТУРА

  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
  • Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008:       http://strelnikova.ru
  • М. Егоричева Упражнения для развития вокальной техники». – К: «Музычна Украйна», 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ...

Практическое мероприятие для родителей по развитию речи "Моторика, Артикуляция, Дыхание"

Семинар – практикум для родителей средней группы № 5 «Ягодки» по развитию речи у детей от 4 до 5 лет. Подготовила и провела Савина Е.А....

Методическое пособие «Артикуляция гимнастикасы» («Артикуляционная гимнастика»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединени...

Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих  дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...

таблицы по артикуляции звуков

Правильная артикуляция звуков, характеристика звуков...