"Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста"
статья по теме

Гнездило Юлия Викторовна

В марте 2010 года на базе нашего детского сада (МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 139" Волжского района города Саратова) прошел семинар для старших воспитателей и воспитателей ДОУ "Социализация детей дошкольного возраста". На семинаре  я представила доклад

"Актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста"

Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников.  Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет, невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает.  Чаще всего в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) грань между добром и злом стирается, искажается представление об нравственных эталонах, общепринятых нормах взаимоотношений. 

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…

Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

Не вызывает сомнения положение о том, что процесс  социализации детей, начинается не в школе и даже не в  дошкольном учреждении, а в семье, с первых месяцев жизни ребенка. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью, ее функции. Сила и стойкость семейных отношений связана с тем, что они постоянны и длительны, повторяются в самых разнообразных жизненных ситуациях. Отношения ребенка с родителями являются первоосновой, фундаментом отношений личности к миру в целом.

Проблема приобщения дошкольников к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

                В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·                     развитие игровой деятельности детей;

·                      приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

·                    формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Как сделать так, чтобы в этом сложном постоянно меняющемся мире не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Что нужно предпринять, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным? Какие же приёмы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка?  Разумеется,  стимулирующие проявление любоз­нательности, творческих возможностей, эмоциональной активности, способствующие коррекции и уточнению детских представлений. Свою работу следует строить, опираясь на развивающий принцип обучения, используя различные виды занятий, уделяя большое внимание созданию предметной развивающей среды.

Следует помнить, что главное место в процессе социализации  дошкольников занимает игровая деятельность. Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению дошкольники знакомятся с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для их собственного поведения. Игра является отражением социальной жизни. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.  Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей.

К сожалению, из результатов анкетирования, мы часто видим, что родители, не имеют представления о ценности игры,  в силу каких-либо причин они редко играют с детьми.  Главной задачей мамы и папы видят необходимость как можно раньше детей научить считать, читать и писать.

 Ошибки и просчеты родителей, отсутствие грамотной квалифицированной психолого-педагогической помощи им со стороны педагогов ДОУ в данном вопросе могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении, в трудностях адаптации. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести  к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только  грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.

Ведь единая цель педагогов детского сада и родителей – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ull;Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации).•Задачи:•- усвоение детьми норм и ц...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема социализации дошкольников является одной из наиболее актуальных в спектре вопросов, касающихся изучения и реализации процессов формирования и развития личности ребенка на современном этапе ра...