«Вот какая русская матрешка!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения. Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушек больше миллиона в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас не перечесть.
Но изо всех, быть может, только лишь одна
Для дружбы всех людей на свете рождена.
Сто лет Матрешке, но не старится она
Как красна девица - умна, скромна, стройна.
От многих бед ее сто лет хранит секрет:
Дуэт живет в Матрешке, трио и квартет!
Л. Печникова
Пояснительная записка
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, является в настоящее время особенно актуальной.
Ребенка уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции русского народа. Входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают его
насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку
была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что
удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная
игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и
русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая
посланница дружбы и любви. Она душа России.
Исходя из вышеизложенного и для решения вышеизложенных проблем было
разработано занятие «Русская матрешка», в котором задачи
предусматривают всестороннее знакомство с народной игрушкой – матрешкой
посредством различных образовательных функций.
Проблемные вопросы, на решение которых направлено занятие:
Почему русская матрешка является символом России?
Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Как появилась матрешка?
У детей обогатится кругозор, и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.
Замысел занятия предполагает включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Интегрируемые образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (Показ иллюстраций с разными изображениями матрешки, музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент»), наглядно-практический метод (разные виды семёновской, загорской, полхов - майданской росписи), словесный метод (рассказ о истории появления в России матрешки), прием эмоциональной заинтересованности (помочь матрешки найти друзей), игровые приемы, прием творческой активности (песни, танцы).
Занятие проводится с группой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начинается с организационного момента, где активизируется внимание детей: предложение отправиться в гости к матрешки. Дети вспоминают виды транспорта, выбирают, на каком бы они хотели отправиться в путешествие, вспоминают правила поведения в транспорте. Воспитатель подводит детей к тому, что в путешествие они отправляются на ковре-самолёте (дети самостоятельно выкладывают ковер из частей).
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (Матрешка потеряла своих подружек, нужно их найти). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, собирают карточки, рисуют, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей (просмотр отрывка мультфильма, использование проектора).
В процессе образовательной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата, творчески раскрылся. Совершенствоваются умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста «Вот какая русская матрешка!»
Цель: Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения. Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Задачи:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы семёновской, загорской, полхов - майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих росписей.
2. Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
3. Способствовать развитию певческих навыков. Развивать чувство ритма в музицировании. Совершенствовать тембровый слух.
4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Входит Петрушка .
ПЕТРУШКА: Ребята, вам пришла посылка.
Воспитатель: Спасибо, петрушка .
Очень интересно! Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть (распечатывает посылку, достает матрешку)
Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна?
Дети: Она потерялась, отстала от своих подружек, заблудилась.
Воспитатель: Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек?
В зал заходит музыкальный руководитель
Муз. рук.: (пропевает приветствие «Здравствуйте, ребята!!!»)
Дети (поют): «здравствуйте»
Муз. рук.: Не пойму, почему вы такие грустные? Что-то случилось?
Воспитатель: Да, к нам пришла посылка с матрешкой, а ее подружки где-то потерялись. Может вы поможете нам их найти?
Муз. рук.: Да, у меня есть матрешки, они очень любят петь и танцевать, но уговор, чтобы их получить - надо выполнить задания.
Согласны? (ответ детей)
Первая матрешка предлагает вам распеться.
Давайте исполним «Песенку-чудесенку» А. Абелян
Дети распеваются
Муз. рук.: Молодцы, хорошо распевались. Получите матрёшку!
Вторая матрешка предлагает послушать и угадать, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой.
Предлагает послушать (бубен, маракас, уголок, трензеля, палочки…)
Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот вам и вторая матрёшка!
(Раздаёт детям палочки)
Муз. р.: А знаете, дети, почему я вам раздаю палочки?..
Да потому что третья матрёшка любит
«Русские наигрыши» и предлагает сыграть их на палочках.
(исполняется мелодия, дети подыгрывают)
Муз.р.: Вот вам и еще одна матрешка. Теперь им не будет скучно?
(ответ детей)
Воспитатель: Ну что, ребята, как думаете, матрешки собрались в хоровод? Я предлагаю поиграть с матрёшками.
Хороводная игра «Матрешка»
Ой, Матрешки, вы Матрешки -
Красные сапожки,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте,
Пляску начинайте
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Воспитатель: Прошу вас подойти ко мне.
(дети подходят к мольберту, на котором выставлены Матрёшки)
Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются:
- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)
- А эта Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
Дети переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи пластилинографии (пластилин, стеки, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, дощечки для работы), выбирают себе понравившуюся заготовку-шаблон, приступают к работе.
Во время работы звучит мелодия.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.
Дети: размещают свои поделки на стенде рядом с Матрёшкой с определённым видом росписи, называют своих Матрешек именами ( Глаша, Варвара, Матрона, Марфа, Пелагея, Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша).
Муз. рук.: Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера. А не хочется ли вам поплясать, себя друг другу показать.
Танец «Матрешек» (с использованием атрибутов – цветных платков)
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?
Что понравилось?
А трудности вы испытывали в чём-то?
Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрёшке найти сестричек?
Правильно!
Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!
Ребёнок:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
Список литературы:
1. А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва; Просвещение, 2006.
2. Н.В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников» Москва; ЦГК, 2004.
3. Народная культура и традиции: занятии с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вот они какие, русские матрешки
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (художественное творчество, познание)...
"Вот она, какая русская матрешка"
Конспект интегрированной образовательной деятельностиЦель: формирование у детей представления о народных промыслах. Задачи:Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в про...
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Вот какая русская матрешка!»
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения....
Конструкт НОД "Это русские матрешки - разноцветные матрешки"
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни (старшая группа) «Это русские матрешки – разноцветные одежки»...