« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»
статья на тему

Ильина Татьяна Михайловна

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

В настоящее время накоплен богатый научный и практический опыт работы с детьми по развитию речи.

Возможности речевого развития на занятиях, связанных с другими видами деятельности, на практике осложняются отсутствием методики.  Особое внимание по данному вопросу уделяет  к.п.н. Г. Урадовских. Она считает, что в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности.  

Освоение технических приёмов всех видов продуктивной деятельности является трудоёмким занятием, особенно для младших дошкольников. Совместное творчество педагога и детей, использование доступных малышам технических приёмов позволяет с первых дней обучения создавать в конструктивной и изобразительной деятельности многопредметные композиции, преобразовывать и усложнять их от занятия к занятию.

Развитию творческих способностей дошкольников способствуют также задания, направленные на преобразование многопредметных композиций. Например, дети в течение года изменяют пейзажную композицию в соответствии с сезонными явлениями природы и собственными представлениями о них. Коллективная работа над композицией способствует решению не только изобразительных задач, но и развитию речевой деятельности, произвольных и непроизвольных форм общения.

    Учитывая образность мышления младших дошкольников и их минимальный опыт во всех видах продуктивной деятельности, разработаны трафареты - контурные изображения посуды, одежды, объектов растительного мира, транспортных средств, зданий. Серии трафаретов помогают постепенно осваивать все этапы изображения (конструирования) различных объектов.

      Коллективная форма организации детской продуктивной деятельности предоставляет педагогу дополнительные возможности для решения речевых задач (обогащение пассивного и активного словарного запаса, освоение грамматического строя и фразовой речи), подбирая для занятий литературный материал (рассказы, стихи, песни, загадки) и составляя вопросы, формулировка которых помогает детям на них отвечать.

Работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы строится в определённой последовательности:

- от ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвёл с ним необходимое действие;

произнесение слова вместе с воспитателем (сопряжённая речь);

самостоятельный ответ словом;

составление предложений из двух-трёх слов;

использование в речи распространённых предложений из трёх-четырёх слов.

На определенном этапе работы наряду с сопряженной речью воспитатель вводит отраженную форму речи - повторение ребёнком (или всеми детьми хором) отдельных слов и фраз. Кроме того, в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения детей между собой и с педагогом, который использует каждое произнесённое ребёнком слово или вопрос как повод вступить с ним в диалог. В конце занятия воспитатель подводит итог, рассказывая о последовательности действий, выполненных детьми, и приглашает их к обсуждению результата работы.

Воспитателю необходимо для достижения наилучших результатов речевого развития на  предлагаемых занятиях осуществлять гибкое руководство, ориентируясь на каждого ребенка, поддерживать поиск детьми вариантов решения в практической деятельности, используя игровые приемы, создавать атмосферу радости общения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)...

Развитие речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой ...

Методическая разработка: "Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжеты знакомых сказок"

Развитие речи детей раннего возраста через изобразительную деятельность и сюжетызнакомых сказок...

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности "

Консультация "Развитие связной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности"....