Моя педагогическая философия «Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства».
материал (старшая группа)

…Нет ничего «выше и сильнее, и здоровее, и полезнее 

                               впредь для жизни, как хорошее воспоминание, 

                                вынесенное из детства, из родительского дома…»

                                                                                    Ф. М. Достоевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пед. философия16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

 «Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства».

                             …Нет ничего «выше и сильнее, и здоровее, и полезнее  

                               впредь для жизни, как хорошее воспоминание,  

                                вынесенное из детства, из родительского дома…»

                                                                                    Ф. М. Достоевский

       Вся жизнь человека – это постоянно меняющиеся отношения с окружающими его системами, теми, что требуют от него непрерывной, разнообразной деятельности. Из века в век повторяются, наполняясь новым содержанием в пространстве и времени детства, отношения ребенка с природой, социумом, самим собой. В одних ситуациях они выстраиваются с помощью взрослых, в других – ребенок активно и самостоятельно строит эти отношения в контакте со сверстниками, старшими и младшими по возрасту. Так с дошкольного возраста формируется его субъективная картина мира. На тернистом пути культурно-исторического развития ребенка, как известно, контактирует со многими взрослыми: родителями и родственниками, близкими и дальними, воспитателями и учителями, с другими взрослыми. Отношения с ними у него меняются по мере взросления, развития потребностей-способностей. В. И. Слободчиков, подчеркивая особую роль взрослого, в этой связи замечает: «Чтобы обеспечивать ребенку условия для здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек…

    Детству присущи стремление к потребности и способности обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины и потенциалы внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей».  Находясь «в событийной общности» со значимыми взрослыми – родными и близкими, ребенок реализует свои потребности в развитии физического, сенсорного, духовного, интеллектуального Я, в свободе и взрослении. Его отношения с родителями обусловлены прежде всего тем, что дают ощущение безопасности, удовлетворяют важную для развития потребность в любви. Однако наступает период – не только для детей, но и для взрослых, - требующий расширения границ отношений ребенка с объективным миром, удовлетворения его потребности в личностном и профессиональном росте.

   Вот тогда родители обращаются за социальной поддержкой в детский сад. Здесь перед ребенком открываются возможности опыта и взаимоотношений. В новой социальной системе он учится заботиться о себе, развивает свою автономность в коллективе. Поступление в детский сад, сама обстановка меняют взгляды на «другого». По мнению Ш. Зауш-Годрон, тот ребенок, который посещает детский сад, пребывает в точке схождения семейной и внесемейной, общественной систем. И с этой точкой «схождения» он может находиться в гармонии или противоречии. Вот почему, чтобы не быть связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться в дошкольные годы сочетать различные области социализации.

     Окружение ребенка – семья и другие системы социализации – играют для него различную роль, имеет разные представления, функции, планы. Чтобы дети не страдали, попадая в точку схождения семейной и внесемейной, общественной системы, чтобы как можно мягче открывалось перед ними социальное окно в мир, те взрослые, кто посвятил себя воспитанию подрастающего поколения, должны понимать значение того, что происходит в пространстве – времени дошкольного детства; уникальность своей роли – роли воспитателя. Только взаимодействие со значимым для ребенка взрослым позволит им своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждении возможных проблем «отцов и детей».

   Возникает вопрос: - Как достигнуть этого понимания? Исследования показали: один из путей понять мир детства, место и роль взрослого в развитии и становлении личности ребенка – воспоминания.

    В воспоминаниях о доме, о детстве сквозной нитью проходит нежность, заботливость, общительность, разумная строгость, готовность оказать поддержку, способность откликнуться на желания ребенка, проявить поддержку, способность откликнуться на желания ребенка, проявить сочувствие. Мама всегда предстает мягкой, открытой, а папа деловитым, строгим, готовым всегда прийти на помощь.

     Сказочный мир, так знакомый каждому, кто вспоминает себя пятилетнего. Мир со своим временем, со своими законами: так,  «если папа уехал и приедет только через пять дней, то достаточно оборвать листки календаря и показать маме: вот, сегодня папа должен приехать, ты же говорила – когда красная цифра будет… И в подтверждении правоты этих законов папа действительно приезжает – на пять дней раньше! Он объясняет малышу, что это совпадение, но чудо все равно остается чудом».

    Анализ воспоминаний о детском саде показал: позитивную оценку у детей получили праздники и развлечения, совместные игры, прогулки и экскурсии, занятия рисованием, лепкой, музыкой, работа на участке, в живом уголке.

     Настоящий переворот в душе малыша произойдет тогда, когда он почувствует, поймет: ему доверяют, его любят. Его хвалят! Ведь даже взрослые любят, когда их иногда хвалят.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми

педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до...

«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать е...

Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития ребёнка с ОВЗ (ЗПР) в период дошкольного детства

Развитие определяется природными задатками ребенка и социальными условиями воспитания и образования. Влияние социальной среды остается решающим, ее взаимодействие с генетическим фондом предпосылок, за...

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...