Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
проект на тему

Муравьёва Наталья Евгеньевна

  Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении  образовательного процесса. Изучив методическую литературу по данному вопросу, можно сделать вывод, что  интеграция  основного  и дополнительного образования  путём разработки и внесения во вторую часть основной общеобразовательной программы дополнительных программ позволит  строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.  Кружок является основной  формой  дополнительного образования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы кружок топтыжка29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Е.Муравьёва

МБДОУ «Добрянский детский сад №19»

Воспитатель

Роль кружка  «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

     В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению. Результаты   медицинских исследований  свидетельствуют,  что  40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет, поэтому этот возраст является одним из наиболее ответственных  периодов жизни человека в формировании физического и психического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

      Учитывая все эти факторы  в условиях введения  в действие Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, одной из главных и основных задач становится "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей" в процессе их воспитания и развития. Анализируя все направления воспитания и развития в современных дошкольных образовательных организациях,  мы отмечаем, что охрана жизни и укрепления здоровья  является  главной задачей физического воспитания дошкольников.  В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

      Необходимым  условием для решения задач охраны и укрепления здоровья дошкольников является создание безопасной образовательной среды; осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы; использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Следовательно, в  дошкольной образовательной организации  необходимо разработать систему  работы, охватывающую всех участников  образовательного  процесса и включающая поддерживающие мероприятия – профилактика и реабилитация здоровья, социально-педагогические мероприятия - система мер, направленная на объединение участников процесса.

      Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении  образовательного процесса.

   Изучив методическую литературу по данному вопросу, можно сделать вывод, что  интеграция  основного  и дополнительного образования  путём разработки и внесения во вторую часть основной общеобразовательной программы дополнительных программ позволит  строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.  Кружок является основной  формой  дополнительного образования в ДОУ.

 В педагогическом процессе в современной дошкольной образовательной  организации  значительное место занимает работа физкультурных кружков и секций. Они помогают правильно организовать работу по совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению объема двигательной активности, укреплению здоровья, а также  способствуют формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем полноценное физическое развитие.  

     Проанализировав процесс решения задач охраны и укрепления здоровья дошкольников в МБДОУ « Добрянский детский сад №19»  и результаты мониторинга  освоения образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»  в 2011 – 2012 уч. году  были выявлены  дети, результаты которых  вызывали  озабоченность педагогов. У этих детей имеются отклонения в состоянии здоровья, беден двигательный опыт (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений), они не проявляют интереса к новым физическим упражнениям, не замечают ошибок других детей и собственных, слабо контролируют способ выполнения упражнений. Особую озабоченность медиков и педагогов вызвало большое количество детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. При медицинском осмотре воспитанников МБДОУ « Добрянский детский сад №19»  в сентябре 2012 года    было   выявлено  62 ребёнка с нарушениями осанки и плоскостопием, что составляет 24 % от общего числа детей, посещающих детский сад.

   Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребёнка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.

          Так как в условиях модернизации образования и введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, было принято решение продумать и реализовать дополнительные формы и методы оздоровления этих детей. Изучив методическую литературу и нормативные документы по этому вопросу, было принято решение интегрировать  основное  и дополнительное образование путём разработки и внесения во вторую часть основной общеобразовательной программы МБДОУ «Добрянский детский сад № 19» программу кружка «Топтыжка», целью которого будет являться укрепление мышечного аппарата стоп  и  формирование правильной осанки. Программа разработана для работы с  детьми   5-7  лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как изменения, происходящие в физическом развитии именно в этом возрасте, позволяют широко развернуть работу по развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы 2 года.

Занятия в кружке  проводились  2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут), в урочной форме. Посещали кружок 20  детей , при медицинском осмотре у которых были выявлены нарушения осанки и плоскостопие. Основой для занятий взяты комплексы упражнений из опыта работы МДОУ № 25 Серебряное копытце» г.Талнаха. Занятия строятся и корректируются с учётом индивидуальных особенностей детей, занимающихся в кружке «Топтыжка».

    На  начальном этапе обучения (1,5-2 месяца) проводились беседы с использованием  ИКТ  на темы «Что такое здоровье?»,  тематические занятия «Осанка и её значение», « Наши здоровые ножки». Также  шло  обучение  правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений различных с  движениями руками, ногами и головой и упражнениям, направленным на самовытяжение.  Разучивались упражнения у вертикальной  плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки).

   Упражнения выполнялись  в медленном темпе, что  требует от детей удержания прямой спины. В это время создаётся зрительное восприятие правильной осанки и мысленное её представление.  Данные упражнения способствуют формированию и укреплению навыка правильной осанки. А в процессе самовытяжения происходит растягивание околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника. Учитывая ведущую вид деятельности, в занятия вводились подвижные игры, в ходе которых делался акцент на правильную осанку. Также в комплексы включались игровые упражнения по профилактике плоскостопия.  

    После усвоения детьми правильных исходных положений, точности выполнения упражнений, мы перешли на основной (тренировочный) этап обучения (3-3,5 месяца).  Он направлен на разучивание упражнений с предметами,  отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность  позвоночника. Использование различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках позволяло фиксировать  внимание детей на своих мышечных ощущениях. Для проведения занятий  использовали резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Большой интерес у детей вызывали  ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.

    В комплексы включались упражнения на укрепление мышц спины, брюшного пресса и свода стопы. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, после наиболее трудных статических упражнений давался  кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине. В вводной части занятия использовали следующие упражнения: пригибание спины с обручем или с  палкой в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны  назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках. Также проводилось  обучение  различным видам самомассажа. разучивание различных подвижных игр.

   На этом этапе нами было замечено, что большой мотивацией для правильного выполнения упражнений для детей стало проведение подвижных игр, что побудило нас разнообразить содержание занятий включением большего количества игр. Для этого мы внести элементы формирования или закрепления правильной осанки в знакомые уже игры для детей.  Например, «Пятнашки» - осаливать игрока нельзя, если он принял положение правильной осанки или у гимнастической стенки, или в парах «спиной к спине».

    На заключительном этапе обучения  (2-2,5 месяца) все комплексы были направленны на совершенствование навыка правильной осанки в усложнённых вариантах выполнений упражнений и построены на основе ранее разученных упражнений. Каждое занятие мы проводили под музыкальное сопровождение, для этого вёлся подбор музыкального репертуара с учётом возраста детей и их предпочтений.

    В заключении первого года обучения  медицинскими работниками детского сада провелась  диагностика детей, с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки), используя планетографический метод И.М. Чижина.

Анализируя результаты диагностик, мы видим, что занятия в кружке  «Топтыжка» позволила улучшить осанку у четырёх человек, состояние свода стопы у трёх.

        На втором году обучения дети, у которых выявилось улучшение в здоровье, были выделены в отдельную группу. Учитывая то, что детям были знакомы все упражнения, разучиваемые на первом году обучения, целью работы по формированию осанки и  профилактике плоскостопия стала  автоматизация  навыка правильной осанки и повышения интереса к занятиям.

С детьми поводились знакомые им уже комплексы упражнений, при этом акцент при выполнении ставился на самостоятельное  объяснение  мышечных  ощущений сопровождаемых при исполнении упражнения.   Особое внимание на этом этапе уделялось тренировке силовой выносливости мышц. Для этого дополнительно были подобраны упражнения для тренировки мышц брюшного пресса.  Правила подвижных игр усложнялись путём введения в них более сложных заданий.  

   Проведённый  анализ работы  с детьми, у которых не наблюдались  улучшения, выявил наличие некоторых причин этого явления. Во – первых, медицинский диагноз нарушения осанки носил более серьёзный характер и требовал применения лечебной физической культуры, что не возможно в наших условиях детского сада. Во – вторых посещение детьми занятий было не регулярным, что привело к некачественному освоению комплексов, разучиваемых в первый год обучения. Учитывая выявленные причины, было решено направить работу с этими детьми на более чёткое изучение упражнений и укрепление мышечной системы. Поэтому план работы  с этими детьми не предполагал изменений и соответствовал первому году обучения.

   В конце второго года обучения медицинскими работниками с целью выявления плоскостопия и нарушений  осанки, провелась  диагностика детей занимающихся в кружке «Топтыжка». По данным медицинского осмотра видно, что благодаря коррекционно-профилактическим занятиям наблюдается   повышение  показателей здоровья ещё у четверых   детей.

    Это говорит о том, что реализация программы кружка «Здоровей-ка» на базе   МДОУ «Добрянский детский сад № 19» имеет положительные результаты. Надо отметить, что большую роль в этом играла, предметно – развивающая среда, созданная в спортивном зале. В детском саду имеется большой  набор  нетрадиционного оборудования для профилактики и проведения корригирующих упражнений.

Работа в этом направлении на этом не заканчивается. Мы ставим себе в задачу  рассмотрение возможности начала занятий в кружке со среднего дошкольного возраста;  добавление в программу раздела  «Здоровый  образ жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении....

Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"

Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении...

Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении...

Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении...

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей о предстоящей работе, и совместными усилиями педагог и родитель, открыть реб...