МАСТЕР-КЛАСС Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
методическая разработка (подготовительная группа)

Папилова Надежда Николаевна

Мастер - класс для педагогов ДОУ с участием детей 6 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_dou.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС 

 «Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ».

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: Продолжать знакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья с целью повышения их профессиональной компетентности.

Развивать творческий потенциал педагогов.

Ход:

Педагог:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? (нет или да)

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь не откажетесь мне?  (Нет)

И последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста».

А для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). 

На нашей площадке лежат воздушные шары, на столе лежат фломастеры и планшеты с бумагой. Прошу взять по шарику и планшету (педагоги берут и садятся на свои места).

Представьте, что ваш воздушный шар сейчас полетит над землей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо, птицы поют. А теперь внимание! Напишите на листе бумаги 9 важных ценностей для Вас, которые Вы бы взяли с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь, настроение, любопытство, ответственность, искренность) (педагоги пишут и прикрепляют листы со словами к своему шарику). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. И наш шар полетел, полетел и вернул нас на то место, от которого мы отправились в путешествие (педагоги сели на свои места). Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает на бильярде их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.). 

И потому, как у нас на первом месте получается здоровье, прошу послушать притчу о здоровье человека.

Притча.

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Что же такое здоровье, уважаемые коллеги?

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)

Как вы знаете, пришло время технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии носят название «здоровьесберегающие».

В настоящее время в деятельности ДОУ подобраны и успешно внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Это какие, кто мне скажет? (технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни образовательных технологий, коррекционно-профилактические технологии).

А сейчас упражнение «Мозговой штурм».

Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?

1.Подвижные и спортивные игры

2.Физкультурные минутки

3.Пальчиковая гимнастика

4.Дыхательная гимнастика

5.Гимнастика для глаз

5.Самомассаж

6.Точечный самомассаж                            

7.Закаливание (упражнения после дневного сна)

8.Динамические паузы.

Мы сегодня рассмотрим некоторые из них, которые я практикую в работе с детьми старшего дошкольного возраста по сохранению и стимулированию здоровья.

1. Массаж ладоней шестигранным карандашом (показ с детьми).

Во время занятий с детьми хорошо организовывать нетрадиционный массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Грани карандаша активизируют нервные окончания и снимают напряжение. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

И начнём мы показ с участием детей.

Упражнение «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение «Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

Упражнение «Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами. Детям спасибо за участие в открытом мероприятии.

Упражнение «Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

2. Гимнастика для глаз и шеи. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и осанка, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для снятия напряжения глаз, шеи и мышц плечевого пояса.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена!

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

А расслаблена».

3.Дыхательная гимнастика. 

Педагог: Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата.  У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети имитируют через дыхание различные явления, действия, например, ураган, лёгкий ветерок, работу пылесоса, велосипедного насоса, надувание

шариков.

Дыхательную гимнастику можно сочетать со звуковой гимнастикой.

– энергично произносить звуки «п-б», «п-б», «п-б» (для укрепления мышц губ), «т-д», «т-д», «т-д» (для укрепления мышц языка), «к-г», «к-г», «к-г» (для укрепления мышц полости глотки).

– слитно произносить с постепенным ускорением звуки «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к» (для укрепления мышц языка и полости гортани).

Я предлагаю упражнение, который можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста:

«Каша кипит» (жук жужжит, змея шипит и т.д.)

Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». С детьми проводится 3 – 4 раза.

4.Пальчиковая гимнастика 

Педагог: проводится с группой детей ежедневно, два раза в день перед завтраком и обедом. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы.

Упражнение «Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный, грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

5. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Так, в играх с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. При этом ребёнок не замечает, что он работает с собственным телом, он увлечён игрой. Он подобен скульптору, который создаёт скульптуру по законам красоты. Массажируя определённые участки тела, ребёнок пребывает в полной уверенности, что творит нечто новое и прекрасное. В игре исподволь у него развивается внимательное, бережное отношение к своему телу.

Самомассаж проводится в игровой форме в виде динамической паузы на занятиях.

«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшего возраста. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку, прижав к своей груди вырезанное сердечко).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца, сказав несколько слов о том, что сегодня вам особенно понравилось и запомнилось.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и тёплые слова.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и ваши воспитанники! Спасибо за внимание!

Литература:

1.   Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008.

2.  Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.

3.   Карепова Т.Г.  Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.

4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.

5.  Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.

6.   Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.

7.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

 8.  Егоров Б. Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» /Б. Б. Егоров; художник С. А. Виноградова. – Москва; Самара: ООО «Научно-технический центр», 2020. – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"

Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении...

План мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повыш...

Системы закаливания в работе по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста

Цель: Теоретическое обоснование проблемы  сохранения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и разработка условий эффективного педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровь...

Презентация мастер-класса «Дыхательная гимнастика как средство профилактики и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами - несомненно. Это очень простой и вместе с тем эффективный способ сохранения и укрепления здоровья детей, который не требует...

«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Родительское собрание в младшей группе. Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста

Родительское собрание в младшей группе. тема: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...