Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.
учебно-методический материал на тему

Терентьева Вероника Валентиновна

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статистические обследования, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к непосредственно – образовательной деятельности (НОД)....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.

Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание. Технологические аспекты педагогического проектирования.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статистические обследования, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к непосредственно – образовательной деятельности (НОД)

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

В нашем детском саду мы внедрили в практику технологию - метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В результате чего изменилось отношение детей и родителей к образованию в ДОУ с 45 % до 68%:

- повысилась детская самостоятельность, активность, любознательность;

- у детей более развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;

- дети становятся увереннее в своих силах;

- ребенок успешнее адаптируется к изменившейся ситуации школьного обучения;

- вовлечение родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Мы считаем, что этим заниматься нужно, важно, и отвечает современным требованиям к образованию дошкольников.

Что же означает слово «Проект»?

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ.

Проекты классифицируются:

1. По количеству:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые,

- фронтальные.

2. По содержанию:

Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.

3. По продолжительности:

- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий) ;

- среднесрочные (от 1 месяца) ;

- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

4. По доминирующему виду проектной деятельности:

В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, мы постарались выбрать наиболее популярные.

Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.) .

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап.

Определение темы проекта.

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап.

Подготовительный этап.

На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап.

Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап.

Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

Тема.

Цель (и).

Задачи.

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта, возраст дошкольников.

Предварительная работа.

Работа с дошкольниками.

Работа с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды.

Систематизация материалов, подведение итогов.

Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Для педагогов преимуществом проектного метода является:

- повышением качества образовательного процесса;

- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- развитием критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Похожие записи:

Реализация проектной деятельности в ДОУ
Методические рекомендации по использованию технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР средствами творческой игры, проектной деятельности.

Опыт применения творческой игры и пректной деятельности в работе с детьми с ОНР....

проектная деятельность с детьми - одно из средств реализации принципа интеграции и комплексно-тематического подхода

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРAЦИИ И КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДАДошкольный возрaст является периодом интенсивного рaзвития познaвaтельног...

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность».

Семинар-практикум «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ. Проектная деятельность»....

Современные подходы к содержанию развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в МДОУ (Из опыта работы)

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из при...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Проектная деятельность – перспективный метод современной дошкольной педагогики

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной и интересной для дошкольников проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соот...

«Современные подходы к содержанию работы с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая деятельность по организации пребывания воспитанников в дошкольном учреждении требует обращения педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать детей так,  чтобы ...