«Современные подходы к содержанию работы с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Жданова Галина Алексеевна

Педагогическая деятельность по организации пребывания воспитанников в дошкольном учреждении требует обращения педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать детей так,  чтобы они об этом даже не догадывались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhdanova_g.a._konsultatsiya_sovremennye_podhody.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к содержанию работы с детьми

дошкольного возраста»

                                           Жданова Г.А.

ст. воспитатель МАДОУ д/с №2

Педагогическая деятельность по организации пребывания воспитанников в дошкольном учреждении требует обращения педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать детей так,  чтобы они об этом даже не догадывались.

Изменилось время, общество стало другим, современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И это нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс в ДОУ. Особенности современных детей описаны Н.А.Горловой на основе данных исследований, проведенных ЮНЕСКО:

- комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями);

- высокий  уровень интеллекта;

- традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития»: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет;

- дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации;

- объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной - выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени;

- не испытывают стресса при контакте с техникой, при пользовании компьютером, мобильным телефоном.

У современных детей преобладает «Рефлекс свободы»: система отношений доминирует над системой знаний. Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то современные дети сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо учитывать индивидуальные особенности, уникальности личного социального опыта и выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Об этом говорится и в ФГОС ДО, который нацеливает на индивидуализацию дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

I. Общие положения

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.4. Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

   2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

На современном этапе развития образования индивидуализация признаётся одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Технологию индивидуализации не следует воспринимать как «технологию обучения», речь идёт о педагогической технологии, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребёнка.

Технологическая цепочка основывается:

  • На выявлении субъектного опыта ребёнка. Каждый ребенок является носителем уникального, неповторимого субъектного опыта, и педагогу, прежде всего, необходимо выявить содержание этого опыта. Выявление субъектного опыта требует диалога, в основе которого - понимание, принятие, сотрудничество, поддержка. Это помогает ребёнку увидеть личностный смысл в действиях и взаимоотношениях, что, по сути, и является для ребёнка-дошкольника образованием.
  • На предоставлении права выбора в условиях разнообразия возможностей. Подразумевается создание таких условий (предметно- развивающей среды и эмоционального фона), которые бы стимулировали инициативу и активность, способствовали появлению личностных смыслов через осознание возможностей и последствий собственного выбора, своего образа мира, способствовали выстраиванию собственной системы ценностей, не противоречащей общекультурным традициям и ценностям.
  • На самостоятельности детей и педагогов. Самостоятельность - один из главных аспектов развития способностей. Самостоятельность - основание для сотрудничества и сотворчества, в котором содержание образования развертывается в контексте деятельности участников. Становление ребёнка невозможно без непрерывного становления взрослого, находящегося с этим ребёнком рядом. Только тот педагог, который имеет возможность развивать свою педагогическую индивидуальность, способен работать с индивидуальностью ребёнка, естественно учитывая все ограничения, связанные с ответственностью взрослого, должностными обязанностями сотрудников и др.

          Говоря о новых формах работы с детьми, встает вопрос: «Можно ли назвать новыми такие формы работы, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми, утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились достаточно давно.

          В своем методическом пособии «Утро радостных встреч» Свирская Лидия Васильевна описывает методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора - места и времени общения,  игр, планирования проектов и текущих событий (групповой сбор – из опыта работы программы «Сообщество»).

            Использовать технологию программы – не означает работать по программе, поэтому в своей деятельности мы используем некоторые методы и приемы организации группового сбора.

  Используемую педагогами технологию «План - дело - анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы жизнедеятельности детей - самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Основные формы педагогических действий - моделирование развивающей предметно- пространственной среды, непосредственно образовательная деятельность, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности, в том числе в совместно выбранных и организованных совместными усилиями открытых тематических проектах, образовательная деятельность в режимных моментах.

Основные компоненты дневного цикла «План - дело - анализ»: утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.), индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности и итоговый сбор, на котором подводятся итоги. Главная задача технологии - предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.

Роли участников: воспитатель, специалисты ДОУ, родители и другие члены семьи воспитанников имеют равное право вносить в общий план идеи о темах, содержании, видах деятельности.

Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка на самостоятельное познание окружающего мира во всём его многообразии, вплоть до отказа от участия в общей теме проекта. Взрослые предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и их результаты. Задача взрослого не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий.

Помогая дошкольникам освоить навыки планирования, взрослые:

  • беседуют с детьми о проблемах, которые могут помочь, помешать планированию;
  • приводят разные примеры, чтобы помочь детям осознать необходимость планирования своих действий;
  • внимательно выслушивают ответы детей и стараются проникнуться их идеями и логикой;
  • сознательно строят беседу с нерешительными детьми, «молчунами» так, чтобы разговор происходил по очереди;
  • интерпретируют жесты и действия детей: «Правильно ли я поняла, что ты хочешь предложить....»;
  • задают наводящие открытые вопросы;
  • рассказывают о том, что они наблюдают, и комментируют высказывания детей;
  • выдвигают альтернативные варианты, если ребёнок не реагирует на изначальное предложение;
  • обсуждают с детьми имеющиеся в их распоряжении пространство и материалы;
  • обдумывают вместе с детьми детали;
  • размышляют над последовательностью действий детей, стремятся понять логику их действий;
  • напоминают детям о содержании предыдущих дней, если они имеют отношение к их нынешним планам;
  • способствуют тому, чтобы ребята, играющие вместе, строили совместные планы;
  • записывают идеи и планы, предложенные детьми;
  • отмечают связь между намеченными планами и фактическими действиями.

Дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности:

  • влияют на выбор темы проекта, на его реализацию и результаты;
  • устанавливают последовательность и общую продолжительность действий;
  • выступают в роли активных участников, инициаторов, а не исполнителей указаний взрослых;
  • реализуют свои интересы, потребности в учении, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Содержание и формы образовательной работы. 

Содержание и формы отличаются вариативностью и многообразием. Взрослому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению собственных идей, обсуждению возможных вариантов, выбору темы, свободному высказыванию мнений по поводу своей деятельности в разных центрах. Педагог, не должны критически относиться к предложениям любого ребёнка, оценивать их с точки зрения приемлемости, важности. Должны приниматься даже самые нелепые, с точки зрения взрослых, идеи. Именно так поддерживаются инициативность и креативность, как значимые качества личности. Постепенно у детей формируется критичность в отношении предложений, они начинают оценивать возможность или невозможность их выполнения.

Согласование идей, инициатив детей и взрослых организуется в виде диалога. Так устанавливается партнерский стиль взаимоотношений, характеризующийся позитивным эмоциональным настроем всех участников, комфортностью, предвкушением успеха, признанием ценности совместных действий.

Свободная деятельность детей осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы, партнера или партнеров.

Интегрированный комплексно-тематический проект. 

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой различных видов деятельности и игр.

Проект  может длиться столько дней, сколько:

   - у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

   - взрослым удаётся поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

  - будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Всё это дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получать удовлетворение от действий столько времени, сколько требуется для достижения значимого результата: и сегодня, и завтра, и в течение нескольких дней ребенок может работать над своим проектом. Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность содержания позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребность в этом.

         Выбор темы проекта. Дети живут по принципу «здесь и сейчас», всё что происходит в группе и за её стенами, может дать толчок для выбора темы: строящийся по соседству дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение Нового года. Тема может «вырасти» из окружающей обстановки или значимого события (смена сезона, посещение театра, экскурсия, грядущие праздники), из новостей, рассказанных утром кем-либо из детей или взрослых. В ходе обмена новостями воспитатель может услышать различные сообщения своих детей о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для развития детей. В связи с тем, что интересы детей весьма разнообразны, в одно и то же время могут предлагаться сразу несколько тем. Задача взрослого не в том, чтобы самому выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь ребёнку сделать свой выбор. В массовой группе педагог при выборе темы с детьми прибегает к подсчету голосов, т.е. обозначается предложенная тема и дети поднимают руки, «за» или «против». Для темы, набравшей больше голосов, педагог вместе с детьми, по их предложениям составляют план, что и как будут делать. А темы, набравшие меньше голосов, остаются в запасе, для дальнейшего их применения, но позже. Для выбора темы педагог, прибегает к таким приёмам, как: мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей; мотивация на основе зрительного образа - использование наглядной информации, чтение, предварительная экскурсия; использование «модели трёх вопросов».

Методика работы с «моделью трёх вопросов».

В свободное время, (вечером, утром) накануне выбора новой темы педагог включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала «фоном» проявляться в группе. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для нового проекта. Просто ведёт разговор, который можно методически оформить как индивидуальную работу с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи детей записываются печатными буквами на специально подготовленном листе. Возле каждой записанной идеи ставится имя её автора. Те воспитанники, которые стали участниками обсуждения, будут опорой педагога в этом проекте. Другие дети смогут участвовать в обсуждении следующего проекта, который их больше заинтересует.

Заполненная «модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке, там, где её хорошо видят все родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговоры с детьми - будут удивляться их знаниям и вопросам, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. В результате - взрослые простым и естественным образом будут вовлечены в образовательную работу группы.

Кроме «модели трёх вопросов» существует и другой способ прогнозирования для выбора тем проектов. Его практика такова: ежедневно в ходе реализации проекта появляются детские рисунки, новые слова, тексты и пр. Все детские достижения педагог помещает или на стену или мольберт, доску. Все эти свидетельства деятельности ярко отражают отношения детей к теме, их понимание содержания, динамику их развития. При планировании тематического проекта или работы на текущий день взрослыми не упрощается и не адаптируется формулировка вопросов. Это серьёзная часть утреннего сбора, соответственно и вопросы звучат по - деловому: «Какие интересные дела мы решили выполнить? Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться)? Какой у тебя сегодня план? В каком «центре»,  ты решил сегодня поработать? Почему именно в этом «центре»? Что ты предполагаешь сегодня сделать? Что ты хочешь узнать? Какие материалы тебе понадобятся? С чего ты начнёшь? Что ты оставишь на завтра? Тебе нужны помощники? Кого бы ты хотел видеть партнером? Какую часть работы будет выполнять...? Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?»

Совместное планирование содержания проекта и действий на текущий день.

В ходе и в результате совместного обсуждения идей во время утреннего группового сбора группа (взрослые и дети) в доверительной обстановке вырабатывают совместный план действий на весь проект; на текущий день; на перспективу. Совместное планирование выявляет области интересов детей и помогает своевременно реагировать на них; позволяет встраивать инициативу детей в образовательную программу и в структуру дня, придаёт осмысленность их деятельности, укрепляет активную социальную позицию (понимание того, что событийность дня зависит от их

собственной инициативы и активности), стимулирует готовность инициировать и принимать перемены, даёт видение перспективы для себя и для других; позволяет каждому ребёнку сформировать образ предстоящего дня и выбрать варианты действий, партнёрств для себя и других.

Некоторые тонкости в ведении записей проекта. 

Идеи проекта вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения - записываются на большом листе, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как достояние группы. Авторами предложенной модели разработаны правила ведения записей:

  • они выполняются печатными буквами;
  • обязательно подписывается имя автора идеи;
  • предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;
  • по согласованию определяются цвета записей - идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных, единожды выбранных цветов (например, идеи детей синим, а идеи взрослых зелёным);
  • по договоренности устанавливается способ пометки выполненных пунктов плана.

Смысл и ценность ведения записей:

  1. Это самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно предложенные, выбранные детьми дела и действия - взрослым нет необходимости придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.
  2. Дети знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придаёт предстоящему дню и всей работе в целом определённость и продуманность.
  3. Накапливается содержание, иллюстрирующее и раскрывающее процессы индивидуализации образовательной работы с детьми; демонстрирующее примеры индивидуальной работы детей.
  4. Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, насколько реальны те дела и планы, о которых договорились дети и взрослые, что из намеченного выполнено, что осталось нереализованным.
  5. Даже малыши понимают, что взрослые записывают их идеи, их мысли, т.е. придают им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
  6. Записанные печатными буквами слова побуждают детей к предпосылкам читать.

Из общего обсуждения темы рождается основа плана - как по содержанию, так и по видам деятельности. Воспитатель обсуждает вместе с педагогами-специалистами выбранную тему, идеи, предложенные детьми. Воспитатели должны внести такие дополнения в план реализации проекта со своей стороны, чтобы были задействованы все образовательные области реализуемой программы. Используется интеграция образовательных областей в различных видах детской деятельности, а это в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО. Именно эта доработка плана позволит решить проблему организации непосредственно образовательной деятельности средствами игры, как ведущего вида детской деятельности в дошкольном возрасте.

       Поэтому наша с вами задача – не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Как показывают статисти...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Современные подходы к содержанию развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей в МДОУ (Из опыта работы)

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из при...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...