Диагностический инструментарий оценивания социально личностного развития детей 3-7 лет
методическая разработка на тему

Кузнецова Елена Яковлевна

В целях развития опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения в рамках реализации приоритетного проекта «Образование на территории Саратовской области» в МДОУ согласно приказа Министерства Образования Саратовской области за №1334 от 10.07.08 года по декабрь2013 г. проводился  региональный эксперимент по теме «Содействие социально личностному развитию детей дошкольного возраста в рамках апробации комплексной программы «Детский сад-2100».

В процессе проведения эксперимента  в МБДОУ мною был разработан инструментарий к педагогическому мониторингу  социально-личностного развития дошкольников 3-7лет

Для диагностики качественных и количественных характеристик эффективности социально-личностного развития детей дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе использовалась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий для младшего возраста

Критерий №1

Изучение представлений о родителях

Проведение исследования

С ребенком обследуют по вопросам

1.Как зовут маму, папу?

2.Что делает мама, папа?

3.Когда они хвалят тебя, а когда ругают?

4.Как ты помогаешь маме, папе?

5.Какой ты хочешь быть мамой, папой?

Обработка данных

Анализируют, какие функции членов семьи лучше всего осознают дети. Выясняют, какие оценочные воздействия и по поводу чего разные члены семьи адресуют ребенку. Анализируют спектр обязанностей, которые осознает малыш, нравственные качества взрослых. Выявляет представление дошкольника о будущих семейных ролях.

1.низкий уровень – малыш затрудняется ответить на меньше половины вопросов.

2.средний уровень – малыш отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень – малыш отвечает на все вопросы.

Критерий №2

Определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками.

Проведение исследования:

С ребенком беседуют по вопросам:

1.Ты мальчик или девочка?

2.Когда ты вырастишь, кем ты будешь?

3.Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?

4.Какая твоя моя любимая игрушка?

5.Какой твой любимый мультфильм?

6.С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?

7.Что ты любишь рисовать?

8.Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?

9.Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?

Обработки данных: Анализируются уровень сформированности гендерных установок, определение гендерной идентичности, индивидуальные особенности.

1.низкий уровень - малыш затрудняется ответить на меньше половины вопросов.

2.средний уровень – малыш отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень – малыш отвечает на все вопросы.

Критерий №3: умение рассказать о своих предложениях

Проведение исследования

Ставит вопросы : Что ты любишь?

                              Что ты не любишь?

Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у неё что-нибудь для себя, для мамы, для кого-нибудь из группы детского сада». Посла названия каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это.

Обработки данных: объяснения детей анализируют по схеме, определяя, что они понимают под тем или иным желанием: природные явления (люблю ко8гда звезды); предметы удовлетворяющие утилитарные потребности (мороженое люблю); взаимоотношении со взрослыми и сверстниками (люблю, когда со мной маша); нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм (Не люблю, когда дерется); деятельность или действия, которые совершает сам ребенок (люблю играть). Анализируются разнообразие и содержание желаний.

1.низкий уровень - ответы краткие

2.средний уровень - ответы краткие, но становиться более развернутыми при дополнительных вопросах взрослого.

3.высокий уровень - ответ развернутый и подробный.

Критерий №4  

Способность  распознавать эмоциональное состояния свои и окружающих: радость, страх, грубость, злость.

Проведение исследования:

Ставит вопросы : Что ты делаешь, когда тебе весело, страшно?

        Когда тебя обижают?

        Когда ты злишься?

Малышу показывают последовательно 4 картинки и просят рассказать о них. Если затрудняется, то задают на водящий вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет картинки, эмоциональное состояние героя.

1.низкий уровень – правильная передача 1 эмоции затруднения в описании картинки.

2.средний уровень – правильная передача 2 эмоций, эмоциональное содержание картинок передают с помощью дополнительных вопросов взрослого.

3.высокий уровень – правильная передача 3-4 эмоций, понимание эмоционального содержания 4 картинок.

Критерий №5: изучение способов выражения эмоций (радости, страха, грубости, злости).

Проведение исследования:

Ребенку показывают по очереди 4 картинки и просят жестами и мимикой показать эмоции персонажей.

Обработки данных: анализируют, как дети воплощают эмоциональное состояние героев изображения. Как точно дают словесное объяснения о том, что изображают.

1.низкий уровень – затрудняются в выполнений зада заданий

2.средний уровень – справляются с 2 заданиями, но требуют помощи взрослых и дополнительных разъяснений.

 3.высокий уровень – справляются с 3 заданиями.

Критерий №6:

Преобладающее позитивное самовоспитания

Проведение исследования: а) Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

б) Экспериментатор задает ребенку вопросы: 1.можно ли смеяться, если ребенок упал? Почему?

2.Можно ли обижать животных? Почему?

3.Нужно ли делиться игрушками?

4.Можно ли шуметь когда другие отдыхают?

5. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Ребенку предлагают закончить ситуацию.

1.Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть?»- что сказали Таня и Оля? Почему?

2.Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера? Почему?

3.Саша играл около дома. Вдруг он увидел маленького котенка и большого мальчика, который ударил ногой животное. Что сказал или сделал Саша? Почему?

4.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал, а с другой комнате мама укладывала спать сестренку. Мама попросила не шуметь, что ответил Коля?

5.Папа принес в детский сад новую игрушку- самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

Обработки данных: анализируются позитивные и негативные проявлении поведении речи, эмоциональной форме.

1.низкий уровень –  преобладание негативных проявлений поведений ребенка, затруднение в ответах на вопросы.

2.средний уровень – преобладание позитивных форм поведения ребенка, правильных 2 ответа на поставленные вопросы.

3.высокий уровень – преобладание у ребенка позитивных форм поведения, правильных 4 ответа на поставленные вопросы.

Критерий №7:

Культура общения со взрослыми.

Проведение исследования: анализ протоколов проведения по схеме:

1.Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выражать свое желание, просьбу; как реагировать на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли волшебные слова, какие и в каких ситуациях.

2.Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо, слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3.Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 30%

2.средний уровень – соответствие больше 30%

3.высокий уровень – соответствие больше 60%

Критерий №8:

Общение со сверстниками

Проведение исследования: Наблюдение за деталями в разных видах деятельности, анализ протокола проводиться по схеме

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова.

2.Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

3.Как часто и по какой причине возникает конфликты, со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает, кричит, дерется, обзывается); обращается за помощью к взрослым.

4.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: равные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 300/0

2.средний уровень – соответствие больше 300/0

3.высокий уровень – соответствие больше 600/0

Инструментарий для среднего возраста

Критерий №1

Изучение представлений о родителях и родственных отношениях

Проведение исследования

С ребенком обследуют по вопросам

1.Как зовут маму, папу?

2.Что делает мама, папа?

3.Когда они хвалят тебя, а когда ругают?

4.Как ты помогаешь маме, папе?

5.Какой ты хочешь быть мамой, папой?

6. Кто еще живет вместе с вами? Как этих родственников зовут?

7.Ты их любишь? Как они друг к другу относятся?

8.Как вы вместе проводите время?

Обработка данных

Анализируют, какие функции членов семьи лучше всего осознают дети. Выясняют, какие оценочные воздействия и по поводу чего разные члены семьи адресуют ребенку. Анализируют спектр обязанностей, которые осознает малыш, нравственные качества взрослых. Выявляет представление дошкольника о будущих семейных ролях.

1.низкий уровень – малыш затрудняется ответить на меньшее половины вопросов.

2.средний уровень – малыш отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень – малыш отвечает на все вопросы.

Критерий №2

Определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками.

Проведение исследования:

С ребенком беседуют по вопросам:

1.Ты мальчик или девочка?

2.Когда ты вырастишь, кем ты будешь?

3.Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?

4.Какая твоя моя любимая игрушка?

5.Какой твой любимый мультфильм?

6.С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?

7.Что ты любишь рисовать?

8.Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?

9.Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?

Обработки данных: Анализируются уровень сформированности гендерных установок, определение гендерной идентичности, индивидуальные особенности.

1.низкий уровень - малыш затрудняется ответить на меньшее половины вопросов.

2.средний уровень – малыш отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень – малыш отвечает на все вопросы.

Критерий №3: умение рассказать о своих предложениях

Проведение исследования

Ставит вопросы : Что ты любишь?

                              Что ты не любишь?

Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у неё что-нибудь для себя, для мамы, для кого-нибудь из группы детского сада». Посла названия каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это.

Обработки данных: объяснения детей анализируют по схеме, определяя, что они понимают под тем или иным желанием: природные явления (люблю ко8гда звезды); предметы удовлетворяющие утилитарные потребности (мороженое люблю); взаимоотношении со взрослыми и сверстниками (люблю, когда со мной маша); нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм (Не люблю, когда дерется); деятельность или действия, которые совершает сам ребенок (люблю играть). Анализируются разнообразие и содержание желаний.

1.низкий уровень - ответы краткие

2.средний уровень - ответы краткие, но становиться более развернутыми при дополнительных вопросах взрослого.

3.высокий уровень - ответ развернутый и подробный.

Критерий №4  

Способность  распознавать эмоциональное состояния свои и окружающих: радость, страх, грубость, злость.

Проведение исследования:

Ставит вопросы : Что ты делаешь, когда тебе весело, страшно?

        Когда тебя обижают?

        Когда ты злишься?

Малышу показывают последовательно 4 картинки и просят рассказать о них. Если затрудняется, то задают на водящий вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет картинки, эмоциональное состояние героя.

1.низкий уровень – правильная передача 1 эмоции затруднения в описании картинки.

2.средний уровень – правильная передача 2 эмоций, эмоциональное содержание картинок передают с помощью дополнительных вопросов взрослого.

3.высокий уровень – правильная передача 3-4 эмоций, понимание эмоционального содержания 4 картинок.

Критерий №5: изучение способов выражения эмоций (радости, страха, грубости, злости).

Проведение исследования:

Ребенку показывают по очереди 6 картинок и просят жестами и мимикой показать эмоции персонажей.

Обработки данных: анализируют, как дети воплощают эмоциональное состояние героев изображения. Как точно дают словесное объяснения о том, что изображают.

1.низкий уровень – затрудняются в выполнений  заданий

2.средний уровень – справляются с 3 заданиями, но требуют помощи взрослых и дополнительных разъяснений.

 3.высокий уровень – справляются с 5 заданиями.

Критерий №6:

Преобладающее позитивное самовоспитания

Проведение исследования: а) Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

б) Экспериментатор задает ребенку вопросы: 1.можно ли смеяться, если ребенок упал? Почему?

2.Можно ли обижать животных? Почему?

3.Нужно ли делиться игрушками?

4.Можно ли шуметь когда другие отдыхают?

5. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Ребенку предлагают закончить ситуацию.

1.Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть?»- что сказали Таня и Оля? Почему?

2.Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера? Почему?

3.Саша играл около дома. Вдруг он увидел маленького котенка и большого мальчика, который ударил ногой животное. Что сказал или сделал Саша? Почему?

4.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал, а с другой комнате мама укладывала спать сестренку. Мама попросила не шуметь, что ответил Коля?

5.Папа принес в детский сад новую игрушку- самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

Обработки данных: анализируются позитивные и негативные проявлении поведении речи, эмоциональной форме.

1.низкий уровень –  преобладание негативных проявлений поведений ребенка, затруднение в ответах на вопросы.

2.средний уровень – преобладание позитивных форм поведения ребенка, правильных 2 ответа на поставленные вопросы.

3.высокий уровень – преобладание у ребенка позитивных форм поведения, правильных 4 ответа на поставленные вопросы.

Критерий №7:

Культура общения со взрослыми.

Проведение исследования: анализ протоколов проведения по схеме:

1.Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выражать свое желание, просьбу; как реагировать на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли волшебные слова, какие и в каких ситуациях.

2.Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо, слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3.Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 40%

2.средний уровень – соответствие больше 40%

3.высокий уровень – соответствие больше 70%

Критерий №8:

Общение со сверстниками

Проведение исследования: Наблюдение за деталями в разных видах деятельности, анализ протокола проводиться по схеме

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова.

2.Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

3.Как часто и по какой причине возникает конфликты, со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает, кричит, дерется, обзывается); обращается за помощью к взрослым.

4.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: равные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 400/0

2.средний уровень – соответствие больше 400/0

3.высокий уровень – соответствие больше 700/0

Критерий №9:

Особенности совместной деятельности, без конфликтное поведение.

Проведение исследования: детям предлагают вместе поиграть, потрудиться, сделать коллективный рисунок.

Обработки данных: анализируют особенности отрицания и организации совместной деятельности по схеме:

1.отношение к сверстнику:

- положительное, отрицательное, безразличное

- рассматривает ровесника как помеху, как равноправного, не замечает.

2.Интерес к деятельности другого ребенка

-не интересуется, интерес эпизодический, устойчивый.

-форма проявления интереса – наблюдает, комментирует и др.

3.оказывании помощи сверстнику

-помогает по своей инициативе, по просьбе взрослого или товарища.

-помогает не охотно, с удовольствием, отказывает в помощи.

4. решение спорных вопросов

-отстаивает свое мнение путем объяснений, обращается за помощью к взрослым, физическим воздействием.

1.низкий уровень –  соответствие нормам поведении меньше 2 показателей.

2.средний уровень – соответствие нормам 2 показателей

3.высокий уровень – соответствие нормам 3 и более показателей.

Критерий №10:

Осознание нравственных норм, регулирование эмоциональных реакций

Проведение исследования: ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали т.е., на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Р Обработки данных:

1.низкий уровень –  ребенок не может оценить поступки детей.

2.средний уровень – ребенок оценивает, как положительное или отрицательное, но не мотивирует  и нравственную форму не формирует.

3.высокий уровень – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку.

Проведение исследования :в течение  двух дней производится запись всех негативных и позитивных проявлений  в поведении ,речи, эмоциональной сфере

Обработка данных по схеме:

1форма проявления

2содержание

3динамика

4причина

5продолжительность

6рефлексия сверстников, взрослых

1соответствие нормам поведения менее чем на 30%-низкий уровень

2соответствие нормам поведения более чем на 30%-средний уровень

3соосветствие нормам поведения более чем на 70%-высокий уровень

Инструментарий для старшего возраста

Критерий №1

Изучение представлений о родителях и родственных связях

Проведение исследования

С ребенком обследуют по вопросам

1.Как зовут маму, папу?

2.Что делает мама, папа?

3.Когда они хвалят тебя, а когда ругают?

4.Как ты помогаешь маме, папе?

5.Какой ты хочешь быть мамой, папой?

6. Кто еще живет вместе с вами? Как этих родственников зовут?

7.Ты их любишь? Как они друг к другу относятся?

8.Как вы вместе проводите время?

Обработка данных

Анализируют, какие функции членов семьи лучше всего осознают дети. Выясняют, какие оценочные воздействия и по поводу чего разные члены семьи адресуют ребенку. Анализируют спектр обязанностей, которые осознает малыш, нравственные качества взрослых. Выявляет представление дошкольника о будущих семейных ролях.

1.низкий уровень –  затрудняется ответить на меньшее половины вопросов.

2.средний уровень –  отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень –  отвечает на все вопросы.

Критерий №2

Определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками.

Проведение исследования:

С ребенком беседуют по вопросам:

1.Ты мальчик или девочка?

2.Когда ты вырастишь, кем ты будешь?

3.Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?

4.Какая твоя моя любимая игрушка?

5.Какой твой любимый мультфильм?

6.С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?

7Почему?

8.Что ты любишь рисовать?

9Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?

10.Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?

11Каким должен быть мужчина? Что он должен уметь делать

12Какой должна быть женщина? Что она должна уметь делать?

Обработки данных: Анализируются уровень сформированности гендерных установок, определение гендерной идентичности, индивидуальные особенности.

1.низкий уровень -  затрудняется ответить на меньшее половины вопросов.

2.средний уровень – отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень – отвечает на все вопросы.

Критерий №3: умение рассказать о своих предложениях, оценка сверстника ,самооценка

Проведение исследования

Ставит вопросы : Что ты любишь?

                              Что ты не любишь?

Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у неё что-нибудь для себя, для мамы, для кого-нибудь из группы детского сада». Посла названия каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это. Предлагается рассказать о хорошем ,о плохом поступке  своем ,поступке своего товарища

Обработки данных: объяснения детей анализируют по схеме, определяя, что они понимают под тем или иным желанием: природные явления (люблю когда звезды); предметы удовлетворяющие утилитарные потребности (мороженое люблю); взаимоотношении со взрослыми и сверстниками (люблю, когда со мной маша); нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм (Не люблю, когда дерется); деятельность или действия, которые совершает сам ребенок (люблю играть). Анализируются разнообразие и содержание желаний.

1.низкий уровень - ответы краткие

2.средний уровень - ответы краткие, но становиться более развернутыми при дополнительных вопросах взрослого.

3.высокий уровень - ответ развернутый и подробный.

Критерий №4  

Способность  распознавать эмоциональное состояния свои и окружающих, рассказывать о своем настроении.

Проведение исследования:

Ставит вопросы : Что ты делаешь, когда тебе весело, страшно?

        Когда тебя обижают?

        Когда ты злишься?

Малышу показывают последовательно 8 картинок и просят рассказать о них. Если затрудняется, то задают на водящий вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет картинки, эмоциональное состояние героя, свое эмоциональное состояние в данный момент.

1.низкий уровень – правильная передача 3 эмоции затруднения в описании картинки, ответы краткие, односложные.

2.средний уровень – правильная передача 5 эмоций, эмоциональное содержание картинок передают с помощью дополнительных вопросов взрослого, рассказ об эмоциональном состоянии становится развернутым после вспомогательных вопросов взрослого.

3.высокий уровень – правильная передача 7 эмоций, понимание эмоционального содержания  картинок. рассказ о своем эмоциональном  состоянии полный и развернутый, имеет в себе обоснование, доказательную форму

Критерий №5: изучение способов выражения эмоций ,называние базовых эмоций и их производных

Проведение исследования:

Ребенку показывают по очереди 8 картинок и просят жестами и мимикой показать эмоции персонажей.

Обработки данных: анализируют, как дети воплощают эмоциональное состояние героев изображения. Как точно дают словесное объяснения о том, что изображают.

1.низкий уровень – затрудняются в выполнений  заданий

2.средний уровень – справляются с 3 заданиями, но требуют помощи взрослых и дополнительных разъяснений.

 3.высокий уровень – справляются с 5 заданиями.

Критерий №6:

Преобладающее позитивное самовоспитания

Проведение исследования: а) Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

б) Экспериментатор задает ребенку вопросы: 1.можно ли смеяться, если ребенок упал? Почему?

2.Можно ли обижать животных? Почему?

3.Нужно ли делиться игрушками?

4.Можно ли шуметь когда другие отдыхают?

5. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Ребенку предлагают закончить ситуацию.

1.Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть?»- что сказали Таня и Оля? Почему?

2.Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера? Почему?

3.Саша играл около дома. Вдруг он увидел маленького котенка и большого мальчика, который ударил ногой животное. Что сказал или сделал Саша? Почему?

4.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал, а с другой комнате мама укладывала спать сестренку. Мама попросила не шуметь, что ответил Коля?

5.Папа принес в детский сад новую игрушку- самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

Обработки данных: анализируются позитивные и негативные проявлении поведении речи, эмоциональной форме.

1.низкий уровень –  преобладание негативных проявлений поведений ребенка, затруднение в ответах на вопросы.

2.средний уровень – преобладание позитивных форм поведения ребенка, правильных 4 ответа на поставленные вопросы.

3.высокий уровень – преобладание у ребенка позитивных форм поведения, правильных 5 ответа на поставленные вопросы.

Критерий №7:

Культура общения со взрослыми.

Проведение исследования: анализ протоколов проведения по схеме:

1.Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выражать свое желание, просьбу; как реагировать на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли волшебные слова, какие и в каких ситуациях.

2.Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо, слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3.Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 40%

2.средний уровень – соответствие больше 40%

3.высокий уровень – соответствие больше 70%

Критерий №8:

Общение со сверстниками, умение устанавливать дружеские отношения; конструктивное решение конфликта ,его анализ

Проведение исследования: Наблюдение за деталями в разных видах деятельности, анализ протокола проводиться по схеме

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова.

2.Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

3.Как часто и по какой причине возникает конфликты, со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает, кричит, дерется, обзывается); обращается за помощью к взрослым, выходит из конфликтной ситуации самостоятельно, анализирует, обсуждает со сверстниками и взрослыми конфликтную ситуацию.

4.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: равные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 400/0

2.средний уровень – соответствие больше 400/0

3.высокий уровень – соответствие больше 700/0

Критерий №9:

Особенности совместной деятельности.

Проведение исследования: детям предлагают вместе поиграть, потрудиться, сделать коллективный рисунок, постройку

Обработки данных: анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности по схеме:

1.отношение к сверстнику:

- положительное, отрицательное, безразличное

- рассматривает ровесника как помеху, как равноправного, не замечает.

2.Интерес к деятельности другого ребенка

-не интересуется, интерес эпизодический, устойчивый.

-форма проявления интереса – наблюдает, комментирует и др.

3.оказывании помощи сверстнику

-помогает по своей инициативе, по просьбе взрослого или товарища.

-помогает не охотно, с удовольствием, отказывает в помощи.

4. решение спорных вопросов

-отстаивает свое мнение путем объяснений, обращается за помощью к взрослым, физическим воздействием.

1.низкий уровень –  соответствие нормам поведении меньше 2 показателей.

2.средний уровень – соответствие нормам 2 показателей

3.высокий уровень – соответствие нормам 3 и более показателей.

Критерий №10:

Осознание нравственных норм, регулирование эмоциональных реакций

Проведение исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, выявление позитивного взаимоотношение; ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали т.е., на которых на рисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Просят дать речевую характеристику изображениям на картинках Обработки данных:

1.низкий уровень –  ребенок не может оценить поступки детей; соответствие  нормам поведения ребенка менее 30%

2.средний уровень – ребенок оценивает, как положительное или отрицательное, но не мотивирует  и нравственную форму не формирует, соответствие нормам поведения ребенка более 30% .

3.высокий уровень – ребенок называет нравственную норму, активно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку, ответы развернутые и полные, соответствие нормам поведение ребенка более 60%.

Критерий №11

Проявление эмпатии и толерантности.

Проведение исследования: создаются специальные ситуации и фиксируется поведение детей

1 взрослый приносит  3 апельсина, отдает их трем детям  в присутствии других детей

2 ребенку предлагается помочь ребенку(который в последствии получит за рисунок фишку. испытуемый об этом знает) ,у которого не получается рисунок

3ребенку предлагается помочь «вышедшему за карандашами» ребенку у которого все получается (он тоже получит фишку, испытуемый об этом знает)

4ребенку сообщают ,что заболел их воспитатель, что делать?

5 показ картинок с изображением детей различных национальностей и с различными

физическими недугами и предложить пригласить их на праздник ,выбор свой необходимо обосновать. Обработка данных:

1 низкий уровень-соответствие нормам 2 показателя, не может обосновать выбор и принятие решения

2средний уровень-соответствие нормам более 2,немногословное обоснование выбора и принятие решения.

3высокий уровень-соответствие нормам более 4 показателей, развернутое высказывание и обоснование принятого выбора, поступка

Инструментарий для  детей подготовительной к школе группы

Критерий №1

Формирование гендерной ,семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.

Проведение исследования

С ребенком обследуют по вопросам

1.Как зовут маму, папу ,других членов семьи?

2Кем ты им приходишься?

3Как ты к ним относишься?

4Какие у кого обязанности?

5Как ты помогаешь родителям и членам семьи?

6Кто кем работает?

7.Как вы вместе проводите время?

8.Ты мальчик или девочка?

9.Когда ты вырастишь, кем ты будешь?

10.Кем ты хочешь быть, когда вырастишь, какую профессию выберешь?

11. Что делает человек этой профессии для людей?

12.С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?

13Почему?

14.Что ты любишь рисовать?

15Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?

16.Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?

17Каким должен быть мужчина? Что он должен уметь делать

18Какой должна быть женщина? Что она должна уметь делать?

19В какой стране ты живешь? В каком городе?

20 Назови самый главный город нашей страны.

21Твое заветное желание.

22Чтобы ты и для кого мог сделать если бы ты был волшебником.

Обработка данных

Анализируют, какие функции членов семьи лучше всего осознают дети. Выясняют, какие оценочные воздействия и по поводу чего разные члены семьи адресуют ребенку. Анализируют спектр обязанностей, которые осознает ребенок, нравственные качества взрослых. Выявляет представление дошкольника о будущих семейных ролях, развитие патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу

1.низкий уровень –  затрудняется ответить на меньшее половины вопросов.

2.средний уровень –  отвечает на половину вопросов.

3.высокий уровень –  отвечает на все вопросы.

 

Критерий №2

 Умение рассказать о своих предложениях, оценка сверстника, самооценка

Проведение исследования

Ставит вопросы : Что ты любишь? Что ты не любишь?

Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у неё что-нибудь для себя, для мамы, для кого-нибудь из группы детского сада». Посла названия каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это. Предлагается рассказать о хорошем ,о плохом поступке  своем ,поступке своего товарища

Обработки данных: объяснения детей анализируют по схеме, определяя, что они понимают под тем или иным желанием: природные явления (люблю когда звезды); предметы удовлетворяющие утилитарные потребности (мороженое люблю); взаимоотношении со взрослыми и сверстниками (люблю, когда со мной маша); нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм (Не люблю, когда дерется); деятельность или действия, которые совершает сам ребенок (люблю играть). Анализируются разнообразие и содержание желаний.

1.низкий уровень - ответы краткие

2.средний уровень - ответы краткие, но становиться более развернутыми при дополнительных вопросах взрослого.

3.высокий уровень - ответ развернутый и подробный.

Критерий №3  

Способность  распознавать эмоциональное состояния свои и окружающих, рассказывать о своем настроении.

Проведение исследования:

Ставит вопросы : Что ты делаешь, когда тебе весело, страшно?

        Когда тебя обижают?

        Когда ты злишься?

Ребенку показывают последовательно 8 картинки и просят рассказать о них. Если затрудняется, то задают на водящий вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет картинки, эмоциональное состояние героя, свое эмоциональное состояние в данный момент.

1.низкий уровень – правильная передача 3 эмоции затруднения в описании картинки, ответы краткие, односложные.

2.средний уровень – правильная передача 5 эмоций, эмоциональное содержание картинок передают с помощью дополнительных вопросов взрослого, рассказ об эмоциональном состоянии становится развернутым после вспомогательных вопросов взрослого.

3.высокий уровень – правильная передача 8 эмоций, понимание эмоционального содержания  картинок. рассказ о своем эмоциональном  состоянии полный и развернутый, имеет в себе обоснование, доказательную форму

Критерий №5

Изучение способов выражения эмоций ,называние базовых эмоций и их производных

Проведение исследования:

Ребенку показывают по очереди 8 картинок и просят жестами и мимикой показать эмоции персонажей.

Обработки данных: анализируют, как дети воплощают эмоциональное состояние героев изображения. Как точно дают словесное объяснения о том, что изображают.

1.низкий уровень – затрудняются в выполнений  заданий

2.средний уровень – справляются с 5 заданиями, но требуют помощи взрослых и дополнительных разъяснений.

 3.высокий уровень – справляются с 8заданиями.

Критерий №5:

Преобладающее позитивное самовоспитания

Проведение исследования: а) Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

б) Экспериментатор задает ребенку вопросы: 1.можно ли смеяться, если ребенок упал? Почему?

2.Можно ли обижать животных? Почему?

3.Нужно ли делиться игрушками?

4.Можно ли шуметь когда другие отдыхают?

5. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Ребенку предлагают закончить ситуацию.

1.Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть?»- что сказали Таня и Оля? Почему?

2.Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера? Почему?

3.Саша играл около дома. Вдруг он увидел маленького котенка и большого мальчика, который ударил ногой животное. Что сказал или сделал Саша? Почему?

4.Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал, а с другой комнате мама укладывала спать сестренку. Мама попросила не шуметь, что ответил Коля?

5.Папа принес в детский сад новую игрушку- самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

Обработки данных: анализируются позитивные и негативные проявлении поведении речи, эмоциональной форме.

1.низкий уровень –  преобладание негативных проявлений поведений ребенка, затруднение в ответах на вопросы.

2.средний уровень – преобладание позитивных форм поведения ребенка, правильных 4 ответа на поставленные вопросы.

3.высокий уровень – преобладание у ребенка позитивных форм поведения, правильных 5 ответа на поставленные вопросы.

Критерий №6:

Культура общения со взрослыми, способность изменять способность изменять стили общения в зависимости от ситуации.

Проведение исследования: анализ протоколов проведения по схеме:

1.Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выражать свое желание, просьбу; как реагировать на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли волшебные слова, какие и в каких ситуациях.

2.Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо, слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3.Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 40%

2.средний уровень – соответствие больше 40%

3.высокий уровень – соответствие больше 70%

Критерий №7:

Общение со сверстниками, изменение стилей общения в зависимости отситуации

Проведение исследования: Наблюдение за деталями в разных видах деятельности, анализ протокола проводиться по схеме

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова.

2.Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

3.Как часто и по какой причине возникает конфликты, со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает, кричит, дерется, обзывается); обращается за помощью к взрослым, выходит из конфликтной ситуации самостоятельно, анализирует, обсуждает со сверстниками и взрослыми конфликтную ситуацию.

4.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: равные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.

1.низкий уровень –  соответствие меньше 400/0

2.средний уровень – соответствие больше 400/0

3.высокий уровень – соответствие больше 700/0

Критерий №8:

Особенности совместной деятельности, бесконфликтное поведение.

Проведение исследования: детям предлагают вместе поиграть, потрудиться, сделать коллективный рисунок, постройку

Обработки данных: анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности по схеме:

1.отношение к сверстнику:

- положительное, отрицательное, безразличное

- рассматривает ровесника как помеху, как равноправного, не замечает.

2.Интерес к деятельности другого ребенка

-не интересуется, интерес эпизодический, устойчивый.

-форма проявления интереса – наблюдает, комментирует и др.

3.оказывании помощи сверстнику

-помогает по своей инициативе, по просьбе взрослого или товарища.

-помогает не охотно, с удовольствием, отказывает в помощи.

4. решение спорных вопросов

-отстаивает свое мнение путем объяснений, обращается за помощью к взрослым, физическим воздействием.

1.низкий уровень –  соответствие нормам поведении меньше 2 показателей.

2.средний уровень – соответствие нормам 3 показателей

3.высокий уровень – соответствие нормам 4 и более показателей.

Критерий №9:

Осознание нравственных норм, регулирование эмоциональных реакций

Проведение исследования: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, выявление позитивного взаимоотношение; ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали т.е., на которых на рисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Просят дать речевую характеристику изображениям на картинках Обработки данных:

1.низкий уровень –  ребенок не может оценить поступки детей; соответствие  нормам поведения ребенка менее 30%

2.средний уровень – ребенок оценивает, как положительное или отрицательное, но не мотивирует  и нравственную форму не формирует, соответствие нормам поведения ребенка более 30% .

3.высокий уровень – ребенок называет нравственную норму, активно оценивает поведение детей, мотивирует свою оценку, ответы развернутые и полные, соответствие нормам поведение ребенка более 60%.

Критерий №10

Проявление эмпатии и толерантности.

Проведение исследования: создаются специальные ситуации и фиксируется поведение детей

1 взрослый приносит  3 апельсина, отдает их трем детям  в присутствии других детей

2 ребенку предлагается помочь ребенку(который в последствии получит за рисунок фишку. испытуемый об этом знает) ,у которого не получается рисунок

3ребенку предлагается помочь «вышедшему за карандашами» ребенку у которого все получается (он тоже получит фишку, испытуемый об этом знает)

4ребенку сообщают ,что заболел их воспитатель, что делать?

5 показ картинок с изображением детей различных национальностей и с различными

физическими недугами и предложить пригласить их на праздник ,выбор свой необходимо обосновать. Обработка данных:

1 низкий уровень-соответствие нормам 2 показателя, не может обосновать выбор и принятие решения

2средний уровень-соответствие нормам более 2,немногословное обоснование выбора и принятие решения.

3высокий уровень-соответствие нормам более 4 показателей, развернутое высказывание и обоснование принятого выбора, поступка

 

Критерий №11

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности, умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию

Проведение исследования: наблюдение за детьми в непосредственно образовательной деятельности. Обработка данных:

1 низкий уровень- соответствие норме менее чем на 30%

2 средний уровень- соответствие норме больше чем на 30%

3 высокий уровень- соответствие норме более чем на 60%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей в старшей группе

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей в старшей группе...

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей по кружковой деятельности в подготовительной группе

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей по кружковой деятельности "Пластилиновая фантазия" в подготовительной группе...

Диагностический инструментарий по познавательному развитию

Подборка дидактических игр и упражнений для проведения педагогической диагностики детей дошкольного возраста по познавательному развитию....

Диагностический инструментарий уровня речевого развития

Т. А. Фотекова  "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...

Диагностический инструментарий уровня речевого развития

Т. А. Фотекова  "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...

Диагностический инструментарий оценки уровня развития (старший дошкольный возраст 7-го года жизни)

Диагностический инструментарий оценки уровня развития (старший дошкольный возраст 7-го года жизни) (в соответствии с ФГОС ДО) ...