Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»
рабочая программа на тему

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_rodnoy_-_miley_vsego.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №61 «Семицветик»

        

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей  подготовительной к школе группы

«Край родной – милей всего

                                                                                                     

                                                                                                      Авторы проекта:

Паршуткина А.Н.

Анисимова Р.В.,

                                                                                        воспитатели

Старый Оскол

2014


  Актуальность темы:

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается  любовь  к  малой  Родине, развивается  чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

          Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Цель проекта:

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.

Основные задачи:

- Знакомить воспитанников с понятиями «Родина», «Отечество».

- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.

- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели,  родители.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.

- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

- Изучение интереса детей для определения целей проекта.

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

- Совместные мероприятия с краеведческим музеем,

- Целевые прогулки по городу, посещение музея,

- Пополнение развивающей среды,

 - Проведение мероприятий совместно с родителями,

- Выставки детских работ.

III. Итоговый

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

Перспективный план подготовительной к школе

группы по реализации проекта

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о малой Родине.

Октябрь

1. «Русский национальный костюм»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб".

1.Цель: формировать знания о русском национальном костюме, вызвать чувство восхищения талантом русского народа.

2.Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

3.Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.

4. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой край»

2. «Щедрые дары природы России »

3. «Рассказ о знаменитых людях родного города»

1.Цель: уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

2.Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, родного края; дать представление о простейших  способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

3. Цель: расширить представление детей о родном городе, дать представление о знаменитостях родного города.

Декабрь

1. «История возникновения герба родного города»

2. «Что такое генеалогическое  дерево»

1.Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу,  познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

2.Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека с родителями и другими родственниками

Январь - Февраль

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг  печки»

3. «Защитники  земли русской»

4. «Есть такая профессия  Родину защищать»

1.Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

2.Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы;  формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

3.Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

4.Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном   костюме»

3. «Русские народные  промыслы»

1.Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

2.Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

3.Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое    героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

1.Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того,  что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

2.Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы  Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам,  которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

3.Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

4.Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

          Май

   1.«День Победы»

    2. «Мой город: вчера и сегодня»

    3. « Поляна детства»

    4. «Мы – патриоты»

1.Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное  отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

2.Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории,  чувство любви и патриотизма.

3.Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

4.Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Тематическое планирование подготовительной к школе группы представлено следующими разделами:

  -  «Город, что сердцу дорог»

  - «Природа родного края»

  - «Народное декоративное искусство»

  - «Русский народный фольклор»

                       Город, что сердцу дорог.

- Посещение краеведческого музея.

- Улицы города: название и расположение.

- Рассматривание альбома «Наша малая Родина  г. Старый Оскол».

- Создание и рассматривания альбома «Страницы прошлого».

- Фотовыставка «Наш город сегодня».

- Выставка детских работ «Мой любимый город».

- Знакомство детей с инфраструктурой города (предприятия гиганты   ОЭМК и СГОК и др.).

- Беседа «Профессия родителей»

- Беседа « Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны».

- Выставка детских работ, посвященная освобождению города от немецких захватчиков.

- Целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».

                         Природа родного края.

  • Целевая прогулка в парк.
  • Беседа о животных и птицах нашего края.
  • Беседа «Растительный мир Белгородчины».
  • Рассказ-беседа «Лекарственные растения».
  • Создание альбома (гербария) «Лекарственные растения нашего края»
  • Беседа «Природные памятники Белгородчины»
  • Беседа «Берегите природу»
  • Выставка детских рисунков «Сохраним природу родного края»

Народное декоративное искусство.

  • Знакомство с глиняной игрушкой.
  • Знакомство с  росписью (хохломская, жостовская, гжель, городецкая и др.)
  • Знакомство с народным костюмом Старооскольского района.
  • Знакомство с народными промыслами.
  • Посещение выставки-ярмарки «Старооскольские подворья»
  • Создание альбома «Старооскольские подворья»

«Русский народный фольклор»

  • Знакомство с русскими народными инструментами.
  • Знакомство с обрядами, традициями, праздниками края.
  • Разучивание песен и колядок.
  • Развлечение «Как на масленой неделе».
  • Разучивание хороводов, народных песен.
  • Знакомство с прибаутками, небылицами, считалками, играми.

Обеспечение проектной деятельности:

          Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. Материалы Интернет.
  1. подбор исторической литературы,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственному воспитанию "Край родной - милей всего"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей го...

Сценарий праздника «Мама милая моя!» в рамках проекта по Нравственно –патриотическому воспитанию посвящённый Дню матери в средней группе

Сценарий праздника «Мама милая моя!» в рамках проекта по Нравственно –патриотическому воспитанию посвящённый Дню матери в средней группеЦель: Формирование у детей уважительного отнош...