"Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников"
статья

зож

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников"

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.

Понятие «Здоровье» имеет множество определений.Но мы остановимся на определении, которое дано Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • уровень учебной нагрузки на организм учащихся;
  • состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
  • состояние внеурочной воспитательной работы в школе;
  • уровень психологической помощи учащимся;
  • состояние микроклимата в школе и дома.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.

Достижение этой цели невозможно без применения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - это многокомпонентное понятие.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Итак, перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучает учитель:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процессов в режиме профилактики и охраны психологического здоровья школьников.

 6. Экспресс-диагностика - основной показатель здоровьесберегающих технологий.

Методы здоровьесберегающих образовательных технологий,которымидолжен владеть учитель:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения;
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.

Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий,которыеиспользует учитель в своей работе:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие(элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, и др.);
  • информационно-обучающее(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов:
  • работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Деятельность учителя – классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьника:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

Итак, к здоровьесберегающим технологиям относятся.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ),определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ),которые  включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно развивающие технологии(CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление  психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические  тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.

Итак, в нашей школе на уроках постоянно реализуются здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • в начальной общей школе – технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, элементы технологий уровневой дифференциации, технология проектно-исследовательской деятельности, интерактивные технологии;
  • в основной общей школе – технологии уровневой дифференциации и модульной технологии, педагогика сотрудничества, технология проектно-исследовательской деятельности, интерактивные технологии;
  • в средней (полной) общей школе – педагогика сотрудничества, элементы модульной технологии, элементы уровневой дифференциации, технология проектно-исследовательской деятельности.

Итак, комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессепомогает сохранению и укрепление здоровья  школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания. С-П. 2000
  2. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. Новосибирск. СО РАН, 2008.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  4. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М. «Академия» 2001.
  5. Свияш А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке. ЗАО Центрополиграф. 2007.
  6. Счастье быть здоровым / под ред. С.А. Муравьев, Г.А. Макарова. Екатеринбург «Фотек» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»

Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности   педагогического  коллектива, направленной  на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников  через...

памятка для родителей « Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников в условиях ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время воспитательного и  коррекционно- образовательного процесса в логопедической группе ДОУ...

Семинар для педагогов "Внедрение здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ"

   Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из при...