Консультация для воспитателей "Подговорки – малый фольклорный жанр"
консультация (средняя группа) на тему

Акимова Светлана Владимировна

Консультация музыкального руководителя знакомит воспитателей с подговорками, способствующими усвоению танцевальных движений, и их использованием в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_podgovorki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 137 «Чижик»

г.о. Тольятти

Консультация для воспитателей

Подговорки –

малый фольклорный жанр

Музыкальный руководитель высшей категории Акимова С.В

Тольятти, 2014

Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений.

Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависят от той базы знаний, умений и навыков, которые они приобретают в детском саду. Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям.

В музыкально-ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение - средством ее усвоения. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь.

Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребенка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки - удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. Одни из них включают в себя название танцевального движения.

Гармошка

Я «гармошечку» танцую

Раз, два, три, четыре, пять.

Пою песню заводную,

Выходи ко мне плясать!

Другие отражают технику выполнения танцевального движения.

Шаг польки

Все девчонки и мальчишки

Очень рады поплясать.

Скок - пробежка, скок - пробежка,

Будем польку танцевать.

Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях. Заниматься с детьми можно индивидуально, подгруппами и всей группой. Материал удобно использовать на всех этапах работы:

•        знакомство с танцевальными движениями;

  • разучивание, отработка, повторение и закрепление танцевальных
    движений;
  • художественная, творческая деятельность самих детей.

В группах младшего возраста текст подговорки читает воспитатель или музыкальный руководитель, а движения выполняют дети.

В средней группе осуществляется совместная творческая деятельность воспитателя и ребенка. В группах старшего возраста, используя подговорку, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения. Воспитатель или музыкальный руководитель иногда пользуются методами косвенного руководства.

В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т.д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст подговорки и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети - в более сдержанном темпе, другие - в подвижном.

Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движении.

Педагог стремится к тому, чтобы постепенно все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.

Во время исполнения движений можно использовать ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят движения.

В работе над текстом подговорок и качественным выполнением танцевальных движений мы используем другие частные методики: развития речи, физического воспитания, что способствует комплексному развитию личности.

Подговорки

Носок - пятка, перетоп,

Носок - пятка, перетоп.

Вот какие молодцы –

Мы танцоры удальцы!

Перенос тяжести тела с ноги на ногу - «маятник»

Вперед - назад, вперед - назад

Маятник качается.

Влево - вправо, влево - вправо

Детям очень нравится.


Подскок

Скок, скок, скок, скок!

Вот какой у нас подскок!

Ножку дружно поднимаем

И носочек книзу тянем.

Шаг польки

На рассвете ранним утром

Зайки вышли поскакать.

Скок - пробежка, скок - пробежка

Будут польку танцевать!

Посмотрите, зайчики!

 Посмотрите, белочки!

Как танцуют полечку

Мальчики и девочки.

Шаг с полуприседанием

Шаг - присяду, шаг - присяду.

Это танец я учу,

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу!

Шаг - присяду, шаг - присяду.

Спинку прямо я держу,

Танцевать себя заставлю,

Даже если не хочу.

 

Молоточки

Молоточек тук да тук,

Раздается звонкий стук,

А потом еще разок –

Вот и вбился весь гвоздок.

Гвоздики

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя –

Замечательная!


Моталочка

Я моталочку спляшу,

Малым деткам покажу.

Ножку правую сгибаю

И быстрее выпрямляю,

То же самое с тобой

Повторим другой ногой.

Мы моталочку танцуем

С ребятишками в саду.

Приходите к нам скорее,

Будем рады мы всему!

Припадание

Как танцуем мы красиво,

Улыбаемся счастливо.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем,

Как лебедушки, плывем,

Хоровод мы наш ведем!

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

Наши танцы хороши,

Мы танцуем от души!

Гармошка

В нашем доме у Тимошки

Есть красивая гармошка.

Пятки вместе, носки врозь –

Потанцуй, лениться брось.

Мы с подружками «гармошку»

Будем вместе танцевать.

А дружки наши «гармошку»

Будут с нами повторять.

Топающий шаг - «топотушки»

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно, весело, задорно

Повторим мы все опять!

В гости к нам пришли зверюшки,

Им покажут топотушки,

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы.

Мы веселые игрушки,

Пляшем танец «топотушки».

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем.

Галоп прямой

Но, лошадки, но, лошадки,

 Вы скачите без оглядки,

 Ножку правую вперед –

Получается галоп.

Вот лошадки цирковые.

Хороши они, красивы.

Побежали в хоровод,

Станцевали нам галоп.

Галоп боковой

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Получается галоп.

Пятка пятку догоняй -

Пятка пятку выбивай.

Шаг с притопом

Сух из лужи вышел гусь,

Но и ты теперь не трусь.

Шаг с притопом покажи,

А потом беги, кружи!

Бегунец

Прыжок - пробежка, бегунец,

Вот какой он молодец!

Через лужу прыгает,

Сам себе завидует!

Качалочка

Качай, качай, качалочка,

Качай ты нашу Галочку.

Наша дочка хочет спать,

Мы не будем ей мешать.

Знаю я одну считалку,

Называется «качалка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем танцевать.

Козлик

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит.

Скачет козлик по дорожке,

Бьет он звонко каждой ножкой.

Когда пляску я учу,

То копытцами стучу.

Ковырялочка

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

И три раза постучу,

Глядя на ребяток.

Ковырялочку, ребята,

Я хочу вам показать.

Вы попробуйте за мною

Все движенья повторять.

Веревочка

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская, учись.

Мы веревочку плетем -

Ногу за ногу ведем,

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем все опять.

Я маленький зайчонок,

Скачу, куда хочу,

Смотрите, как я ловко

Веревочку кручу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...

Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.     Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....

Консультация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагоги...

Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"

       Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...

Консультация для педагогов ДОО «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напев...