Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста.
консультация на тему

МАЗАЕВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА

Выступление на педсовете"Развитие социальной компетентности
детей дошкольного возраста. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnoy_kompetentnosti.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальной компетентности
детей дошкольного возраста.

Начнем с определения понятия «социальная компетентность». Что же
подразумевают под этим понятием? Это способность ориентироваться в
окружающем мире, сосуществовать в нем вместе с другими людьми.
Социальная компетентность позволяет не допускать ошибок в
жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с
социумом в самом общем виде. Социальная компетентность может быть
представлена как понимание отношений «Я и общество». Это умение
выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою
деятельность в соответствии с этими ориентирами. Это социальные навыки,
позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в
обществе, поскольку человек - существо общественное, а «жить в обществе
и быть свободным от общества нельзя».

Задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы
подготовить ребенка к будущей жизни, усвоить ценности
, традиции,
культуру общества, в котором ему предстоит жить. Именно в дошкольном
детстве закладываются основы гармоничной личности, способной выделять
свое
.Я» среди других людей, формируется умение общаться с близкими
взрослыми и сверстниками. Ребенок осваивает азы сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, что крайне необходимо для будущей жизни.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир не_так,
как его воспринимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного
опыта
, особенностей мышления, восприятия, воображения, высокой
эмоциональности ребенка. Поэтому так важно развивать социальную
компетентность детей. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о
месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых
личностных качеств. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и

сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы,
правила и нормы поведения в обществе, то ес
ть становится социально
компетентным.

При организации работы по социальному воспитанию мы определяем 4
блока важных направлений
, которые последовательно вводят дошкольника в
мир социальных отношений.

l-й блок составляют понятия - <<.Я и моё имя»
2-й блок - «Я и мои близкие»

3-й блок - «Я и мой дом»

4-й блок - <<.Я и мой город, моя страна»

С этими понятиями ребенок начинает знакомиться с раннего возраста.

Занятия о себе и о семье дают возможность закрепить знания о себе, о
значении имени, фамилии, формирует знания о родословной.

Занятия о месте, где я живет ребенок, продолжают логическую цепочку:
от «близкого к далекому», от любви к семье, к детскому саду, к улице, к
городу
- до любви к родному Отечеству.

Социальное развитие тесно связано с нравственным, патриотическим,
эстетическим, трудовым, умственным воспитанием дошкольников. Этому
направлению соответствует работа наших кружков: «Люби и знай родной
свой край» и кружка по изобразительной деятельности.

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими чувствами. Это
приводит к импульсивным поступкам. А импульсивные реакции, в свою
очередь, приводят к осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками.
Для формирования умения контролировать свои чувства, переживания
необходимо проводить специальные занятия, тренинги.

Большую социальную значимость имеет умение детей общаться.

Усвоение норм речевого поведения помогает ребенку приспособиться к
новым условиям, например, освоиться с новой ролью ученика, помогает
избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками и взрослыми.

Именно в дошкольном детстве у ребенка возникает потребность в общении.
При благоприятном течении обстоятельств к 5
-6-летнему возрасту ребенок
свободно общается с окружающими. У него уже выработано умение строить
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Общение осуществляется с
помощью разнообразных средств
- экспрессивно-мимических, предметно-
действенных и речевых.

Программой обучения и воспитания в детском саду предусматриваются
специальные занятия, на которых мы учим детей правильно говорить. Для
этого мы используем дИдактические игры, специальные упражнения. Разные
стороны грамматического строя языка синтаксис, морфологию,
словообразование дети усваивают постепенно. На каждой возрастной
ступени на передний план выходит что
-то одно. Так изменять форму слова,
т.е. склонять и спрягать слова, дети учатся в младшем и среднем возрасте. В
старших группах активно пополняется словарный запас, развивается
диалогическая и монологическая речь. Овладение родным языком не
ограничивается только умением правильно использовать слова. Не менее
важной для общения является эмоциональная сфера. Например: ребенок 2-3
лет не очень хорошо говорит, но эмоций он испытывает, порой, больше, чем
некоторые взрослые. При работе над формированием культуры общения у
дошкольников можно успешно использовать музыку искусство,
обращенное к душе человека. Именно музыка способна вызывать у ребенка
необходимые эмоциональные состояния. Сила ее заключается в том, что она
способна передавать смену настроений переживаний динамику
эмоционально-психических состояний человека. Музыка помогает осваивать
мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.
Исследования последних лет показали, что музыкальная деятельность
способствует коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Общение тесно связано с таким понятием как совместная деятельность
или сотрудничество.

       Что же представляет собой сотрудничество вообще? Это тип
взаимодействия в совместной деятельности.

Сотрудничество характеризуется согласованной, сообща обдуманной
деятельностью, активной помощью друг другу, направленной на достижение
цели.

Сотрудники или партнеры имеют общую цель, мотив, действия, результат.
Что необходимо для осуществления сотрудничества между детьми?

  • наличие положительного живого интереса дошкольников друг к

другу, желание сотрудничать;

  • знание детьми правил, моделей сотрудничества;
  • овладение умением вести диалог, договариваться друг с другом;
  • умение правильно оценивать свои возможности в решении
    совместного задания.

Технология развития сотрудничества.

1. Обогащение представлений старших дошкольников о сверстнике как о
партнере по совместной деятельности, развитие отдельных умений для
осуществления сотрудничества

п. Освоение совместно-индивидуальной; совместно-последовательной и
совместно-взаимодействующей
моделей сотрудничества.

IП. Предоставление возможности выбора модели сотрудничества.

Первый этап - обогащение представлений. Для достижения этой цели
можно использовать карты-пиктограммы, пантомимические этюды,
диагностические задания.

Второй этап - моделирование. Здесь можно предложить детям игру-модель:
«Лесенка», игру-инсценировку: «Говорящие куколки».

Третий этап - развитие детского сотрудничества. Детям можно предложить
разнообразные творческие ситуации: конструирование из природного
материала, посадка растений, инсценировка сказочного эпизода и др.

Вывод: Развитие навыков сотрудничества является существенным
фактором социального созревания ребенка-дошкольника. Дошкольный
возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных
форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что в свою очередь
обеспечивает положительные результаты в развитии личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".

quot; Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития"....

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Безопасность»

Перспективный план развития  группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Безопасность»...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Труд»

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», направление «Труд»...

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...