обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"
методическая разработка на тему

Шнайдер Вера Алексеевна

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_shnayder_v.a.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обобщение опыта работы

по  теме:

«Формирование познавательной активности

у детей с общим недоразвитием речи посредством моделирования».

Воспитатель Шнайдер В.А.

МБДОУ «Детский сад  № 65 – Ц РР»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Наименование опыта:

«Формирование познавательной активности     у детей с общим недоразвитием речи   посредством моделирования»………………. .. 3

  1. Условие возникновения и становления опыта ………………………. 3
  2. Актуальность опыта…………………………………………..…….. 3-4
  3. Теоретическая база опыта и ведущая педагогическая идея……… 4-5
  4. Новизна опыта………………………………………………………. 5-6
  5. Технология опыта…………………………………………………..  6-8
  6. Результативность и доступность……………………………........... 8-9
  7. Адресная направленность…………………………………………….. 9
  8. Трудоемкость………………………………………………………….. 9
  9.  Список литературы………………………………………………...10-11

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Перспективный план работы по формированию познавательной активности у детей средней группы  с общим недоразвитием речи посредством моделирования 2012-2013 учебный год………………...............................................................................12-13

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Перспективный план работы по формированию познавательной активности  у детей старшей группы  с общим   недоразвитием речи посредством моделирования на 2013-2014 учебный год……………………………………………………………………..14-15

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Диагностический материал по  формированию познавательной активности у детей    с общим недоразвитием речи посредством моделирования ……………………………………….16-17

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Конспекты организованной образовательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи по формированию познавательной активности посредством моделирования…………18-28

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Игры  и  упражнения по формированию познавательной активности посредством моделирования  для детей с общим недоразвитие речи…………………………………………… 29-30

1.Наименование опыта.

       «Формирование познавательной активности     у детей с общим недоразвитием речи   посредством моделирования»

  2.Условия возникновения и становления опыта.

        Опыт сформировался в условиях МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития речи» в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.

3.Актуальность.

        Познавательная активность – это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, в том числе экологического характера. Познавательная активность – это познавательная потребность ребенка и побуждаемая его познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее мера и направленность у детей неодинакова. Охарактеризовать познавательную активность ребенка, значит определить уровень его развития.

        Однако у многих детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные трудности при обучении: неустойчивость произвольного внимания при анализе,  поиске различных способов и средств в решении задач; отставание в   овладении  анализом,  синтезом,  сравнением,  классификацией;  ошибки в   установлении  причинно - следственных   связей   и   умозаключениях, а  нарушения  в  структуре  деятельности, самоорганизации дошкольников с  общим  недоразвитием  речи    обуславливаются  недостатками мотивации и устойчивого интереса, являющимися «структурными компонентами познавательной активности». Поэтому, чтобы развивать активность, необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Многообразие природного растительного мира создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдений, но растянутая изменчивость растений, их сезонных изменений, не заметные для восприятия связи и зависимости внутри данного сообщества, рождают трудности для дошкольников.

          Вместе с тем, именно при ознакомлении с миром растений у детей с общим недоразвитием речи формируется возможность устанавливать, отражать объективно существующие в природе связи и, что особенно важно, существенные связи, если их можно представить дошкольнику в наглядно-действенным или наглядно-образном плане. Отсюда возникает возможность, опираясь на познания существенных связей, формировать у детей с общим недоразвитием речи, систематизированные, соответствующие действительности представления, способствующие развитию познавательной активности. А предметная «исследовательская» деятельность в центре природы, свойственная ребенку, развивает и закрепляет активное познавательное отношение к окружающему миру.  

          Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания  и основные  средства в этом возрасте, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы). Это и вызывает необходимость моделирования при ознакомлении с миром растений. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей и обеспечивающая успешное усвоение представлениями об особенностях объектов природы.

            Таким образом, моделирование при  ознакомлении с миром растений у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует  формированию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.  

4.Теоретическая база опыта и ведущая педагогическая идея.

К  проблеме формирования познавательной активности  и моделирования обращались многие педагоги и психологи.

          Матюшкин А.М. [18, с. 12] определяет познавательную активность, как потребность во впечатлениях, как ориентировочно – исследовательскую активность, как творческую активность.

По мнению Венгер Л.А., познавательная активность – это свойство личности ребенка, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [2, с. 137].

Условия развития познавательной активности, подъём её на более высокий уровень – это практические, исследовательские действия ребёнка-дошкольника. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые изучения, окрашенные яркими эмоциями.

Лисина М.И. считает, что одним из факторов развития познавательной активности у дошкольников является «общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями» [14, с. 30].

В процессе этого общения ребёнок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, к предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

По словам Козловой С.Н., под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе  [12, с. 402]. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении усвоить способ познания и применять его на другие материалы.

Согласно Венгер Л.А., работа с моделями имеет для детей дошкольного возраста большое значение, т.к. абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную, причинно – следственную  связь между предметами и объектами, в том числе и природного характера [3, с. 22].

Николаева С.Н., отмечает, что большую помощь в познании дошкольниками окружающего мира, явлений природы, способствует моделирующая деятельность [21, с. 83].

Моделирование всегда содержит в себе элемент новизны, и носит исследовательский, экспериментальный характер, что является одним из условий развития познавательной активности, подъемом ее на более высокий уровень.

Изучение и анализ литературы показали, что проблемы  формирования познавательной активности  в процессе моделирования  у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи актуальна на современном этапе, привлекает внимание многих педагогов и психологов: Венгер Л.А., Выготский Л.С., Годовикова Д.Б., Лисина М.И., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Пороцкая Е.А., и составляет одну из центральных задач развития ДОУ.

5. Новизна опыта.

        С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)  основным показателем преемственности  дошкольного и начального общего образования следует считать  целевые ориентиры. Так, для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования необходимо, чтобы  ребенок проявлял любознательность,  интересовался причинно-следственными связями, пытался самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;  умел  наблюдать, экспериментировать,   принимал собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  Таким образом, важным показателем функциональной готовности ребенка к школе является развитие уровня познавательной активности.   Предпринята попытка осуществить системный подход по формированию познавательной активности по методике Годовикова Д.Б.  посредством моделирования у детей с общим недоразвитием речи.  

6. Технология опыта.

Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

Цель. Создание условий для формирования  познавательной активности в процессе ознакомления с растительным миром природы у детей с общим недоразвитием речи посредством моделирования.

Объект. Познавательная активность детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет. Процесс формирования познавательной активности  у детей   дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования  при ознакомлении с растительным миром природы.

          Гипотеза заключается в предположении о том, что  формирование познавательной активности   у детей   дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если использовать  моделирование.

Задачи:

1. Теоритически обосновать проблему формирования познавательной активности у детей   дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.Выявить уровень познавательной активности у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.Разработать систему работы по формированию познавательной активности в процессе   ознакомления  с   миром   растений у детей   дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи, посредством моделирования.

4.Выявить эффективность разработанной системы работы по формированию познавательной активности в процессе   ознакомления с   миром   растений у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования.

В соответствии с выдвинутыми целью, задачами, гипотезой   опыт работы включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, которые выстроены по принципам цикличности, системности и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

         Решить задачи позволили  основные принципы образовательного стандарта [26, c.2]:

  • Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип основан на согласовании требований нормативному развитию воспитанников признанию уникальности и неповторимости развития личности ребенка.
  • Взаимодействие  взрослых и детей, ребенок активный участник образовательных отношений. В образовательную деятельность вовлекаются желающие из ближайшего окружения.
  • Сотрудничество организации с семьей. Тесное взаимодействие семьи и организации дает ожидаемые положительные результаты.

     Система работы.

Для решения поставленных задач  на констатирующем  этапе   были использованы следующие методы исследования: наблюдения (методика, разработанная Д.Б. Годовиковой) для выявления уровня формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, метод математической и статической обработки данных.

          Результаты наблюдения показали что, познавательная активность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не очень высока. Это означает, что уровень развития интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска, т.е., к самоорганизации детей   не достаточный.

В процессе формирующего   этапа была разработана  и  реализована система работы по формированию познавательной активности   у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством моделирования.

        Данная система предполагает три периода:

На первом: происходит накопление впечатлений, выделение того или иного объекта природы из окружающего мира и на этой основе обнаружение простейших связей, отношений, зависимостей, умение делать предположения по поводу своих действий, необходимых для решения стоящей перед дошкольниками познавательной задачи. Подражание педагогу в применении средств и способов познания (обследование, осуществление пробующих действий, наблюдение, рассматривание иллюстраций, комнатных растений, трудовые поручения в уголке природы и на участке детского, дидактические игры,  фиксирование результатов).    

На втором:  первичное упорядочивание полученных впечатлений об объекте природы, их систематизация, проверка вновь обнаруженных фактов, определение их места в системе уже имеющихся представлений. Совместно с педагогом дети с общим недоразвитием речи организуют разные познавательные действия с объектом: наблюдения, сравнения, эксперименты, сопоставления, классификация и др. 

На третьем: предполагается работа по дальнейшему упорядочиванию  и структурированию представлений детей с общим недоразвитием речи об объекте природы: выявление более сложных отношений, связей и закономерностей, которые невозможно обнаружить, оставаясь лишь на уровне восприятия. Для их выполнения необходима способность предвидеть в образном  плане   и осуществлять самоорганизацию поиска.

   По итогам   контрольного этапа     познавательная активность   у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования возросла. Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику.

     Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Основные виды деятельности.

      Образовательная деятельность может быть организованна в подгруппах и индивидуально. Наибольший результат образовательной деятельности достигается в микрогруппах с 3-5 воспитанниками. Дети гораздо лучше воспринимают материал, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Микрогруппа формируется с учетом сходных индивидуальных особенностей и уровнем подготовленности.

     Во время индивидуальной работы создаются условия для развития ребенка и достижения результата. На индивидуальную образовательную деятельность привлекаются дети,  не усвоившие материал.

     Во всех видах деятельности используются здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики: динамические разминки, пальчиковая гимнастика. Продолжительность образовательной деятельности составляет от 10-15 минут до 22-32 минут.

   

    7. Результативность.

При проведении наблюдения  у детей дошкольного возраста были использованы следующие показатели познавательной активности (методика Д.Б. Годовиковой) [6, с.29]:

  1. Внимания и особый интерес к предмету.
  2. Эмоциональное отношение к предмету.
  3. Действия, направленные на лучшее понимания функционального назначения (общее число действий).
  4. Постоянное стремление к предмету.

На основании данных показателей выявлены 3 уровня познавательной активности:

    1.  Уровни интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

    2. Уровни интереса функциональным количеством предмета и регуляции поиска определяются с помощью взрослого.

    3. Уровни интереса внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска – это самоорганизация.

Проведённое наблюдение фиксировалось в протоколах (Приложение 3)

Вся работа проводилась только  с учётом стремления детей к познанию, т.е. получению представлений о разнообразном мире растений.

          При проведении повторной диагностики   были  выявлены уровни познавательной активности у детей   дошкольного возраста   (Приложение 3).

Как показывают результаты диагностики, развитие познавательной активности  дошкольников   возросло.

Выводы.

         1. Проблема формирования познавательной активности в процессе ознакомления с растительным миром природы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования  актуальна на современном этапе и составляет одну из центральных задач развития дошкольного образовательного учреждения.

         2. Разработанная система   обеспечивает высокую результативность в формировании познавательной активности при ознакомлении с растительным миром природы  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования, что определяет выявленная положительная динамика.

Показателем служат  увлеченность познавательной деятельностью в центре природы, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых знаний о разнообразном мире природы,  т.е. к познанию.

8. Адресная направленность.

     Мой обобщенный опыт работы может быть использован в дошкольных учреждениях, где воспитатели подходят творчески к данной теме, а также с условием их достаточной теоретической подготовки.

9. Трудоемкость.

    Трудоемкость в том, что  слабо разработана методика формирования познавательной активности посредством моделирования.  

10. Список литературы.

  1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст]: монография / Т.М.  Бондаренко – В., 2004. – 264 с.
  2. Венгер, Л.А. Дошкольная школа мышления [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л.  Венгер - М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
  3. Венгер, Л.А. Развитие способностей к наглядному моделированию. [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - №2. – С.24.
  4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М., 1983. – 223 с.
  5. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: монография / Л.С. Выгодский. – СПб: Союз, 1997. 224с. – Библиогр.: С. 212-221.
  6. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1. – С.29.
  7. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. -№1.- С.24-27
  8. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой в 2 ч. – М.: Просвещение, 1998. –  285 с.
  9. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]: монография. – М.: Просвещение,1981. – 104 с.
  10. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]: монография. – М., 2004. – 112 с.
  11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л.И Цеханская – М., Просвещение, 1989. – 127 с.
  12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 1998. – 416 с.
  13. Концепция     экологического     образования     дошкольников
    [Текст]: монография / С.Н. Николаева. - М., 1999. – 130 с.
  14. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. -№4.- С.18-35
  15. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст]: монография /М.М. Марковская. - М.: Просвещение,  1989. – 143 с.
  16. Маневцева, Л.М. Мир природы и ребёнок [Текст]. / Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова  – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 315 с.
  17. Маневцева, Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средство познавательной активности [Текст] / Л.М. Маневцева  // Дошкольное воспитание. – 1973. - №4, 11. – С. 18-27., с. 17-21.
  18. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности  [Текст] /  А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. - №4.  – С. 5-17
  19. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст]: монография / Николаева С.Н.  – М., 2002. – 185 с.
  20. Николаева, С.Н. Как приобщить ребёнка к природе [Текст]: монография / С.Н.  Николаева– М., 1993. – 104 с.
  21. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: монография / С.Н.  Николаева – М.: Просвещение, 2000.–186 с.
  22. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: монография / С.Н.  Николаева – М., Академия, 1999. – 181 с.
  23. Основы специальной психологии: Учебное пособие студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 408 с.
  24. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: [Текст] - М.: Мозаика-Синтез,  2014. — 368 с.

  1. Пороцкая, Е. Основные этапы развития познавательных способностей [Текст] / Е. Пороцкая // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2. – С.31.
  2.  Подготовка к школе  детей с общим недоразвитием речи  в условия специального детского сада [Текст] / Под. ред. Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. –  М.: Альфа, 1993.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт

 дошкольного образования [Текст],  2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"

Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности»

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую с...