Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"
методическая разработка на тему

Никитенко Маргарита Ивановна

Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_nikitenko.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 52 станицы Петровской

муниципального образования Славянский район

Обобщение опыта работы на тему:

«Формирование детского коллектива посредством  трудовой деятельности» 

                                                           

                                                           воспитатель:  Никитенко М. И.

                                                   2015 год

         

       Деятельность педагога всегда регламентируется документами. Основные документы, на основе которых я строю свою работу в ДОУ - ФГОС ДО,               « Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы »  под редакцией Н. Е. Веракса и «Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ  детский сад № 52».

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

      Считаю, что  взгляд педагога  на важность трудового воспитания напрямую влияет на развитие личности ребёнка. Но как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

      Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда других людей).  Не каждый ребенок владеет умением общаться, трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.  Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование детского коллектива посредством  трудовой деятельности».

     Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.

Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива посредством трудовой деятельности актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания  дошкольников.

    Первые неустойчивые объединения детей проявляются в игровой деятельности под чутким  руководством  воспитателя.  Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

   Формирование детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Воспитатель выдвигает более сложные цели совместной деятельности -  трудовые.  Умение трудиться приобретается детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, зачастую при взаимодействии в коллективе. По опыту работы с детьми младшего возраста замечено, что чем раньше с детьми начинает проводиться грамотная  работа по формированию коллектива, тем она будет более успешной. Состав объединений у детей 3-4 лет становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя на данном этапе - формировать организаторские умения у всех детей.

   По опыту заметила, что  поручать важное дело, делать организаторами желательно  самых хулиганистых  детей в группе.

   Средний возраст характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.

    Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д.

    Периодически  выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.), каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы. На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей. Он добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

    Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированного  коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

    Для развития детского коллектива и укрепления связей внутри него, он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Разные виды трудовой деятельности, применяемые  в той или иной степени на протяжении всего времени пребывания в детском саду, открывают большие возможности для формирования умений и навыков работы в коллективе. При этом необходимо помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

    Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени сформирован.

Литература:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования    «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,            М.А.Васильевой.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"

В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности»

ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».Освоение детьми социального опыта, включение их в существующую с...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...