Главные вкладки

    Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"
    методическая разработка на тему

    Никитенко Маргарита Ивановна

    Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_nikitenko.docx22.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад 52 станицы Петровской

    муниципального образования Славянский район

    Обобщение опыта работы на тему:

    «Формирование детского коллектива посредством  трудовой деятельности» 

                                                               

                                                               воспитатель:  Никитенко М. И.

                                                       2015 год

             

           Деятельность педагога всегда регламентируется документами. Основные документы, на основе которых я строю свою работу в ДОУ - ФГОС ДО,               « Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы »  под редакцией Н. Е. Веракса и «Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ  детский сад № 52».

    ФГОС ДО рассматривает трудовое воспитание ребенка в рамках области «Социально-коммуникативное развитие».

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

    ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

    ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

    сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

    саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

          Считаю, что  взгляд педагога  на важность трудового воспитания напрямую влияет на развитие личности ребёнка. Но как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?
    Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

          Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда других людей).  Не каждый ребенок владеет умением общаться, трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.  Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование детского коллектива посредством  трудовой деятельности».

         Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.

    Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива посредством трудовой деятельности актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания  дошкольников.

        Первые неустойчивые объединения детей проявляются в игровой деятельности под чутким  руководством  воспитателя.  Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

       Формирование детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Воспитатель выдвигает более сложные цели совместной деятельности -  трудовые.  Умение трудиться приобретается детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, зачастую при взаимодействии в коллективе. По опыту работы с детьми младшего возраста замечено, что чем раньше с детьми начинает проводиться грамотная  работа по формированию коллектива, тем она будет более успешной. Состав объединений у детей 3-4 лет становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя на данном этапе - формировать организаторские умения у всех детей.

       По опыту заметила, что  поручать важное дело, делать организаторами желательно  самых хулиганистых  детей в группе.

       Средний возраст характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.

        Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д.

        Периодически  выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.), каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы. На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей. Он добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

        Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива. Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д. Определенным показателем сформированного  коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

        Для развития детского коллектива и укрепления связей внутри него, он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Разные виды трудовой деятельности, применяемые  в той или иной степени на протяжении всего времени пребывания в детском саду, открывают большие возможности для формирования умений и навыков работы в коллективе. При этом необходимо помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

        Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной степени сформирован.

    Литература:

    • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования    «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,            М.А.Васильевой.

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

    На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

    Обобщение опыта работы на тему: «Формирование позитивной мотивации здорового питания у дошкольников и их родителей»

    Данный опыт адресован воспитателям и педагогам ДОУ и призван помочь им формированию у детей представления о правильном и здоровом питании....

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

    обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"

    В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....

    Обобщение опыта работы по теме " Формирование у младших дошкольников правил безопасного поведения через различные виды деятельности".

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через обучение сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни....

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

    В работе редставлен опыт работы по работе со старшими дошкольниками на умение разрешать конфликтные ситуации....

    Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

    Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...