Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?
статья по теме

Занина Мария Николаевна

Статья о значимости игры в жизни дошкольника. Выполнена на основе собственного опыта и с использованием некоторых источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А.С. Макаренко)

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Так и в ФГОС игра является приоритетной формой организации образовательного процесса в ДОО. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

Игра, является такой деятельностью дошкольника, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в личности и психике ребенка. Игровая деятельность имеет особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, интересы, ценности и преставления.

 Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра помогает сделать его поведение более осмысленным и осознанным. Именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя.

Бедность и примитивность игры пагубно влияет на развитие коммуникативной деятельности ребенка. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила, договариваться и обсуждать. Дети апробируют разнообразные модели поведения и общения, творчески используют известные способы коммуникации. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Игра - средство социализации ребенка. В ней происходит освоение, проживание, осмысление, оценка всех компонентов социального опыта. Игра позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, приобретать опыт социально-нормативного взаимодействия.

Условия эффективности развития игр (из ФГОС): свободное и добровольное включение детей в игру; дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли; игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников; достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла; при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей; осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Игра имеет развивающий, воспитательный и познавательный потенциал. Во всех случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных качеств личности.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Все игры призваны помочь детям. Они вызывают радость от общения, учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям; побуждают действовать самостоятельно; замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

Следовательно, в игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет успешен в учебе, работе, как будут складываться взаимоотношения с другими людьми.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него представления, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.

Существует широкая классификация игр. Это игры с правилами, игры-забавы, режиссерские, сюжетно-ролевые, конструктивные, подвижные, дидактические, игра-драматизация, игра-имитация, пальчиковые игры, музыкальные, хороводные, игра-фантазирование и др.

Спонтанная игра у дошкольников обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами.

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются в процессе НОД и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора, содержали разные уровни сложности, тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая появляется еще в раннем возрасте и имеет простой доступный сюжет («Дочки-матери») и усложняется к старшему дошкольному возрасту, объединяя в себе множество сюжетов и ролей, отражающих богатый опыт детей. Один сюжет перетекает в другой с сопутствующим изменением игрового пространства, где дети самостоятельно действуют, принимая на себя ту или иную роль, меняются ролями, свободно вступают в ролевые диалоги, проявляют творчество и фантазируют («В мире динозавров», «Путешествие на космическом корабле»).

Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка. Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее.

В благополучной социализации ребенка сюжетно-ролевым играм уделяется особое значение. Так играя в «Семью», малыши принимают на себя роль мамы и папы. Психологами неоднократно доказано, что именно в этом возрасте в психику ребенка закладывается модель его будущего семейного поведения. Игра в «Семью» или в «Дочки-матери» существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.

Кроме того, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду, доброжелательность в общении с окружающими, бережное отношение к предметам, любовь к природе и умение видеть красоту. Цели и задачи зависят от выбора тематики игры: «Парикмахерская», «Автобус», «Пекарня», «Ферма», «Больница», «Почта» и др.

Игровая деятельность проходит через все виды деятельности детей. Так например в двигательной деятельности присутствуют подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность осуществляется в процессе обыгрывания сюжетно-ролевой игры; в изобразительной деятельности есть игра-фантазия, в НОД по ИЗО часто включают пальчиковые игры; в познавательно-исследовательской – дидактические игры, игровые образовательные ситуации, игры-экспериментирование; в музыкальной – хороводные, игры-забавы; в конструктивной – строительные, в театрализованной – игры-драматизации, и т.д.

Игра может использоваться и как форма (игра-путешествие, игра-экспериментирование), и как метод (игра-беседа, игровое моделирование), и как средство образовательного процесса.

В игре можно диагностировать развитие интегративных качеств личности детей. Например: во время подвижных игр можно увидеть, владеет ли ребенок основными движениями или нет; через игру-драматизацию отследить, откликается ли ребенок эмоционально на переживания сказочных персонажей; в сюжетно-ролевых играх четко прослеживается, овладел ли дошкольник средствами общения и способами взаимодействия; в дидактических играх – имеет ли малыш представления о каких-либо предметах и явлениях.

Таким образом, игра имеет колоссальный образовательный потенциал в жизни дошкольника, и любой взрослый (воспитатель, педагог, родитель) должен понимать значимость игровой деятельности, находить время для совместной игры с малышом, уметь развивать данный вид деятельности, создавать условия для плодотворной самостоятельной творческой игры ребенка.

Литература:

  1. http://www.i-deti.ru/ - электронный журнал «Игра и дети»
  2. ФГОС
  3. Электронная презентация Зориной Н.А. «Развитие и образование ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности».
  4. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – с. 8-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития".

Консультация для родителей,направленна на игровое восприятие любого образовательного материала....

Самообразование на тему:"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития."

Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога...

Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития

laquo;Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий....

Консультация для воспитателей "Мир детства не может быть без народной игры"

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...

Физкультура может быть интересной!

Актуальность проблемы физического развития дошкольников. Конспекты занятий по возрастным группам....

Дидактическая игра «Цветное геометрическое домино» Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей:

Цель дидактической  игры  может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей....

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...