Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?
статья по теме
Статья о значимости игры в жизни дошкольника. Выполнена на основе собственного опыта и с использованием некоторых источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А.С. Макаренко)
О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Так и в ФГОС игра является приоритетной формой организации образовательного процесса в ДОО. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.
Игра, является такой деятельностью дошкольника, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в личности и психике ребенка. Игровая деятельность имеет особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, интересы, ценности и преставления.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра помогает сделать его поведение более осмысленным и осознанным. Именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя.
Бедность и примитивность игры пагубно влияет на развитие коммуникативной деятельности ребенка. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила, договариваться и обсуждать. Дети апробируют разнообразные модели поведения и общения, творчески используют известные способы коммуникации. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
Игра - средство социализации ребенка. В ней происходит освоение, проживание, осмысление, оценка всех компонентов социального опыта. Игра позволяют моделировать разнообразные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, приобретать опыт социально-нормативного взаимодействия.
Условия эффективности развития игр (из ФГОС): свободное и добровольное включение детей в игру; дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли; игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников; достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла; при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей; осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.
Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.
Игра имеет развивающий, воспитательный и познавательный потенциал. Во всех случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных качеств личности.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Все игры призваны помочь детям. Они вызывают радость от общения, учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям; побуждают действовать самостоятельно; замечают и поддерживают инициативные действия других детей.
Следовательно, в игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет успешен в учебе, работе, как будут складываться взаимоотношения с другими людьми.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.
А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него представления, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.
Существует широкая классификация игр. Это игры с правилами, игры-забавы, режиссерские, сюжетно-ролевые, конструктивные, подвижные, дидактические, игра-драматизация, игра-имитация, пальчиковые игры, музыкальные, хороводные, игра-фантазирование и др.
Спонтанная игра у дошкольников обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами.
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются в процессе НОД и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.
Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.
Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.
В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.
Важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора, содержали разные уровни сложности, тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая появляется еще в раннем возрасте и имеет простой доступный сюжет («Дочки-матери») и усложняется к старшему дошкольному возрасту, объединяя в себе множество сюжетов и ролей, отражающих богатый опыт детей. Один сюжет перетекает в другой с сопутствующим изменением игрового пространства, где дети самостоятельно действуют, принимая на себя ту или иную роль, меняются ролями, свободно вступают в ролевые диалоги, проявляют творчество и фантазируют («В мире динозавров», «Путешествие на космическом корабле»).
Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка. Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее.
В благополучной социализации ребенка сюжетно-ролевым играм уделяется особое значение. Так играя в «Семью», малыши принимают на себя роль мамы и папы. Психологами неоднократно доказано, что именно в этом возрасте в психику ребенка закладывается модель его будущего семейного поведения. Игра в «Семью» или в «Дочки-матери» существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.
Кроме того, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду, доброжелательность в общении с окружающими, бережное отношение к предметам, любовь к природе и умение видеть красоту. Цели и задачи зависят от выбора тематики игры: «Парикмахерская», «Автобус», «Пекарня», «Ферма», «Больница», «Почта» и др.
Игровая деятельность проходит через все виды деятельности детей. Так например в двигательной деятельности присутствуют подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность осуществляется в процессе обыгрывания сюжетно-ролевой игры; в изобразительной деятельности есть игра-фантазия, в НОД по ИЗО часто включают пальчиковые игры; в познавательно-исследовательской – дидактические игры, игровые образовательные ситуации, игры-экспериментирование; в музыкальной – хороводные, игры-забавы; в конструктивной – строительные, в театрализованной – игры-драматизации, и т.д.
Игра может использоваться и как форма (игра-путешествие, игра-экспериментирование), и как метод (игра-беседа, игровое моделирование), и как средство образовательного процесса.
В игре можно диагностировать развитие интегративных качеств личности детей. Например: во время подвижных игр можно увидеть, владеет ли ребенок основными движениями или нет; через игру-драматизацию отследить, откликается ли ребенок эмоционально на переживания сказочных персонажей; в сюжетно-ролевых играх четко прослеживается, овладел ли дошкольник средствами общения и способами взаимодействия; в дидактических играх – имеет ли малыш представления о каких-либо предметах и явлениях.
Таким образом, игра имеет колоссальный образовательный потенциал в жизни дошкольника, и любой взрослый (воспитатель, педагог, родитель) должен понимать значимость игровой деятельности, находить время для совместной игры с малышом, уметь развивать данный вид деятельности, создавать условия для плодотворной самостоятельной творческой игры ребенка.
Литература:
- http://www.i-deti.ru/ - электронный журнал «Игра и дети»
- ФГОС
- Электронная презентация Зориной Н.А. «Развитие и образование ребенка дошкольного возраста в игровой деятельности».
- Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – с. 8-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-667778-1552474060.jpg)
Консультация для родителей "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития".
Консультация для родителей,направленна на игровое восприятие любого образовательного материала....
Самообразование на тему:"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития."
Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога...
Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития
laquo;Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий....
Консультация для воспитателей "Мир детства не может быть без народной игры"
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-414148-1572073376.jpg)
Физкультура может быть интересной!
Актуальность проблемы физического развития дошкольников. Конспекты занятий по возрастным группам....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/19/picture-751967-1645268551.jpg)
Дидактическая игра «Цветное геометрическое домино» Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей:
Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей....
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...